Создать аккаунт
Главная » НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ » Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

1 987


Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

ЕС уже несколько лет ставит задачу оказания поддержки Правительству КР в проведении структурных образовательных реформ. Они касаются повышения потенциала институциональных и человеческих ресурсов в области управления, финансового планирования, составления бюджета, мониторинга и отчетности в секторе образования нашей страны. Также ЕС поддерживает внедрение надлежащих процедур и системы контроля качества для обеспечения прозрачного и эффективного управления секторальными программами.
Серьезным достижением в рамках сотрудничества ЕС и сектора образования КР является запуск и реализация в нашей стране нового проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования в Кыргызской Республике», нацеленного на поддержку образовательных реформ. То есть в рамках этого проекта при поддержке Европейского Союза планируется и реализуются действия по укреплению институционального потенциала и компетентности ОС при МОН КР, по улучшению взаимодействия ОС с государственными органами и гражданским обществом для повышения уровня прозрачности и участия в процессе образовательных реформ. Это совместный проект Фонда имени Конрада Аденауэра и Экологического Движения «БИОМ».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

«Важным компонентом нашей работы также является повышение участия гражданского общества в сфере проведения мониторинга реализации образовательных реформ и выработки значимых, надлежащих рекомендаций»,- сказала Председатель ОС при МОН КР Чинара Омуркулова. По ее мнению, система образования становится, наконец-то, главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения. Она перестает быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию и к работе Общественных Советов.

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

«Члены ОС при МОН КР стараются добиться открытости и прозрачности в деятельности ведомства. Их работа очень важна и потому столь же важно оказание содействия экспертному сообществу в осуществлении образовательных реформ», - убеждена координатор проекта со стороны Фонда имени К. Аденауэра Кристина Турзер.

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

С начала запуска проекта ««Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане» в 2014 году был проведен ряд мероприятий по итогам мониторинга и реформирования системы образования КР на всех уровнях. Были проведены тренинги, семинары, конференции, круглые столы, в которых приняли участие не только специалисты образования и других министерств и ведомств республики, но также зарубежные гости и эксперты. А с 28 мая 2016 г по 05/06 июня 2016 года была организованы учебная поездка для специалистов сферы образования в Германию с целью перенять лучший европейский опыт. В составе делегации были представители ОС МОН КР, ЭД «БИОМ», Республиканского научно-методического Центра начального и среднего специального образования, Института философии и культурологии НАН КР, то есть делегация из Кыргызстана охватила уже своим составом разные образовательные сферы.

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Программа визита и мероприятий в рамках учебной поездки в Берлин для кыргызских экспертов по образованию и членов общественного совета при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики была очень насыщенной. Она включала в себя доклады немецких специалистов о науке и исследованиях в Германии, прослеживала связь между наукой и образованием; акцентировала внимание на качестве образования, его обеспечении и развитии; на управлении качеством в сфере образования и ознакомлении с системами менеджмента, на вопросах финансирования ВУЗов. Серьезное внимание было отведено процедурам аккредитации, причем именно практической стороне и аккредитация учебных программ.

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

В качества места проведения информационных встреч участников стади-тура с экспертным и научным сообществом Германии, с представителями учебных заведений ФРГ были выбраны Академия Фонда им. Конрада Аденауэра, конференц-зал гостиницы «Берлин-Берлин», Институт по развитию качества в сфере образования, Институт по школьному образованию и СМИ федеральной земли Бранденбург.

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

По мнению все участников стади-тура, поездка была очень полезной. «В ФРГ замечательно отлажена система аккредитации образовательных организаций, начиная от школьного образования, профессионально-технического и заканчивая ВУЗами. То есть вся система образования охвачена аккредитацией!- рассказывает участник тура , член-корреспондент НАН КР доктор философских наук и директор Института философии и политико-правовых исследований Осмон Тогусаков,- Да и вообще там мощнейшая материально-техническая база во всех учебных заведениях, а профессия преподавателя – одна из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Кроме того, там нет перевыпуска одних и тех же специалистов, как у нас, которые впоследствии не могут трудоустроиться. В Германии подготовка кадров опирается на госзаказ, то есть каждая Федеральная Земля проводит аналитические исследования в существующих потребностях рынка труда и даже вводит так называемые интегрированные предметы в программу подготовки будущих специалистов».
По словам Председателя ОС при МОН КР Чинары Омуркуловой, очень полезно было для всех участников познакомиться с тем, как в целом выстроена немецкая система образования и каким образом обеспечивается качество. «После поездки мы обнаружили, что, увы, в нашей образовательной системе сплошь и рядом конфликты интересов. Взять хотя ы Кыргызскую Академию Образования. Она и учебники издает, и стандарты качества определяет, она же и экспертизу проводит?! Одна структура – «своя рука - владыка!» И таких казусов у нас множество».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Зампредседателя ОС МОН КР Айнура Тентиева говорит, что участники узнали, что система образования в ФРГ выстроена так, что она отвечает на запросы абсолютно всех представителей общества. «Выстроена стройная логичная схема, в которой на каждый запрос есть ответственный госорган или институт. Все очень рационально и прозрачно, причем для любого гражданина. И каждый такой институт уже есть гарант качества образования».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Кыргызстанцы обратили внимание на то, что в ФРГ за образование отвечает… Министерство культуры! И такое министерство имеется у каждой Федеральной земли. То есть культура там понятие не только искусства, а уровня развития цивилизации! А уже под Минкультуры имеются министерства науки и министерства школ. Культура – это понятие присутствует во всех образовательных подходах!
Другой участник учебной поездки главный специалист Управления надзора и контроля качества образования МОН КР Бакытбек Рыспеков отметил, что мониторинг качества образования проводится в Германии на всех уровнях. Для это созданы специальные мониторинговые отделы при министерствах. «Важно, что все результаты постоянно «вывешиваются» на веб-сайтах, в прессе на всеобщее обозрение и для обсуждения с гражданским обществом, для внесения коррективов. Таким образом, родители, всевозможные ассоциации осуществляют внешний мониторинг, а внутри самих учебных заведений – имеется еще и мониторинг внутренний. Таким образом достигается баланс при выработке решений,- говорит Бакытбек Рыспеков,- Важно также, что мониторинг основывается на определенных индикаторах, а те в свою очередь опираются на данные демографии, политики и пр. При выявлении определенной проблемы, на которую обращают внимание представители гражданского общества и которой обеспокоены родители, учащиеся, педагоги, региональные власти могут заказать специальную проверку качества и оценку реализуемых реформ из средств региона специально созданному Фонду обеспечения качества образования. И что важно, проблемы решаются не карательными методами, как у нас, а напротив, при наличии системных проблем в учебное заведение специально командируются эксперты, призванные в короткие сроки найти конструктивные пути устранения этих проблем!»




Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Масума Баширова, директор Республиканского Научно-Методического Центра начального и среднего специального образования, считает, что тематика рабочих встреч, лекций, которые проходили в Берлине, очень актуальна для любой системы образования и для страны в целом. « Особенностью образовательной системы Германии является то, что там задается ориентир не на денежные вклады в образование, а на результат. Именно поэтому с немецкой педантичностью там к решению любой проблемы подходят фундаментально, тогда как мы всегда торопимся. Скажем, куррикулумы для общеобразовательных школ в Германии обсуждались 4 месяца, у нас же разработчики передали их в министерство, а оттуда их «скинули» в школы. Или наша система ПТУ: как часто она оторвана от требований рынка труда! Эксперты из ФРГ нам подтвердили, что там в систему ПТУ сильно вовлечены работодатели. Ремесленнические палаты выставляют требования к выпускникам на основе меняющихся запросов бизнеса. Эдакая своеобразная дуальная система подготовки кадров, в которую вовлечены учебные заведения и предприниматели, позволяющая обеспечивать учащихся современной производственной базой и модернизированным оборудованием. Нам тоже надо развивать такое социальное партнерство и понимать все выгоды от него для отечественного рынка труда. У нас же система ПТУ – социальная и социально- значимая. У ПТУ нет денег, а все средства из бюджета практически идут на оплату коммунальных услуг и зарплату педагогам и мастерам производственного обучения, но не на приобретение станков, механизмов и т.д. Мы забываем, что профтехобразование есть экономика всей страны. На 2-х административных работников приходятся в среднем 80 рабочих».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

По словам Гульзады Асанбаевой, завотделом методического Центра начального и среднего специального образования, с сентября – месяца у нас должна проводиться аккредитация учебных программ. А механизмы – не прописаны. «А судьи кто»? В ФРГ экспертные возможности членов аккредитационных агентств очень высоки, сами расходы на аккредитацию учебных заведений там покрывает государство, а сертификацию учебных программ- работодатели. В Кыргызстане же сначала принимается закон, а потом законотворцы задаются вопросом: а где на это все брать деньги? Кто за эту работу возьмет ответственность? Между какими ведомствами она будет разделена? « опыт Германии заставил нас задуматься о том, что нам еще многому надо учиться».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Да, в Кыргызской Республике приняты новые образовательные стандарты, ориентированые на результат, выраженный в освоении обучающимися компетентностей, т.е. создана база, чтобы сосредоточиться на повышении качества. Однако участники обучающей поездки увидели, что нам необходимо все реформы и преобразования широко обсуждать на различных этапах, чтобы учесть потребности всех заинтересованных групп внутри и вне системы образования, в особенности привлекая бизнес круги и профессиональные организации. Опираясь на опыт немецких коллег, кыргызстанцы поняли также необходимость большей заинтересованности и активности ОМСУ в области образования. Ведь именно муниципалитетам принадлежат земля и другие ресурсы в айылах и городах, ведь именно они отвечают за создание условий для максимального включения всех людей в общественное производство или бизнес. Также надо вовлекать местные власти в создание детских садов. В Кыргызстане все еще сильны тенденции все централизовать в руках одного министерства. Но опыт Германии показал, что такой подход неэффективен с точки зрения затрат: скажем, не надо переобучать всех, а надо на местах подходить к решению проблем точечно: кого именно и чему именно переобучать.

«Нам очень понравилось, что в ФРГ реформы коснулись и внедрения факультативов, но не за дополнительную плату, как это часто происходит у нас,- говорит Чинара Омуркулова,- Также разработаны специальные уроки, ориентированные на развитие ручного труда, на развитие креативного мышления и т.д. И еще - мы с ужасом смотрим на общемировую тенденцию сокращения учебных часов. А все почему? Потому что у нас эффективность каждого урока из расчета суммы инвестиций и количества педагогов на одного учащегося очень низкая! В Германии нам показали, что не надо смотреть на образовательные стандарты с точки каждого «предметника», а скорее с точки зрения общей совокупности знаний, который он обеспечивает. Нам надо учиться смотреть на каждый образовательный стандарт сверху вниз, как бы просвечивая его и определяя, к какому возрасту какими знаниями каждый учащийся должен обладать. Нам надо постепенно внедрять электронную систему обучения, как это делается в развитых странах мира, а для этого- обеспечить каждого гражданина доступом к электричеству ».

Европейский Союз поддерживает сектор образования Кыргызской Республики

Новизной для участников стади-тура явились программы лидерства для директоров школ. И вообще в Германии тщательно просчитывается каждый человеческий ресурс. Например, стоит ли хорошего учителя выдвигать на административную должность, или он все же больше принесет пользы, если его поощрять на данном месте работы.
Сам состав группы охватил все сферы образования, у всех участников - свои индикаторы, но в целом группе удалось понять общий подход к управлению качеством образования в стране прибытия. Участники единодушно согласились, что корень многих наших бед кроется в дошкольном образовании. В Германии с 2000 года идет реформа, позволяющая «связать дошколы и школы», то есть уже на базе дошкольных заведений там началось внедрение определенных компетенций на основе проектно-ориентированного подхода. У нас же по сей день говорится о нехватке детсадов и о возврате тех, кто были приспособлены в 90-х годах под разные госучреждения, но «воз и ныне там». И еще кыргызстанцы, исходя из немецкого опыта, отметили, что мы все еще не готовы к проведению аккредитации учебных программ и учебных заведений. Они предложили пока что из обязательного списка вывести общеобразовательные школы и профессионально-технические лицеи. Другой извлеченный ими урок- нам пора перестать отрицать платежи родителей в отечественную образовательную систему: отрицая эти платежи мы отрицаем желание родителей участвовать в софинансировании учебных заведений и влиять на учебный процесс. К сожалению, голос наших родителей слышен сегодня очень слабо!
Участники тура единодушно благодарят Фонд Конрада Аденауэра за предоставленную возможность на высокопрофессиональном уровне обсуждать проблемы образовательного сектора. Теперь они ожидают, что полученный опыт – сын ошибок трудных, будет способствовать более эффективному мониторингу Общественным Советом при МОН КР осуществляемых реформ, повышению качества образования в стране, повышению гражданской подотчетности, а также усилению влияния мнения общественности на процесс принятия решений на политическом уровне.

Текст: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК