Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ » Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии
ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

14 651


Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

21 век называют сегодня называют веком «экономики знаний». И не напрасно: образование является сферой, где создается интеллектуальный капитализации. Соответственно, образование в Национальной Стратегии УР КР ( НСУР) определено одним из ключевых приоритетов в достижении результатов развития нашей страны.

Об этом на круглом столе под названием «Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии», который походил в конференц-зале МОН КР 6 июля 2016 года, заявила советник министра образования Лариса Марченко.

НСК – это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации специалистов со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. В структуру НСК входят Национальная рамка квалификаций ( НРК) и Отраслевые рамки квалификаций ( ОРК), профессиональные стандарты и сертификация квалификаций.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Накануне данного мероприятия отечественные специалисты науки и образования, преподаватели ВУЗов, работники системы профтехобразования и члены Общественного Совета МОН КР имели возможность ознакомиться с системой образования Германии, где акцент информационных встреч с немецкими специалистами был сделан на вопросах обеспечения качества экономики знаний и на вопросах аккредитации и квалификации. Сегодня участники круглого стола в своих докладах уже смогли учесть те вызовы и риски отечественной образовательной системы, которые явно «вычленились» при сравнении с системой образования одной из самых экономически развитых стран ЕС.

Как прошедшая поездка в Берлин, так и нынешний круглый стол проходили в рамках проекта Европейского Союза, который реализуется в КР при помощи Фонда имени Конрада Аденауэра и Экологического Движения «БИОМ» «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», нацеленного на поддержку образовательных реформ. То есть в рамках этого проекта планируется и реализуются действия по укреплению институционального потенциала и компетентности ОС при МОН КР, по улучшению взаимодействия ОС с государственными органами и гражданским обществом для повышения уровня прозрачности и участия в процессе образовательных реформ.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

По словам ректора БФЭА Светланы Сирмбард, национальные системы квалификации ( НСК) включают все аспекты деятельности той или иной страны, которые приводят к признанию обучения. Эти системы могут быть более или менее интегрированы и последовательны и включают в себя средства разработки и операционализации национальной или региональной политики в отношении квалификации, институциональных механизмов, процессов обеспечения качества, оценки и процессов присуждения и признания профессиональных навыков и механизмов, связывающих образование и обучение с рынком труда и гражданским обществом.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Ректор презентовала собравшимся детальный анализ НСК разных стран, из чего было видно, что на сегодня в мире не существует единого подхода к национальным системам квалификации: элементы могут меняться в разных странах. Однако для всех стран обязательными составляющими этой работы являются Национальная рамка квалификаций и Профессиональные стандарты, позволяющие признавать не только формальное и неформальное обучение, но и практически приобретенные умения/навыки. Остальное- другие системы оценивания, принятые в той или иной стране. Некоторые рамки могут иметь больше элементов и более жесткую структуру, чем другие; некоторые из них могут иметь правовую основу, тогда как другие представляют собой консенсус мнений социальных партнеров. Но все НРК создают основу для улучшения качества, доступности, связи и признания обществом или рынком труда квалификации как внутри страны, так и на международном уровне.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Квалификации присваиваются студентам ВУЗов, которые продемонстрировали знания и умения в области изучения. Национальная рамка квалификаций в Европе призвана поддерживать прозрачность, мобильность и образование в течение всей жизни. По словам Светланы Рустамовны, сегодня 34 страны работают над НКС, которые охватывают все типы и уровни квалификации для Европейского пространства высшего образования ( QF-EHEA). В их основе - знания студентов и применение ими знаний и пониманий на практике, выражение ими суждений, а также само наличие способности к обучению и коммуникативные способности личности. В 29-ти странах НКС официально приняты, а в таких странах, как Италия, Швейцария, Франция и Чехия, НКС покрывают ограниченный диапазон типов и уровней квалификации или состоящие отдельных структур, функционирующих отдельно от друг друга. 9 стран сегодня уже указывают на EQF при выдаче сертификатов, дипломов или документов.

Эта работа требует от правительств государств помимо политической воли еще и ресурсо- и времязатратности, а также необходимость установления взаимосвязи между рамками квалификаций для непрерывного образования (EQF) и Рамками квалификаций для высшего образования (QF-EHEA) и строгую вертикальную и горизонтальную прогрессию.

Учитывая, что в настоящее время свои системы квалификаций есть или разрабатываются в 145 странах мира, то для того, чтобы начать всем им «разговаривать на одном языке», на общеевропейском уровне создана сеть национальных координационных пунктов. В большинстве стран-участниц эти пункты действуют под эгидой Министерства образования. Во Франции – под эгидой национального комитета по профессиональной квалификации, в Бельгии и Италия они действуют под эгидой Министерства труда. В Португалии, Словении – оба министерства руководят VET агентством. В Шотландии же создана для этого независимая организация.




Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Но неважно, кто «рулит» национальными квалификационными пунктами. Важно другое - все эти 145 стран объединяет признание того, что НСК должны стать инструментом для повышения согласованности национальных квалификаций и для улучшения прозрачности системы образования и обучения; продвижения и ускорения перехода системы образования на подход, основанный на результатах обучения; содействия признанию неформального и формального образования; для увеличение международной и национальной прозрачности образования и обучения, сравнения и переноса квалификаций через внедрение EQF. Наконец, НСК должны способствовать продвижению обучения в течение всей жизни, то есть стать инструментом качества. Словом, НСК как бы не видно, но статус самоопределения стран и их рейтинг в сравнительной таблице повышает.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

По словам замминистра образования Нурмамата Эсенкулова, национальная квалификационная структура выполняет в обществе несколько важных ролей. Во-1х, она дает людям, желающим получить признание результатов своего обучения в виде сертификатов/дипломов в соответствии со стандартами конкретной профессии или образовательной программы, такую возможность. Во-2х, квалификационная структура позволяет работодателям определить соответствующий уровень квалификации для конкретной работы в своей сфере. В -3х, квалификационная структура позволяет Правительству более четко определять необходимое количество кадров определенного уровня квалификации для работы в разных секторах экономики и планировать их обучение на всех уровнях профессионального образования.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

«Учитывая, что КР имеет большой миграционный потенциал, необходимо обеспечить возможность также для желающих граждан нашей страны получить признание своих квалификаций и соотнести их с потребностями в рабочей силе и уровнем ее квалификации той страны, где человек хочет работать,- говорит Советник министра образования Лариса Марченко,- Таким образом, национальная квалификационная структура фактически должна быть направлена на формирование «рынка квалификаций», где «ценность» работника определяется его официально признанной реальной квалификацией. Система образования должна обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание страны. Сегодня в этом отношении делано уже много, однако бессистемно. Все написано очень фраментарно, поэтому при разработке плана действий на 2018-2020 гг необходимо внести коррективы. Уже в Законе об образовании – основном документе КР- есть лишь общее понятие «профессиональная подготовка», поэтому имеет место разночтение терминов «профессия» и «специальность».А о квалификации выпускников ВУЗов не сказано в Законе ничего».

Советник министра образования считает, что надо увязать все уровни образования с понятием всех типов квалификации. Эти вопросы не проработаны вообще, а продуктивность работы рабочей группы Лариса Марченко назвала низкой. «Тем не менее сам посыл о создании институции важен и правилен»,- сказала Л. Марченко.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Бурул Таштобаева, национальный координатор проекта Темпус QUADRIGA, КГТУ им. Раззакова, говорит, что по меньшей мере 5 последних лет шло бурное обсуждение того, на какую из имеющихся в мире систем квалификаций Кыргызстану стоит ориентироваться. К настоящему времени уже обозначились приоритеты и пути их решения, но многие проблемы все еще стоят в полный рост. Это показала презентация наработок, сделанных в рамках проекта Темпус QUADRIGA. «Считаю, что при разработке национальных квалификационной и отраслевой рамок надо обязательно учитывать местные условия»,- говорит Б. Таштобаева.

Секторальные исследования, сделанные АНСПО на уровне начального и среднего образования, а также обсуждение предложенной Союзом образовательных учреждений концепции Национальной Квалификационной Рамки показали, что одной из причин имеющихся в КР проблем в понимании самой квалификационной рамки, того, какие уровни она должна иметь, как будут сертифицироваться участники этого процесса и многого другого стало отсутствие в КР более широкого контекста для создания квалификационной рамки как части КСК КР.

Национальная система квалификаций как ключевой инструмент развития системы образования в Кыргызской Республике: разработка стратегии

Участники круглого стола пришли к единодушному признанию, что лидирующую роль в этой непростой работе должно играть Министерство образования и науки. Крайне важно создать такую Концепцию Национальной Квалификационной Структуры, которая обеспечивала бы как теоретические основы работы, так и практическую соорганизацию усилий всех заинтересованных госорганов и общественных институтов в этой работе.

Текст: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК