Создать аккаунт
Главная » ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА » Раухвергер Михаил Рафаилович

Раухвергер Михаил Рафаилович

9 228


Сказочник музыкального искусства


Раухвергер Михаил Рафаилович



Раухвергер Михаил Рафаилович – композитор, творчество которого – одна из привлекательнейших страниц музыкального искусства только что ушедшего ХХ в. Он – ровесник века в буквальном смысле этого слова; история советской культуры, весь путь ее являются частью его бытия. За долгую и счастливую жизнь он создал огромную серию новых музыкальных произведений разных жанров, десятки, сотни больших и малых форм.
Причем все они живут, звучат, исполняются в столицах и дальних уголках страны и детьми, и взрослыми на сценах оперных театров. И это не случайно. Формирование его творчества происходило в первой четверти бурного ХХ в. Детство и отрочество приходятся на предреволюционные годы: он родился в 1901 г. в городе Одессе. Это был период первых ярких жизненных и художественных впечатлений, которые проявились позднее, возможно, даже в пору зрелости: в виде устремлений, вкусов, тяготений личности к тем или иным явлениям в искусстве.
Интеллигенция больших и малых городов просто не могла жить без традиционных для того времени многочисленных домашних кружков и собраний, без любительского творчества. Миша-гимназист рос в обстановке постоянной подготовки к вечерам музицирования и домашним спектаклям. Его отец был обыкновенным служащим, не имел специального музыкального образования, но обладал отличным слухом. Мать с большим вниманием относилась к музыкальным занятиям детей: брат Миши играл на скрипке, Миша – на фортепиано. Он нередко отвлекался от упражнений, занимаясь больше чтением с листа или собственными импровизациями. Уже гораздо позднее композитор осознал, что такие увлечения вообще естественны для каждого, кто потом становился профессиональным композитором.
В доме Раухвергеров часто собиралась молодежь, увлекающаяся музыкальным искусством: пианисты, скрипачи, певицы-любительницы. В этом «сообществе» Михаил был самым младшим, но с успехом уже тогда исполнял произведения Шуберта, Шумана, инструментальную музыку. Такие вечера являлись важной частью его музыкального воспитания.
Не менее важную роль в музыкальном будущем сыграла яркая, своеобразная художественная жизнь города Одессы. Здесь выросли многие будущие знаменитости страны: Давид Ойстрах, Валентин Катаев, Корней Чуковский, Эмиль Гилельс, Эдуард Багрицкий и многие другие. С Евгением Катаевым – будущим писателем Е. Петровым, соавтором И. Ильфа, Михаил учился в гимназии.
В Одесском оперном театре, спектакли которого Раухвергеры прослушивали всей семьей, исполняли свои партии А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин. Не один сезон пел здесь Платон Цесевич – замечательный бас. Очень часто Михаил-гимназист буквально «проникал» один в оперный театр, непременно добывая специальное разрешение на посещение вечернего спектакля.
Выдающиеся музыканты, живущие в городе, устраивали систематические вечера камерной музыки. Будущий композитор был непременным «слушателем» скрипача Наума Блиндера, пианистки Гермины Бибер. Бывали здесь и приезжие: пианист Иосиф Гофман, скрипачи Ян Кубелик, Иосиф Хейфиц. Однажды двенадцатилетнему Мише посчастливилось на одном из гимназических вечеров аккомпанировать самому Платону Цесевичу.
В 1919 г., окончив с отличием и золотой медалью гимназию, Михаил Раухвергер поступает в Одесский политехнический институт и одновременно в консерваторию – в класс фортепиано Гермины Бибер. В это время музыка из кружков домашнего музицирования «шагнула» на открытые площадки предприятий города и даже на улицы. Все, что когда-то звучало только со сцены оперных театров и концертных залов, зазвучало в огромных цехах фабрик и заводов.
Михаил Раухвергер стал сразу же педагогом фортепиано в народной консерватории, выступает в составе концертных бригад на митингах, на проводах красноармейцев, уходивших на фронты гражданской войны. В составе этих же музыкальных бригад – П. Цесевич, М. Куржиямский, Н. Блиндер. Исполняется русская и зарубежная классика. Пианист М. Раухвергер исполняет музыку Чайковского, Шопена, Листа, Грига. А вокруг голод, разруха, эпидемии… Юноше удается одновременно сочетать учебу в двух совершенно противоположных по профилю учебных заведениях, концертно-просветительную деятельность и даже участвовать в борьбе с бандитизмом в качестве дружинника.
Активная общественная деятельность М. Раухвергера была «отмечена» решением губпрофсовета о направлении молодого музыканта в Москву для продолжения образования.
В 1922 г. в Москве будущий композитор поступает в консерваторию и… продолжает техническое образование в Механико-электротехническом институте им. М.В. Ломоносова. Конкурс в консерваторию был огромный: из 600 желающих поступить приняли только 20. В числе счастливчиков оказался и М. Раухвергер, два месяца пролежавший накануне экзаменов в больнице, излечиваясь от тифа.
В выборе профессии, ставшей главным делом его жизни, сыграли определяющую роль педагоги Московской консерватории, у которых учился Михаил: ее ректор М.М. Ипполитов-Иванов, педагоги теории и композиции Н.Я. Мясковский, М.Ф. Гнесин, Р.М. Глиэр, Г.Л. Катуар, А.Н. Александров; по курсам истории музыки – М.В. Иванов-Борецкий, К.А. Кузнецов. Вначале он поступает в класс фортепиано профессора К.А. Киппа, известного в то время пианиста-виртуоза. Но когда в конце 1923 г. в Московской консерватории начинает работать Ф.М. Блуменфельд, М. Раухвергер становится его учеником. Учитель стал для ученика, всей его семьи, да и для всех, кто знал Ф.М. Блуменфельда, – богом.
«Для поколения людей, родившихся уже в ХХ веке, Феликс Михайлович был воплощением живой преемственной связи с русской музыкальной классикой. Непосредственное творческое и личное общение с такими гигантами, как Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, А.Г. Рубинштейн, В.В. Стасов, С. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, дало ему пищу для многих воспоминаний, которые мы всегда с жадностью слушали. Нет, не слушали, а впитывали» (1), – писал М.Р. Раухвергер в посвящении к 110-летию учителя. Высокие эстетические критерии и этическое начало служению искусству, передаваемые педагогом ученикам, естественно, отразились на художественных идеалах Михаила и как будущего пианиста, и как композитора, а в будущем и как педагога.
Консерваторию Михаил Рафаилович окончил в 1927 г., хотя свидетельство о ее окончании получил, уже будучи профессором, в 1939 г. С 1929 г. он – ассистент Ф.М. Блуменфельда и работает под его руководством до 1931 г., до конца жизни своего учителя. И все это время будущий композитор выступает как пианист всегда с неизменным успехом.
«Пианизм М.Р. Раухвергера – явление замечательное… Когда слушаешь фортепианные сонаты Раухвергера или вокальные миниатюры для детей с аккомпанементом композитора, то поражает сочетание необыкновенной одухотворенности и глубины звучания со строгой и благородной сдержанностью. Красота и певучесть тона придают аккомпанементу в его исполнении теплоту и лиризм. И во всем – блеск и легкость безукоризненного владения инструментом и ощущение яркой, глубоко чувствующей личности мастера…», – вспоминали его современники (2).
Долгое время он преподает в консерватории и какое-то время исполняет обязанности декана музыкально-педагогического факультета, получает звание доцента, а в 1939 г. – профессора консерватории. Но… концертные выступления являлись главным поприщем молодого музыканта. До начала 40-х гг. продолжалась его работа в разных направлениях. Как и в юности, он делит свои интересы между музыкой и техникой, отдает свои силы, талант и энергию трем музыкальным специальностям: концертной деятельности, преподаванию в консерватории и сочинениям. А сочинять музыку он начал еще в студенческие годы. Преподаватель теории и гармонии П.Д. Крылов, «проиграв» летнее сочинение Михаила, сказал: «А вы знаете, ведь вы композитор». Но… проблема выбора профессии композитора встала гораздо позднее…
Как композитор М.Р. Раухвергер в 1925 г. вошел в музыку с песней «Мы веселые ребята», и потом он надолго и прочно соединил свое творчество с детьми. Главным помощником в творчестве стала его жена Т.С. Бабаджан – крупный специалист по дошкольному воспитанию.
Сочинение музыки стало главным в его творчестве. «Я понял, что даже маленькая, несложная детская песня может принести мне больше творческого удовлетворения, чем концертное выступление в переполненном зале, залитом светом сверкающих люстр» (3), – вспоминал Михаил Рафаилович.
В 20–30-х гг. сочинением детских песен занялась молодая поэтесса Агния Барто. В это время М. Раухвергер пишет музыку в основном на ее стихи. В 1928 г. увидел свет небольшой сборник «Солнышко», включивший в себя восемь песен для малышей, которые потом разучивались на музыкальных занятиях в детских садах. Позднее появляются сборники песен о птицах и животных: «Ворона», «Петух и куры», «Кошки» (4). В 1929 г. вышел в свет сборник «Рабочие песенки», в нем песни о людях разных профессий – «Рабочий», «Пекарь», «Кондуктор», «Полотер», «Пожарник».
В помощь творчеству его жены Т. Бабаджан М.Р. Раухвергер создает песни, расширяющие понимание музыкальной игры: «5 ритмических игр», «Сборник игр для школьников и пионеров». Были созданы песни, посвященные строительству новой жизни: «Новый быт», «Гидростанция», «Соревнование кооперативов».
В 1932 г. в созданном только что Союзе композиторов открывается детская секция, призванная объединить музыкантов, работающих для детей. Руководили этой секцией поочередно композиторы А. Александров и М. Раухвергер. «Композиторы в это время должны были откликнуться на «смену интонационных систем». «Новые люди, новые идейные устремления, иная «настроенность эмоций» вызывают иные интонации или переосмысляют привычное. Горе композиторам, не услышавшим этих перемен. Их не будут слушать, ибо не слышат мысли их музыки» (5), – считал Б.В. Асафьев.
М.Р. Раухвергер  композитор, начинающий свой творческий путь с детских песен, связывает свою дальнейшую судьбу с детским театром. Он приходит со своей «матрешкой» в созданный еще в 1921 г. Московский театр для детей под руководством Н.И. Сац. В 1936 г. он пишет по заказу театра музыку к пьесе Е. Шварца «Красная Шапочка». Перу М. Раухвергера принадлежит музыка к спектаклям «Белый пудель» по рассказу А. Куприна, «Созвездие Гончих Псов» – по К. Паустовскому, «Недоросль» – по Д. Фонвизину, поставленным в театре Н.И. Сац.
В 20–30-е гг. одной из важнейших форм демократизации искусства становится кино. В числе первых звуковых фильмов были картины для детей. Один из первых фильмов «Союздетфильма» – «Похождения медвежонка» на музыку М. Раухвергера. В 1938 г. композитор пишет музыку к фильму «Белеет парус одинокий», составившему целую эпоху в истории советского кино. Этот фильм, созданный по одноименной повести В. Катаева, – один из замечательных детских фильмов не только в 30-е годы.
Детская тема в творчестве М.Р. Раухвергера, начавшись в 20-е годы, становится важной частью его творчества на всю жизнь. В 1965 г. начинает свою деятельность Государственный детский музыкальный театр. Основатель его, Наталья Ильинична Сац, вновь, как и в 20-е гг., привлекает единомышленников и предлагает М.Р. Раухвергеру написать на основе музыки к спектаклю оперу «Красная Шапочка». «Вначале эта идея меня несколько озадачила. Во-первых, музыка к пьесе – это одно, а опера – совсем другое. Во-вторых, музыка к пьесе написана очень давно. Удастся ли мне по прошествии нескольких десятилетий избежать пестроты стиля, вполне объяснимой при таких обстоятельствах?» (6) – сомневался тогда композитор.
Сомнения композитора были напрасны. Опера была написана, премьера «Красной Шапочки» состоялась в 1967 г., и с тех пор она не сходит со сцены. Н.И. Сац вспоминала: «С музыкой М.Р. Раухвергера я прошагала… многие годы по дорогам творчества… Испытание временем – великая проверка. За сорок пять лет пять раз я возвращалась к «Красной Шапочке» М. Раухвергера, и она обогащала мое воображение новыми и новыми видениями. Это почти чудо, а значит, наш Раухвергер – волшебник» (7).
Вскоре театр поставил балет М. Раухвергера «Колобок», потом – балет «Тимур и его команда». В редком жанре оперыбалета создана по заказу Большого театра «Снежная королева». «…Увлекательный сюжет, мелодичная, разнообразная по настроению красивая музыка, песни, ансамбли, танцы, выразительный оркестр – все компоненты спектакля взаимосвязаны и нацелены на раскрытие благородной, высокоэтичной идеи. На меня этот поэтичный спектакль произвел очень большое впечатление» (8), – отмечал композитор Тихон Хренников. А в январе 1983 г. по пьесе М. Метерлинка состоялась премьера балета «Синяя птица».
Не прерывались творческие связи М.Р. Раухвергера с киноискусством. Он пишет музыку к фильмам: «За власть Советов», «Хуторок в степи», «Военная тайна», «Мальчиш-Кибальчиш», «Просто девочка», «Старый дом», «Человек с планеты Земля». Сюжеты фильмов самые разнообразные: по произведениям В. Катаева, А. Гайдара, о жизни А. Герцена и К. Циолковского, о ленинградской блокаде. Объединяет их одно: яркая образность, изобразительность и эмоциональная выразительность музыки, написанной композитором М.Р. Раухвергером.
Особое место в творческой жизни М.Р. Раухвергера занимают образы кыргызского национального искусства. Они вошли в его жизнь в конце 30-х гг., когда композитор снова активно включается в события, происходящие в художественной жизни страны. Именно в это время в Средней Азии, Сибири, Казахстане встает проблема формирования собственных национальных композиторских школ. Из Москвы, Ленинграда и других крупных городов в национальные республики отправляются композиторы, дирижеры, исполнители, педагоги, режиссеры, хореографы.
Первыми композиторами, приехавшими в Кыргызстан и ставшими зачинателями движения за создание киргизской национальной оперы, были В.А. Власов и В.Г. Фере. Вскоре сюда прибывает и М. Раухвергер. Вначале он предпринимал несколько творческих поездок в республику, но в годы Великой Отечественной войны он жил здесь постоянно, лишь ненадолго возвращаясь в Москву.
С народной музыкой в творчество композитора входят новые темы, которые должны рассматриваться в двух аспектах:
- национальное в музыке, представшее перед ним в облике киргизского фольклора;
- вживаясь в мелодии киргизского фольклора как в материал для будущих произведений, композитор признал фольклор как систему музыкального мышления, имеющего свои законы.
Впоследствии и фольклор, и эстетика Востока занимают важное место в творчестве композитора.
«Я широко использовал замечательный киргизский музыкальный фольклор – песенный и инструментальный. Я сейчас уже могу утверждать: киргизская народная музыка своим ладовым богатством, эмоциональной насыщенностью, большим разнообразием ритмических конструкций и необычайной лирической теплотой благотворно воздействует на мое творчество и оказывает значительное влияние на весь мой творческий путь» (9). Это признание композитора было сделано после премьеры его оперы в Киргизии «Алтын-Кокуль» («Золотой чуб»), но подтверждается всем его последующим творчеством в республике.
Работа над оперой «Алтын-Кокуль» на либретто В. Винникова и О. Сарбагишева началась в 1940 г., и уже в 1942 г. в Театре оперы и балета г. Фрунзе состоялась ее премьера. Это была первая опера, созданная композитором М.Р. Раухвергером в Кыргызстане, и она получила высокую оценку многих авторитетнейших музыкантов, эвакуированных с консерваторией в годы войны в г. Фрунзе и услышавших эту оперу: Н. Мясковского, А. Александрова, Ю. Шапорина, П. Ламма, С. Фейнберга.
Ю. Шапорин писал после премьеры: «Создание Раухвергером крупного сочинения – оперы «Кокуль», зрелой во многих отношениях, является большим шагом в творчестве композитора и, не побоимся сказать, – вехой в развитии киргизской национальной оперы» (10).
Характерно то, что и здесь композитор, воспитанный в традициях русской классической школы и впитавший эстетику «русского Востока», претворил киргизские народные мелодии в своем творчестве в русле этой эстетики. Специалисты-музыковеды считают, что с подлинным вдохновением написаны теплая колыбельная песня из пролога, ария Кокуль и терцет из первого акта, прелестный танец, изящная песенка Куляим и ее дуэт с Кокулем из второго акта. Вершиной в музыке всей оперы являются глубокий, насыщенный хор народа и драматическая ария Куляим в сопровождении хора в третьем акте… С большим вкусом, колоритно, изящно, без излишних звучаний инструментирована вся опера. По мнению Ю. Шапорина, «… музыка всей оперы стоит на высоком профессиональном уровне».
Основа либретто оперы – народное предание о сыне охотника Кокуле, его любви к дочери Джакып-хана Куляим и борьбе Кокуля с жестоким ханом – «заставила» композитора развить в ее драматургии многоплановость: героическую линию вести в соприкосновении с лирической темой, причем с фантастическими и комическими образами.
В том же военном 1942 г. М.Р. Раухвергер с А. Малдыбаевым написали музыку к литературно-музыкальной композиции «Комуз». Либретто – А. Токомбаева и К. Джантошева. Эпопея в двух отделениях с прологом повествует о том, какое большое место в борьбе народа за свою свободу и независимость занимает народная музыка, символом которой являлся комуз – народный инструмент, традиционно передаваемый старыми мастерами молодым поколениям. Состоялся спектакль 6 ноября 1942 г. на торжественном собрании в Киргизском драматическом театре.
Через все действия проходит тема героики – от великих баатыров народного эпоса до бесстрашных панфиловцев – героев Отечественной войны. По масштабности концерт-спектакль «Комуз» можно сравнить с оперой. М.Р. Раухвергер каким-то естественным, незаметным образом сумел преодолеть трудности, вызванные непривычными для него музыкальными инструментами и ансамблями.
К. Молдобасанов по поводу удивительной чуткости Михаила Рафаиловича к национальной музыке замечает: «Меня поражало, что автор, не будучи киргизом, так удивительно тонко чувствует и воплощает в своих произведениях дух моего народа; песни и инструментальные наигрыши киргизов становились материалом, на котором строились его монументальные сочинения, но при этом они не утрачивали своей первозданной прелести, а выступали как бы в новом виде, в новой роли» (11).
Большой творческой удачей композитора признается балет «Чолпон», к созданию музыки которого он принялся в конце 1942 г. Сюжет либретто основан на народной сказке, записанной О. Сарбагишевым со слов старика-киргиза. В киргизской культуре отсутствовала национальная традиция танца, и балетмейстеру Л. Крамаревскому приходилось буквально «совершать» поиски танцевальности движений в народных играх, состязаниях, трудовых процессах. Композитор должен был услышать, угадать эту танцевальность, иногда даже предвосхитить в народных мелодиях, причем так, чтобы она не потеряла национального колорита и отлично слилась с движением.
Впервые балет был показан 30 декабря 1944 г. Он был горячо принят зрителями, а отдельные музыкальные номера его, в особенности финальный вальс, приобрели необыкновенную популярность. Сын автора либретто Отунчу Сарбагишева – Улан – считает, что балет «Чолпон» – одно из ярчайших явлений в театральной жизни Киргизии. Сыграл он решающую роль и в творческой жизни Улана. Впоследствии он вел главную мужскую партию – роль Нурдина. Блестящей исполнительницей роли Айдай была выдающаяся балерина Бибисара Бейшеналиева. После войны балет «Чолпон» был постоянно в репертуаре Театра оперы и балета.
В новой авторской редакции и постановке Н. Тугалова премьера балета «Чолпон» прошла с большим успехом 8 марта 1958 г. На московской Декаде киргизского искусства в том же году музыка к балету «Чолпон» была отмечена как большая удача театра и автора. Рецензент спектакля Н. Шумская заметила: «Композитор не цитирует народных песен. Проникнувшись их эмоциональным и интонационным строем, он, характеризуя положительных героев – представителей киргизского народа, говорит на их музыкальном языке…» (12).
В 1960 г. во Франкфурте-на-Майне, на проходившей Неделе фильмов Азии демонстрировался фильм «Чолпон – утренняя звезда», снятый на основе балета «Чолпон». Бывшая в то время министром культуры Киргизской ССР К.К. Кондучалова в письме М.Р. Раухвергеру писала: «Дорогой Михаил Рафаилович! Фрунзенская общественность и руководство республики недавно смотрели фильм «Чолпон», который… произвел большое впечатление и получил высокую оценку. Чувствуется, что и Вы вложили немало труда, написав заново замечательные музыкальные куски. Мне кажется, что, в отличие от постановки в театре, сюжетная линия и образы получились ярче, цельнее… Короче говоря, могу Вас порадовать и искренне, сердечно поздравить с прекрасным фильмом» (13).
Не у всех произведений, написанных М.Р. Раухвергером, была столь счастливая судьба, как у балета «Чолпон». В военном 1943 г. была задумана опера «Сердце батыра», но не была осуществлена. Достаточно кропотливо шла работа над балетом «Близнецы», где композитором был широко использован киргизский музыкальный фольклор, а также тематический материал, накопленный за время пребывания в Средней Азии. Но… постановка балета «Близнецы» также не была осуществлена.
Позднее музыку к этому балету композитор частично использовал при подготовке другого балета – «Джаныл», который был специально задуман для Бибисары Бейшеналиевой. Михаил Рафаилович считал ее замечательной актрисой и написал три развернутых монолога, насыщенных глубокими эмоциональными переживаниями. Только она, Бибисара, должна была исполнить задуманное. И когда балерина ушла из жизни, композитор попросил балет… не ставить.
В 1944 г., когда война еще продолжалась, М. Раухвергер написал музыку к двум спектаклям, которые ставились на сцене Русского драматического театра: к пьесе «Кокуль» и к спектаклю по пьесе К. Рахматуллина «Манас и Алмамбет». Музыка к «Манасу» была написана на материале киргизского народного эпоса. Композитору помог знаток «Манаса» Аманкул Тулкубаев. И вновь критика отметила «прекрасную, тонкую музыку заслуженного деятеля искусств М.Р. Раухвергера».




Своеобразие киргизского фольклора продолжает привлекать композитора М.Р. Раухвергера. В 1947 г. на киргизские темы были написаны Квартет № 1, симфоническая сюита «Киргизские танцевальные мотивы». Первое обращение к жанру симфонии также связано с национальной темой. В 1954 г. он написал симфонические картины «В горах Ала-Тоо».
О прочном и глубоком освоении киргизского мелоса свидетельствуют более 100 обработок народных песен для голоса с фортепиано, многочисленные пьесы и хоры. В основе оркестровой сюиты «Песни Атая» звучат мелодии выдающегося народного певца и виртуоза-комузчи Атая Огонбаева.
В 1961 г. М.Р. Раухвергер обратился к новым для него образам: он пишет оперу на сюжет повести Ч. Айтматова «Джамиля», где вновь звучат национальные мотивы.
В 60–70-е годы Михаил Рафаилович продолжает писать произведения для детского театра, песни для детей, фортепианные пьесы для юных музыкантов. В это же время он широко разрабатывает область инструментальной музыки: пишет симфонию, симфониетту для струнного оркестра, несколько оркестровых сюит. Он автор шести струнных квартетов. Значительная часть его сочинений посвящена духовым инструментам. Пробует композитор и сочетания различных инструментов: квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, небольшой цикл прелюдий для кларнета с арфой.
Фортепиано – один из любимейших инструментов композитора. И для него он пишет концерт, этюды, сонатины, циклы вариаций, большое количество фортепианных миниатюр.
В 70-е годы творчество М.Р. Раухвергера обращено к камерно-вокальной музыке: он пишет песни и романсы на стихи русских поэтов: А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, Саши Черного, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака.
Специалисты считают, что в сфере лирико-созерцательных образов Михаил Рафаилович постоянно обращается к фольклору. Среди его произведений можно найти не только киргизские или русские темы, но и украинские – в альбомах фортепианных пьес для детей, в циклах вариаций. Соната № 1 построена на литовских темах, а оркестровая сюита «Песни народов Запада» – на темах народов западноевропейских стран. Во многих произведениях композитор привлекает чешские, шведские, английские, шотландские, французские мелодии. Композитор считает, что именно в фольклоре представлено «художественное совершенство, отшлифованное веками, когда в теме уже все идеально: каждая интонация, каждый мелодический оборот».
Среди множества течений, направлений, вкусов в музыкальной культуре творчество М.Р. Раухвергера раскрывает облик художника, ярко индивидуального, имеющего свои взгляды на назначение и природу искусства и сохраняющего верность избранному пути. Награды и звания, присвоенные композитору, свидетельствуют о признании его творчества. В 1944 г. М.Р. Раухвергеру было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР. В 1946 г. он награжден орденом Красной Звезды и в 1958 г. – орденом Трудового Красного Знамени, в 1983 г. – орденом Дружбы народов. Звания народного артиста Киргизской ССР композитор был удостоен в 1961 г. С 1939 г. – член Союза композиторов СССР.
Высоким оптимизмом и гуманизмом и сегодня продолжает радовать целые поколения волшебная музыка замечательного «доброго сказочника» композитора Михаила Рафаиловича Раухвергера.

Основные сочинения
Оперы: «Кокуль» (1942 г., вторая редакция – 1976 г.), «Близнецы» (1946 г. – не поставлена), «Джамиля» (1961 г.), «Красная Шапочка» 1967 г.);
опера-балет «Снежная королева» (1968 г.);
балеты: «Чолпон» (1943 г., вторая редакция – 1958 г.), «Джамиля» (1970 г.), «Колобок» (1976 г.);
кантата о Ленине «Всегда живой» для детского хора и струнного оркестра (1960 г.);
симфонические: сюита «Киргизские танцевальные мотивы» (1949 г.), картина «В горах Ала-Тоо» (1953 г.), сюита для струнного оркестра «Юные музыканты» (1951 г.), симфония (1956 г.), симфония для струнного оркестра (1972 г.);
концерты: для виолончели с оркестром (1961 г.), для фортепиано с оркестром (1973 г.);
камерно-инструментальные: 5 струнных квартетов (1948, 1954, 1964, 1972, 1975 гг.), 7 пьес для скрипки и фортепиано (1959 г.), трио для двух кларнетов и бас кларнета (1971 г.), квартет для флейты, двух кларнетов и фагота (1976 г.), 3 пьесы для гобоя (1980 г.), сюита из балета «Чолпон» для двух скрипок, кларнета и фортепиано (1980 г.);
для фортепиано: «Киргизские миниатюры» (1948 г.), «Тетрадь киргизских пьес» (1954 г.), восемь пьес средней трудности на киргизские темы (1960 г.), 4 сонаты для фортепиано (1972 г.), этюды, пьесы;
вокальные: романсы на стихи А. Пушкина, С. Есенина, А. Ахматовой, К. Бальмонта; песни для детей, среди них «Октябрята» (1925 г.), циклы «Солнышко» (1928 г. и другие.

Опубликованные работы
«Богатство киргизского фольклора». – Сов. Киргизия. – 19 июня 1942. Закончен клавир балета «Близнецы». – Сов. Киргизия. – 6 октября 1946. Как создавалась «Джамиля». В творческой лаборатории. – Сов. Киргизия. – 5 октября 1961. Слово о юбиляре. К 80-летию В.С. Виноградова. – Сов. музыка. – 1979 – № 3. Первые годы моей работы в Киргизии (разрозненные воспоминания) // В кн. Искусство и человек. – Фрунзе: Илим, 1981.

Библиография
Абдраев М. Создатель балета «Чолпон». – Сов. Киргизия. – 4 декабря 1971.
Бейшеналиева Б. Наш друг. К 70-летию М.Р. Раухвергера. – Сов. Киргизия. – 4 декабря 1971.
Виноградов В. Новая опера (композитора Раухвергера «Джамиля»). – Сов. Киргизия. – 12 ноября 1961.
Виноградов В. Раухвергер. – Муз. жизнь. – 1972. – № 2.
Вульфсон Г. М. Раухвергер (творческий портрет). – Муз. жизнь. – 1977. – № 22.
Корев Ю. М. Раухвергер и его балет «Чолпон». – М.: Сов. композитор, 1958.
Шапорин Ю. Новая киргизская опера «Кокуль». – Сов. Киргизия. – 15 ноября 1942.
Баласакян С., Раухвергер М. Наш друг Владимир Фере. – Сов. Киргизия. – 1962. – № 7.

Примечания

1. Раухвергер М. Многогранный талант // Советская музыка. – 1973. –№ 8. – С. 77.
2. Карнаух Т. Композитор М.Р. Раухвергер (очерк жизни и творчества) // Михаил Раухвергер. Статьи и воспоминания. – М., 1983. – С. 10.
3. Петрунина Г. Михаил Рафаилович Раухвергер // Они пишут для детей. – М., 1975. – Вып. I. – С. 53.
4. «Про птиц и животных». – М., 1935.
5. Асафьев Б.В. Избранные труды. – Л., 1957. – Т. 5. – С. 200–201.
6. Раухвергер М. От пьесы к опере // Музыка, театр и дети. – М., 1977. – С. 86–87.
7. Сац Н. «Красная Шапочка» в детском музыкальном театре // Михаил Раухвергер. – С. 113.
8. Тихон Хренников. И труд, и талант // Михаил Раухвергер. – С. 3.
9. Раухвергер М. Богатство киргизского фольклора // Советская Киргизия. – 19 июня 1942.
10. Шапорин Ю. Новая киргизская опера «Кокуль» // Советская Киргизия. –15 ноября 1942.
11. Молдобасанов К. Торжество музыки // Михаил Раухвергер. – С. 132.
12. Шумская Н. Правдивая сказка «Чолпон» в постановке Киргизского театра оперы и балета // Советская культура. – 18 октября 1958.
13. Письмо К.К. Кондучаловой М.Р. Раухвергеру хранится в архиве композитора. Опубликовано впервые в: Карнаух Т. Композитор М.Р. Раухвергер (очерк жизни и творчества) // Михаил Раухвергер. Статьи и воспоминания. – С. 19.
Воропаева В. А.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК