<b>«Манасчынын тарыхы»:</b> История манасчы Ыбырайыма Абдыракман уулу (Акмолдо)
В книге биографии манасчы упорядочены хронологически, а их истории дополнены стихами, написанными манасчы Рысбаем Исаковым, который, к слову, имеет рекорд в Книге рекордов Гиннесса за непрерывное пересказивание эпоса «Манас» на протяжении 124 часов.
По мнению Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто форма искусства, а глубокая традиция, имеющая значительное влияние на общество.
«Искусство манасчы и сам эпос «Манас» обладают уникальными свойствами, которые до сих пор остаются предметом изучения. Эти традиции запечатлены в мифах и исторических событиях, которые мы переживаем. Эпос вдохновлял героев на важные свершения, и слова манасчы имели огромное воздействие на людей. Именно поэтому такие выдающиеся личности, как Байтик и Кыдыр Аке, стремились поддерживать и развивать эту традицию», - отметил он.
Неизвестно, сколько имен манасчы сохранилось до наших дней, и сколько осталось в тени истории. Даже сейчас общественность не имеет точных данных о количестве манасчы.
Автор книги выразил надежду, что его работа поможет сохранить имена манасчы для будущих поколений. В последующих изданиях список будет расширяться.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем вести рассказ о каждом из 150 манасчы.
Абдыракман уулу Ыбырайым (Акмолдо) (1888-1967)
Манасчы, собиратель фольклора, знаток родословных и педагог Ыбырайым Абдыракман уулу родился в селе Чырак в Джети-Огузском районе и ушел из жизни в селе Пограничник (ныне Казыбек) Ат-Башинского района. Он происходил из рода Черик.
Его отец, Абдыракман, был мастером, охотником и народным лекарем. Увидев, что его сын проявляет способности к обучению, он отдал его к семи годам на учебу к сельскому молдо, что стало началом пути Ыбырайыма к культуре и эпическому наследию.
Вспоминая о том, как он стал манасчы, Ыбырайым говорил: «С семи лет я обучался у молдо. В те времена не было привычных нам методов обучения — мы сидели на полу, заучивали стихи Корана под строгим контролем учителя. Я был настойчив и научился писать. Когда зимой собирался народ, старики устраивали вечера, где звучал «Манас». Я, будучи еще ребенком, слушал эти сказания до рассвета. Говорили, что я стану манасчы. Иногда, воодушевленный, я вскакивал и начинал рассказывать «Манас». Однажды, спеша послушать «Манас», я чуть не утонул, когда пересекал реку на теленке», - делился он.
В 13 лет он стал свидетелем исполнения эпоса «Манас» известным сказителем Акылбеком, который рассказывал его шесть дней подряд. Позже Ыбырайым много лет общался с мастерами, такими как Дыйканбай и Жандаке, и учился у них.
Об этом он также оставил строки в стихотворении:
«Мен да билем башынан.
«Семетей», «Манас» жомогун,
Ойноо бала жашыман.
Ысык-Көлдүн жеринде,
Уруусу бугу элинде,
Уругу кытай Акылбек.
Аксакалдар айтчу эле:
«Семетей», «Манас» айтууда,
Акылбек сөзү макул», – деп.
Акылбектен көп уктум,
Өздөштүрүп төп уктум.
Жандаке, Байжан, Калчаны,
Алардан уктум канчаны.
Отунчу менен Жакшылык,
Белектен чыккан Дыйканбай,
Алардан уктум бир далай.
Сагынбайдан көп жаздым,
Айткандарын төп жаздым».
После пяти лет обучения у молдо, в 1901 году Ыбырайым поступил в татарскую школу «усул-и-жадид» в Караколе и успешно завершил обучение в 1905 году. В том же году он начал преподавать, сначала у Алдаш уулу Жээнике, затем в «усул-и-жадид» школах Кодонтая, что стало началом его сбора народных произведений.
В 1915 году он переехал в Ат‑Башы вместе с отцом, где с 1916 по 1920 год проводил уроки для местных детей. В 1920 году, окончив учительские курсы в Алматы, он вернулся в Ат‑Башы и продолжил свою деятельность. В тот период секретарь Нарынского уездного комитета Компартии Касымбай Телтаев пригласил его записывать эпос «Манас», переданный Сагынбаю Орозбак уулу.
Каюм Мифтаков вспоминал, как он записывал эпос: «Я взял тетрадь и начал писать. После нескольких страниц передал тетрадь Ыбырайым, и наблюдал за его работой. Его почерк мне очень понравился».
Сапарбай Сооронбаев добавил: «Одним из достоинств Ыбырайыма было то, что он быстро писал по-арабски. Его рукописи были великолепны. Сагынбай говорил, он никогда не писал, только рассказывал — мы не успевали записывать. Лишь молдо Ыбырайым мог соответствовать его уровню. Эта способность нас поражала».
В 1923 году на съезде Советов в Нарыне было принято решение о полном фиксировании эпоса «Манас» от Сагынбая Орозбака. В соответствии с этим было объявлено, что Ыбырайым Абдыракман уулу будет ответственным за эту работу, хотя ранее были записаны лишь фрагменты. С 1923 по 1926 год он записывал эпос от Сагынбая в Нарыне, Ат‑Башы и Кочкоре. Сагынбай отмечал: «Черик молдо, один из великих сынов, помогал мне, записывая на бумагу, неутомимо. Когда я предлагал отдохнуть, он улыбался и просил: «Давай закончим этот листок, Саке».
В 1926 году, после года работы в Ат‑Башы, Ыбырайым отправился учиться во Фрунзе, где встретил известного казахского писателя Мухтара Ауэзова. Это событие было зафиксировано в сочинениях переводчика Зияша Бектенова.
С 1935 года Ыбырайым работал в институте языка и литературы во Фрунзе до выхода на пенсию в 1960 году. В этот период он занимался записью трилогии «Манас» Саякбая Карала уулу и эпоса «Эр Төштүк». Он также работал с такими мастерами, как Шапак и Тоголок Молдо, переводил устные исполнения в прозаическую форму и собирал другие народные произведения, передавая их в фонд рукописей. По его словам, он записал 26 456 строк «Манаса», 23 584 строки «Семетея», 7 839 строки «Сейтека».
Об исполнении «Манаса» Ыбырайымом учёный Л. Шеина в статье «Древнее эхо Тянь-Шаня» (1966) отмечал: «Он поднимал голову, слегка нахмурив лоб, и начинал... Руки его, словно в танце, взмывали в воздух, голос переливался... Молдоке превращался в героя на наших глазах».
Учёный Муңдук Мамыров в статье «Жомокчу, жыйноочу, фольклорист» (журнал «Ала-Тоо», 1967) писал: «Если бы варианта Ыбырайыма Абдыракманова потребовалось публиковать, он не требовал бы никакой дополнительной подготовки».
Профессор Раиса Кыдырбаева в своей книге «Сказительское мастерство манасчы» (1984) подчеркивала: «Его вариант можно считать одним из наиболее органично составленных версий. Он отобрал сюжетные линии в соответствии с собственным творческим миром и создал свой вариант, гармонично интегрируя композиции прежних версий».
С 1937 по 1939 годы Ыбырайым учился на литературном факультете двухгодичного пединститута во Фрунзе. В 1948 году он стал членом Союза писателей СССР и был несколько раз награжден Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР, а также медалями «За трудовое геройство» и «За трудовое отличие». В 1960 году, выйдя на пенсию, переехал в село Пограничник Ат-Башы, где скончался.
Учёные Куттугалы Ибраимов и Нарынбек Өскөналиев выпустили книги о жизни и творчестве Ыбырайыма Абдыракман уулу. Множество исследователей и литературоведов посвятили свои статьи ему и эпосу «Манас».
В сборнике «Манасчылар» Рысбай Исаков оставил такие строки о Ыбырайыме Абдыракман уулу:
Улуунун баарын көрүптүр,
Умсунуп көңүл бөлүптүр.
Кагазга каттап айтканын,
Калтырбай жазып келиптир.
Таасындап баарын биздерге,
Таберик кылып бериптир.
Өрнөктүү жандан өзү да,
Өнөрү жанга шериктир.
Ыргыштап ойдун тулпары,
Ыр болуп алга чуркады.
Ыбырайым атага,
Ыраазы бүгүн урпагы.
Абдыракман уулунун
Ааламга жетсин ыр сабы.
Келечек муун күтүнсүн,
Кемибей жазган бир сабы.
Читайте также:
