Прошедший учебный год ознаменовался «парадом» школьных разборок

Прошедший учебный год ознаменовался «парадом» школьных разборок: драки девчонок, школьный рэкет и много других неожиданных форм поведения подростков вызвали массу вопросов в обществе. Причины. Истоки. Масштабы. Виновники...
Согласно опросу, проведенному Центром изучения общественного мнения «Эл-Пикир», на вопрос родителям: «Кто, прежде всего, виноват, что в школе вашего ребенка существует рэкет?», 46,4% ответили — администрация школы, 22,4% правоохранительные органы, 17,1% криминальные структуры, 7,6% сами родители, 2,4% школьники, 3,8% другое.
Если мы вернемся в советское прошлое, то вспомним, что воспитанием детей занималась школа, которая поддерживалась пропагандой в СМИ, труд учителя хорошо оплачивался, а учитель и воспитатель — всегда были уважаемыми людьми. Был и правительственный подход. С независимостью этот институт перестал работать и принимать участие в воспитании детей.
Учителям самим приходится выживать и решать житейские проблемы, причем каждый выкручивается в зависимости от своих возможностей и способностей. Воспитательная работа стала общественной и неблагодарной нагрузкой. Порядочные преподаватели справедливо считают, что родители должны сказать спасибо, что еще учат детей за эту мизерную плату. Другая часть учителей сами собирают дань с родителей и детей. Совсем иная позиция у администрации учебных заведений, которые больше озабочены имиджем школы, собственной карьерой и наказанием высокого начальства из Министерства образования, поэтому стремятся замять конфликты, преуменьшить значение инцидентов, не выносить сор из избы и делать вид, что все благополучно.
Плачевное состояние и в правоохранительных органах, коррупция и плохая организация сказываются на работе с несовершеннолетними. Нехватка участковых инспекторов и инспекторов по работе с несовершеннолетними обусловлена тем, что именно они были сокращены в первую очередь. Хотя здравый смысл подсказывает, что как раз этот уровень работников нужно увеличивать, профессионально готовить и обеспечивать всем необходимым. Отдельный вопрос компетенции инспекторов, профессиональных и человеческих качеств, ведь работа с детьми — это больше психологическая работа. Если не будет доверия, не будет и контакта с ребенком. Необходимо отметить зависимость инспекторов от «крышевания», «телефонного права» как родителей рэкетиров, так и от администрации школ, замалчивание фактов за вознаграждение.

Почему молчат дети
Абсолютное большинство (85%) детей, осведомленных о рэкете в их школе, не обращались за помощью к учителям и в администрацию школы, так как считают, что они ничем не помогут, считают, что их потом побьют рэкетиры, что они станут объектом насмешек. Преподаватели сами не знают, как правильно поступать в случае с рэкетом. Максимум, что они могут сделать, так это вызвать рэкетира и пострадавшего в класс и отчитать. В таких случаях обычно рэкетиры оправдываются, говорят, что просто пошутили, либо что взяли вещь на время, а деньги в долг, могут даже вернуть тут же, на месте. Действия учителя не могут остановить, и уж тем более предотвратить рэкет. Рэкетир не наказан, действия не осуждены. Зато потом он начинает давить на пострадавшего, может даже избить того или наказать как-то по-другому. Пострадавший ребенок преподносится другим школьникам как ябеда и нытик, все начинают его дразнить, и в результате ребенок становится изгоем. А именно этого дети боятся больше всего, потому и предпочитают молчать и терпеть издевательства, а подчас не хотят ходить в школу.
Было бы правильно, если бы преподаватель обратился к инспектору по работе с несовершеннолетними, чтобы воспитательную беседу с рэкетиром и его родителем провел именно он, взял на учет, если нужно. И если бы эта система работала постоянно, тогда рэкетиры бы задумались, стоит ли игра свеч. На вопрос: «как поступил учитель после того, как ты рассказал о рэкете?», опрошенные дети ответили: 27,1% поговорил с рэкетирами, 23,7% поговорил со мной, 37,3% обратился в милицию, 22% ничего не сделал. Итого только четыре случая из десяти доходят до милиции.

Портрет рэкетира
Наличие рэкета в школе подтверждает каждый третий школьник. Обычно рэкету подвергаются школьники 5-6-го классов, сами рэкетиры обычно старшеклассники. При этом 48,1% родителей об этом не знают, 32,4% — знают о рэкете, и 19,6% — утверждают, что рэкета нет. Большинство, 75,2% родителей, отметили, что у их детей вымогали деньги и вещи один или более раз.
Совершенно неожиданный портрет рэкетира дал один из чиновников столичной администрации информационному агентству «24». По его мнению, в обществе «существует множество опасных категорий лиц, которые зачастую и занимаются вымогательством. Прежде всего, это дети гастарбайтеров, которые, оставшись без присмотра, идут на рэкет. Конечно, нельзя не отметить, что вымогательством занимаются и дети из неблагополучных семей».
Ученики школ часто признаются, что криминалитет назначает в школах своих смотрящих, которые собирают деньги на нужды заключенных.
Основными причинами рэкета является плохая коммуникация родителей со своими детьми. Занятость, нежелание или отсутствие культуры участия в воспитании детей и, как результат, отсутствие доверия между детьми и родителями. Незнание и неспособность защитить своего ребенка часто сводится к тому, что родитель пострадавшего ребенка берет его в охапку и бежит в школу жаловаться к преподавателю, и круг замыкается. Ребенок страдает еще больше, так как единственная надежда на родителя пропадает, а для остальных детей — это урок, что родителям признаваться не стоит. Порой дело доходит до суицида. Молчание — это та среда, которая дает развиваться рэкету. 46% опрошенных школьников и 49% опрошенных родителей ничего не сделали, чтобы воспрепятствовать рэкету после признания ребенка.
Родители несут ответственность за воспитание детей и должны интересоваться делами своих детей, дать им понять, что они помогут им решить их проблемы и готовы заступиться за него и отстаивать его права. Также дети должны знать от родителей, что есть законы, которые должны соблюдать и дети, и что эти законы касаются и школы, и учителей. Так же детям нужно говорить, что есть ответственность за преступления, совершенные детьми, и наказания.
Родители должны активно участвовать в жизни школы, знать директора, преподавателей, инспектора по делам несовершеннолетних, ходить на родительские собрания. Разве можно бросить собственного ребенка на произвол судьбы в обществе, которое переживает экономический и моральный кризис, где процветает коррупция и в СМИ идет пропаганда культа силы и культа «зоны».
Разве можно довериться и обвинять администрацию школ и правоохранительные органы, которым ты сам не веришь, и не веришь в справедливость этой системы? Следовало бы провести реформу Министерства образования, чтобы сделать прозрачными назначения на должность директоров школ, создать действующие попечительские советы, которые назначали бы директоров, принимали отчет и участие в распределении бюджетов школ, что повернуло бы чиновников образования лицом к проблемам школьников.

«Взрослый» рэкет
Отдельный и более организованный рэкет в вузах Бишкека, где первокурсники без исключения подвергаются издевательствам и вымогательству организованными группами без принадлежности к учебному заведению, которым противостоять самостоятельно невозможно. Родителям необходимо обращаться в правоохранительные органы и отслеживать реакцию и добиваться, чтобы рэкетиры получали заслуженное наказание, тогда появляется реальная возможность защитить своего ребенка и искоренить рэкет.

Психологи советуют
Психологи советуют быть внимательными к своим детям и обращать внимание на характерные признаки поведения ребёнка, которые должны вызывать тревогу у родителей:
1. Изменяется его поведение дома: он становится неразговорчивым, случается — слишком развязным.
2. Он постоянно ищет повод, чтобы не ходить в школу.
3. Он делает вид, что ходит в школу (вовремя просыпается, собирается, уходит), но до школы так и не доходит. Домой возвращается как обычно, что-то рассказывает о событиях в классе и даже как будто бы делает уроки. Если родители не проявят внимание, такое положение дел может продолжаться довольно долго.
4. Он может просить больше, чем обычно денег на карманные расходы и даже воровать их у родителей, чтобы удовлетворять запросы тех, кто его преследует.
5. Некоторые замыкаются в себе, перестают встречаться с прежними друзьями. Другие становятся более агрессивными с младшими, так как насилие вызывает насилие.
6. Зачастую это сказывается на результатах учебы. Ребенок становится невнимательным и разражается рыданиями при любом, даже самом невинном замечании.
7. И наконец, на теле у него вы обнаруживаете синяки. При этом он не может связно объяснить, откуда они взялись...
Главное помнить: судьба ребенка в руках его родителей.
Текст: Жумабе Максатков интернет-журнал "Оазис"
Обсудим?
Смотрите также: