Главная » Новости » Соцпортал » Здоровье » Гибридные операционные: профессор И.Першуков о спасении жизней и оптимизации затрат в кардиологии
Здоровье

Гибридные операционные: профессор И.Першуков о спасении жизней и оптимизации затрат в кардиологии

В Кыргызской Республике был утвержден план по развитию кардиологической службы, который включает создание новых катетерных операционных в крупных районах и областных центрах.

В своем интервью профессор Игорь Першуков, доктор медицинских наук, делится размышлениями о значении гибридных операционных для снижения затрат в области инвазивной кардиологии и кардиохирургии. Он также возвращается к классическим идеям Н.Г. Чернышевского и Н.В. Гоголя, делая акцент на своем опыте.


  • Игорь Першуков – профессор и доктор медицинских наук, возглавляет кафедру госпитальной терапии с курсом лучевой диагностики и онкологии в Жалал-Абадском госуниверситете.


- Почему акцент именно на гибридных операционных в кардиологии?

- В Кыргызстане реализуется план, который подразумевает открытие новых катетерных лабораторий (катлабов) в областных центрах и крупных районах.

В рамках этого проекта предполагается подготовка молодых врачей, способных работать в рентгенохирургических операционных. Однако встает вопрос: как будут действовать эти операционные в экстренных ситуациях, когда потребуются неотложные кардиохирургические вмешательства?

Во-первых, кто должен быть на посту при осложнениях: интервенционный кардиолог или кардиохирург?

Во-вторых, как молодой специалист должен действовать в рентгеноперационной в условиях, требующих нестандартного подхода? Будет ли он следовать рекомендациям или примет решение на основе своего опыта, чтобы спасти жизнь пациента?

- Как управлять такими осложнениями?

- Логично было бы организовать доставку пациентов на вертолетах в один или два центра, где опытные кардиохирурги могли бы оказать помощь. Однако обеспечить дежурство реанимационного вертолета на каждой лаборатории — задача практически невыполнимая, так как это значительно увеличивает расходы на оборудование, содержание медицинского персонала и самих вертолетов.

Если же санавиация будет сосредоточена только в двух референсных центрах, то в экстренной ситуации потребуется двойное время для доставки — сначала к пациенту, а потом обратно. Возникает вопрос: хватит ли времени для оказания необходимой помощи? Гарантий, что пациент доживет до этого момента, нет.

- Как же тогда действовать?

- Интересно, что аналогичные вопросы возникали еще в 1993 году, когда в восточной Турции, в городе Адана, молодой кандидат медицинских наук Талантбек Батыралиев вместе с коллегами-кардиологами и кардиохирургами (Мустафа Полат, Эрдоган Демирай, Месрур Зан Адана и др.) основали гибридную службу в Özel Adana Ortadoğu Hastanesi.

В этой гибридной операционной решались задачи, связанные с ангиопластикой и стентированием, а также проводились экстренные открытые операции на сердце, в том числе при редких и тяжелых осложнениях инфаркта.

Юрий Владимирович Пя, Мустафа Полат, Эрдоган Демирай, Месрур Зан в гибридной операционной в Турции, Адана, Özel Adana Ortadoğu Hastanesi. - Фото из архива
Данная гибридная служба стала одной из первых в мире и функционировала успешно в течение нескольких лет, зарекомендовав себя как эффективная в решении рутинных задач ангиографии и кардиохирургии, а также обеспечивая безопасность в экстренных ситуациях.

Идея создания такой службы была признана как в Турции, так и за ее пределами. С 2001 года главный кардиолог ЦКБ УД Президента РФ, профессор Б.А. Сидоренко, предлагал масштабировать подобные решения и неоднократно посещал эту службу.

В своих лекциях профессор Сидоренко акцентировал внимание на высоком уровне организации кардиологических и кардиохирургических служб в одном пространстве. Эти идеи вдохновили не только его, но и многих других ученых из России и других стран, которые часто посещали эту клинику.

- Почему же гибридная хирургия не получила широкого распространения?

- Вероятно, это обусловлено особенностями восприятия. Перенос опыта «какой-то» турецкой клиники мог показаться чрезмерным восхвалением чужих заслуг, и многие не стали верить в его целесообразность. Массовое внедрение гибридной хирургии началось значительно позже.

Теперь, спустя более 30 лет, Кыргызстан также решает эту задачу, опираясь на опыт 1990-х годов в гибридной кардиологии и кардиохирургии, который оказался весьма актуальным.

- Насколько полезен тот опыт из Özel Adana Ortadoğu Hastanesi для нас сейчас?

- Он более чем полезен! Важно отметить, что концепция гибридной кардиологии и кардиохирургии в разных странах часто сводится к узкому пониманию, где врачи разных специальностей работают на одном столе. Однако гибридная хирургия включает в себя гораздо больше.

Это объединение различных операционных в единый комплекс с общими реанимационными палатами, минимизация расстояний между операционными и реанимацией, а также наличие специализированного оборудования в общем доступе для всех служб. Больницы должны быть спроектированы так, чтобы палаты для пациентов с кардиологическими проблемами находились рядом с реанимационными отделениями.

Единый операционно-реанимационный модуль позволяет не только сократить затраты, но и уменьшить время оказания помощи, снижая количество нежелательных осложнений.

В такой комплексной работе врачей формируется сплоченность, что позволяет более эффективно планировать лечение и проводить операции с учетом мнения пациента.

Зная своего наставника Талантбека Батыралиева более 30 лет и видя результаты его работы, я понимаю, что условия Кыргызстана требуют гибкости в подходах. Стандарты, разработанные в Европе и Америке, не всегда применимы к нашим реалиям.

Искусственный интеллект не сможет решить задачу организации финансирования программ, так как нет универсального решения: это может быть финансирование только за счет государства, полное страхование или комбинация различных методов.

- Как лучше поступить в данной ситуации?

- Можно не делать ничего, ведь некоторые международные рекомендации допускают отсутствие кардиохирургической поддержки. Однако «расстояние до кардиохирургической клиники» остается критическим фактором.

Пока молодые врачи учатся на практике, это может обернуться потерей жизней, которые можно было бы спасти. Гибридные операционные дешевле, чем реанимационные вертолеты, даже если учесть стоимость оборудования с долгосрочным обслуживанием.

Если говорить о авиации, то где взять достаточное количество пилотов, способных работать в любых условиях? На данный момент аэропорт Манас функционирует только при хорошей погоде, в то время как требуется круглосуточная работа в сложных метеоусловиях.

Эти размышления напоминают о произведении великого русского писателя Николая Гоголя и его пьесе «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
Читайте также:
Сколько надо учиться врачу?
Здоровье
Сколько надо учиться врачу?
Windows 7 и Windows 8 теряют долю рынка
Наука и техника
Windows 7 и Windows 8 теряют долю рынка
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК