Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ » От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

2 787


От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

В Бишкекской Финансово-Экономической Академии 21-22 сентября 2014г прошла презентация деятельности национальных экологических общественных организаций, которые координируют программу SPARE в 4-х странах Центральной Азии. Это Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

SPARE (School Project for Application for Resourses and Energy) — это образовательная программа об энергетике и окружающей среде для школьников. Программа SPARE была инициирована Норвежским обществом охраны природы «Друзья Земли» в 1996 году. Год за годом Программа развивалась, адаптировалась и дополнялась активными педагогами, школьниками, экспертами и экологическими общественными организациями. В итоге на сегодня существует развитая сеть организаций-координаторов.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

В каждой стране организация-координатор использует материалы и опыт SPARE для развития образовательной программы, адаптированной к национальной системе образования и энергетической ситуации. Периодически координаторы встречаются и обмениваются опытом. В данном случае участники в рамках «Школы педагогического мастерства» акцентировали внимание об интеграции вопросов энергосбережения и энергоэффективности в школах и основных мероприятиях проекта в РТ,КР, РК и РУз.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Таджикистан

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

По словам представителя таджикской делегации Мусавиры Шукуровой, в РТ работает экологическая организация «Маленькая Земля», которая присоединилась к проекту SPARE в 2001 году и вначале называлась «Ради Земли». Тогда она работала только с 3-мя школами и только в столице республики – в Душанбе.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Радует, что сегодня охват школ Таджикистана составляет около 70 в 4 регионах страны, хотя эти школы поддержки со стороны Министерства Образования до сих пор так и не получили. «Но мы не отчаиваемся и в этом году вновь будем работать над подписанием меморандума с Минобразованием по SPARE,- говорит Мусавира Шукурова,- Обнадеживает то, что наши партнёры уже подписали меморандумы с местными органами управления образованием».
«Маленькая Земля» с целью укрепления региональных связей и мотивирования местных учителей регулярно организует семинары/тренинги с привлечением учителей из других стран, проводит минимум три семинара в год в рамках проекта для привлечения новых учителей и 2-х дневную конференцию с целью обмена информацией и передовым опытом. Он касается и интеграции вопросов ЭЭ и ЭФ в школах Таджикистана.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Эта интеграция проходит на уровне предмета экологии в 9-11 классах. Учителя сами выбирают как проводить уроки: в форме классных часов, факультативов либо уроков географии, экологии, когда в программу включаются материалы по SPARE. «Маленькая Земля» ежегодно совместно с партнёрами проводит демонстрационные уроки для школьников, где демонстрируются доступные энергосберегающие и теплосберегающие меры. Очень интересно проходят ежегодные экскурсии для школьников на различные объекты: ГЭС, демонстрационные площадки с альтернативными источниками энергии, очистные сооружения предприятий. Вместе с местными партнерами организовываются мини-выставки, видеопоказы и уроки по утеплению в школах.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

«Маленькая Земля» активизирует деятельность по пропаганде ЭС в Дни энергосбережения. Так, популярность набирает Конкурс на лучшую пару вязаных носков «Свяжи носки - сбереги киловатт!» В этом году около 60 человек из Душанбе, Памира, Кабодиена и Худжанда приняли участие в конкурсе, связав 77 пар носков.
В летний сезон «Маленькая Земля» традиционно организует тренинги для молодежи по ЭЭ и ЭФ. Так, этим летом он прошел в июле в детском лагере «Шохин» на берегу Кайракумского водохранилища под названием «Зеленая энергия и мы». В мероприятии приняли участие около 30 молодых людей в возрасте от 11 до 14 лет из Душанбе, Худжанда, Кайракума и Чкаловска и получили новые знания о возобновляемых и традиционных источниках энергии.
Представители таджикской делегации назвали и существующие «препятствия» в вопросах интеграция ЭЭ и ЭФ в школах. Это отсутствие квалифицированных учителей в вопросах ЭЭ и ЭФ, большая загруженность учителей, отсутствие методической базы и отсутствие заинтересованности со стороны госорганов.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Узбекистан

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Работа по проекту SPARE в РУз началась с 2001г, но до сих пор там нет постоянной программы, связанной с поэтапным образованием. «Нам сложно работать, в основном вся работа «держится на энтузиазме координаторов»,- говорит педагог Хамида Елдашева.
В школьной программе вообще нет предмета «экология», но существует устное требование администрации школ на каждом уроке по 5 минут посвящать вопросам экологии. В этом контексте семинары, которые с 2005г организуются в рамках проекта SPARE на разные экологические темы, находят все более живой отклик среди учителей. Они все больше проникаются идеей ответственности человека перед природой.
По отзывам участников из 5 городов и 16 районов Ташкентской области, где проводились семинары, все темы актуальны, интересны и необходимы для развития учащихся. Полученные на тренингах материалы на русском и узбекском языках были востребованы и активно использовались в процессе обучения.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Наибольший интерес у учителей физики вызывают семинары по ВИЭ в Паркентском районе на объекте «Солнце» и в ФТИ АНРУз. Также понравился семинар в 52 школе Ахангаранского района для учителей биологии из 4-х районов области по теме «Образование для устойчивого развития. Экологический след».
Преподаватель химии медицинского лицея Ольга Треханова отметила, что в Узбекистане постепенно расширяется сотрудничество экологов с областным институтом повышения квалификации педагогических кадров. А в лицее создан Экоклуб, члены которого уже самостоятельно пропагандируют экознания для всех 450-ти учащихся лицея. Они проводят субботние «Дни чистоты», «Дни без автомобиля», участвуют в международных конкурсах по экопроектам. Один из таких- использование светодиодного освещения для подъездов.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

В республике работает летняя экошкола «Чарвак».
Преподаватель истории академического лицея «Миробод» при Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта Галина Чилашвили большим успехом считает сотрудничество лицея с программой SPARE.
В прошлом учебном году школе № 83 Миробадского района города Ташкента члены экоклуба инициировали мероприятия по очистке реки Салар совместно с органами местного самоуправления - махаллями «Байнал минал» и «Бобура». И вот наконец-то появилось «официальное» признание важности этой проблемы: в этом году вышло постановление правительства о том, что эти махалли будут заниматься экологическими вопросами.




От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Казахстан

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Делегация Казахстана оказалась «весомой» - 10 человек из разных уголков страны. Координатором SPARE тут выступает с конца 2000 года ОО «Экообраз» из Караганды. Сегодня целевая группа проекта — это учащиеся и учителя школ; воспитанники и воспитатели детских садов; молодые люди с ограниченными возможностями и специалисты, занимающиеся реабилитацией и адаптацией таких детей. Они ведут исследовательскую работу, принимают участие в пилотных практических мероприятиях по энергосбережению. Среди них - акции для населения, мастер-классы по утеплению жилищ, ежегодный конкурс «Сбережем энергию» и конкурсы рисунков.
Если раньше проводились Дни энергосбережения, то теперь это уже Декады. «Экообраз» наладил контакты с сообществами, с бизнесом. Организуются также мероприятия по пропаганде ЭС совместно с «Институтом здоровья».

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

ОО «Экообраз» впускает журнал «Я и Земля». Разработан и утвержден Институтом повышения квалификации курс «География и УР», курс « УР с 0 по 9 класс», сборники мастер-классов. Более 1000 школ РК используют эти материалы при преподавании смежных тем в курсах географии, химии, физики, в рамках работы экологических кружков и секций по интересам. То есть за время реализации проект из маломасштабного вырос в большую программу. Между школами существует конкуренция по мероприятиям в рамках SPARE, а в настоящее время к проекту присоединяются детские дома и детсады, школы для слабо умственных детей.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Интеграции вопросов энергосбережения в школах способствует Комплексный план повышения энергоэффективности Республики Казахстан на 2012 - 2015 годы. С 1 июля 2013 года согласно этого плана во всех школах республики введен классный час «Основы энергосбережения». Также вопросы энергосбережения, повышения энергоэффективности и изменения климата включаются преподавателями-участниками проекта SPARE в программу занятий по таким предметам как биология, география, математика, русский, казахский и иностранный языки и др. Минобразования, Министерство окружающей среды и водных ресурсов провели конкурс «Энергия и среда обитания».

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Но в Казахстане препонами для внедрения «зеленой экономики» становится частая смена акимов на местах и непоследовательная «зеленая» политика. Пример - Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК упразднено и его функции и полномочия в области формирования и реализации государственной политики в сфере охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, обращения с твердыми бытовыми отходами, развития возобновляемых источников энергии, контроля за государственной политикой развития "зеленой экономики" переданы созданному Министерству энергетики. Многие граждане страны не согласны с такой реорганизацией.
Также диалог ОО «Экообраз» и министерства образования РК все же не охватывает еще множество проблем.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Кыргызстан

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Здесь координатором проектов SPARE является ЭД «БИОМ». По словам его представителя Алексея Курохтина, республика присоединилась к проекту SPARE в 2003г. Проект поддерживается Министерством Образования и Науки КР, Кыргызской Академией Образования, Педагогическим Учебно-Методическим Объединением.
Идеи SPARE продвигаются на разных уровнях. На политическом уровне – это участие в создании государственных программ развития - Программа SPARE в КР включена в Программу УР до 2017г как один из индикаторов. Большим достижением ЭД «БИОМ» является налаживание сотрудничества с Министерством экономики, которое взяло курс на «зеленую» экономику. Таким образом началась «дружба» экономики и экологии: многие месяцы бок о бок работали экологи и экономисты в созданной экспертной группе. Результатом стало создание национальной программы по УР с бюджетом.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Идеи SPARE продвигаются также в секторальных программах ( УР, ВИЭ, ЭС) и на уровне внедрения планов энергоэффективности сел, проведения различных исследований совместно с органами местного самоуправления. Также это различные информационные компании: визуальные материалы, демонстрационные объекты, выставки, отражение деятельности ЭД «БИОМ» в СМИ и др.
Кыргызстан включен в систему разработки образовательных стандартов нового поколения, переходит на систему компетентностного образования. SPARE не остался в стороне. В Кыргызстане идеи SPARE реализуются в системах дополнительного и внешкольного образования, среднего образования, повышения квалификации учителей и высшего образования. В 2013г завершена разработка стандартов для бакалавриата, в этом году ведется разработка стандартов для магистратуры педагогических ВУЗов. К сожалению, пока система профтехобразования остается в стороне.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Идеи SPARE все настойчивее проникают в жизнь

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

Это понятно из презентаций координаторов по ЦА-му региону. Каждая страна накопила уже собственный, пусть еще и не совсем богатый, но все же бесценный опыт внедрения идей SPARE. Поэтому подобные международные встречи становятся площадкой для обмена участников из разных стран этим опытом и рождения новых интересных предложений учителей. А ведь именно учителя и являются главной опорой образовательного проекта SPARE.

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

От обсуждения глобальных проблем к практическим действиям

текст и фото: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК