«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Ысы Жумабек уулу
Содержимое книги организовано в хронологическом порядке, а манасчы Рысбай Исаков добавил к каждой истории стихотворные строки. Он также известен тем, что вошел в Книгу рекордов Гиннесса, пересказывая эпос «Манас» на протяжении 124 часов.
По словам Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто развлечение или искусство, исполняемое под музыку. Он отметил, что искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не изучены наукой. Это видно из мифов, оставшихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы стали.
«Эпос “Манас” вдохновлял героев на подвиги, на защиту народа и земли, и его влияние на людей сложно переоценить. Именно поэтому такие личности, как Байтик, а также люди с внутренней силой, как Кыдыр Аке, считали важным поддерживать и развивать искусство сказительства», - добавил он.
Сколько имен манасчы сохранилось до наших дней? Сколько из них остается неизвестным? Даже сегодня трудно определить точное количество манасчы в обществе.
Как отметил автор, одной из важных целей является сохранение имен всех манасчы для будущих поколений. В следующих изданиях список будет расширяться.
В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о каждом из 150 манасчы.
Жумабек уулу Ыса (1884-1970)
Родился в селе Жерге-Тал в Нарынской области и завершил свою жизнь в местности Тогуз-Булак. Он принадлежал к роду Сарыбагыш.
В 1959 году Токон Казиев записал от Ысы отдельные фрагменты эпоса «Семетей». В 1966 году научный сотрудник Сапар Бегалиев продолжил эту работу и передал в фонд рукописей Академии наук эпос «Семетей» объемом 30 тысяч строк. Объединив обе записи, получился текст в 35 тысяч строк. В 1994 году, к 110-летию со дня рождения сказителя, эпос был издан. В том же году Токон Казиев и Жанаркан Турдакунова выпустили научно-популярную книгу «Семетейчи Ыса Жумабек уулу». По словам авторов, Ыса отлично знал как эпос «Манас», так и его продолжение «Семетей». Кроме того, он мастерски исполнял другие эпические произведения: «Жаңыл Мырза», «Эр Төштүк», «Курманбек», «Кедейкан». Увы, кроме «Семетея», ничего из его выступлений не было записано.
Токон Казиев, являясь родственником Ысы, подчеркивал, что в их роду до него не было сказителей, и пришел к выводу, что на становление Ысы как исполнителя эпоса повлияла тянь-шаньская школа манасчы. Известно, что в тех местах, где жил Ыса, ранее обитал великий сказитель Тыныбек. В период с 1922 по 1926 годы известный манасчы Сагынбай проводил летние и зимние месяцы в районах Ат-Башы и Нарына, где он продиктовал свою версию эпоса Ибырайыму Абдыракман уулу. Таким образом, нет сомнений, что в юности Ыса находился под влиянием богатой эпической традиции, постоянно слушая мастеров и впитывая их искусство. Поэтому его становление следует рассматривать не как результат обучения у одного конкретного сказителя, а как следствие воздействия всей этой насыщенной творческой среды.
Вот как сам Ыса Жумабек уулу вспоминал свой путь к сказательству:
«Когда я был ребенком, возвращаясь верхом на жеребёнке из села Бас-Кыя, я увидел белую юрту у речки. Перед ней стоял белый аргымак, привязанный к столбу. Я зашёл в юрту и встретил старца с серебристой бородой, которая спускалась на грудь. Я поздоровался, и он ответил: “С этого дня ты будешь сказывать «Манас». Что происходило дальше, я не помню. Ближе к вечеру односельчане нашли меня в поле — я, казалось, без сознания, пел строки эпоса.
Перед домом было большое болото. Я лежал на спине, повторяя про себя строки «Манаса». Мой дядя Кыдыраалы заметил это. Однажды он позвал меня и сказал: «Заколи барана, собери старейшин деревни и попроси у них благословения, сынок».
Так и сделал. Когда все собрались, Түкөм (так мы звали Кыдыраалы) сказал: «Родные, похоже, этому седьмому сыну Жумабека было ниспослано предназначение — сказывать «Манас». Я замечал, как он шепчет строки эпоса в поле. Давайте дадим ему своё благословение. А ты, сынок, не прячься и не бойся — говори «Манас» открыто, без стеснения».
Таким образом, Түкөм стал первым, кто благословил меня на путь сказителя».
Читайте также: