Почему Кыргызстану выгоднее торговать с Россией, чем с США

Президент США Дональд Трамп выразил готовность поддержать новый пакет санкций против России, которые назвали "смертельными". Эти меры коснутся стран, которые экономически помогают Российской Федерации.
VB.KG исследовал, насколько серьезны риски, о которых говорят в США в отношении Кыргызстана.
Кыргызстан располагает экономикой с объемом менее $10 миллиардов и населением чуть больше 7 миллионов человек, при этом не имея выхода к морю. Внутренний рынок страны слишком мал для устойчивого роста. С момента обретения независимости республика основывала свою экономическую модель на трех ключевых факторах: трудовая миграция как источник дохода для домохозяйств, переработка и реэкспорт как основа малого бизнеса, а также геополитическая нейтральность как условие выживания в конкурентном регионе. В современных условиях глобального экономического раскола на санкционные и независимые зоны выбор внешнеэкономических партнеров стал не просто техническим вопросом, а вопросом структурной устойчивости. Поэтому сравнение торговых связей с Россией и США становится необходимым для отделения политической риторики от экономической рациональности.
Внешнеэкономический оборот Кыргызстана в 2024 году составил от $16,0 до $17,6 миллиардов, что на 0,9–10,9% больше по сравнению с 2023 годом. Основным фактором роста стал значительный прирост экспорта (на 13,1–50%), в то время как импорт практически не изменился.
Россия занимает значительную долю в внешнеэкономическом обороте Кыргызстана, в то время как доля США остается гораздо меньшей.
Торговля между Кыргызстаном и Россией в 2024 году достигла почти $4 миллиардов. По другим оценкам, эта цифра составляет около $3,5 миллиардов, что на 14,5% больше, чем в предыдущем году. Россия остается одним из основных торговых партнеров страны, ее доля в общем объеме внешней торговли Кыргызстана составляет 22%.
Данные о товарообороте между Кыргызстаном и США в 2024 году в открытых источниках отсутствуют, однако он значительно меньше, чем с другими ключевыми партнерами, такими как Россия и Китай.
Однако важно не только количество, но и содержание торговых потоков. Россия поставляет Кыргызстану нефть и нефтепродукты, что покрывает 85% всей потребности в горюче-смазочных материалах. Кроме того, осуществляется импорт электроэнергии по более выгодным ценам в рамках дружеских отношений. Без этих поставок Кыргызстан не смог бы выполнять основные функции транспорта, отопления и промышленности. Россия также обеспечивает почти половину потребностей страны в пшенице и муке, 90% минеральных удобрений и 35% лекарств. Эти товары являются базовыми для продовольственной, энергетической и социальной безопасности, и их замена на импорт из других стран может привести к значительному росту затрат: проблемы с логистикой, несовместимость стандартов, валютные риски и отсутствие долгосрочных кредитных линий могут привести к скачку цен. США, к слову, не импортируют подобные товары в Кыргызстан и Центральную Азию.
Поставки из США в Кыргызстан в основном заключаются в медицинском оборудовании, программном обеспечении и отдельных компонентах для IT-сектора. Эти товары полезны, но не оказывают существенного влияния на базовую функциональность экономики. Разрыв в экспорте также заметен. Кыргызстан отправляет в Россию свежие фрукты, овощи, молочные продукты, мясо и одежду. По данным Национального статистического комитета, за 10 месяцев 2024 года экспорт Кыргызстана в Россию составил $937,4 миллиона, что на 46,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. По другим данным, общий экспорт за весь 2024 год составил $976,06 миллиона. Доля России в общем объеме экспорта Кыргызстана достигает 30%.
Экспорт товаров из Кыргызстана в США в 2024 году составил всего около $4,98 – $5 миллионов, что является снижением по сравнению с $5,3 миллиона в 2023 году.
Товары из России, в отличие от американских, легко адаптируются под стандарты благодаря общему регуляторному пространству Евразийского экономического союза и пользуются высоким спросом на массовом рынке. Экспорт в США ограничивается стекловолокном, медными отходами и хлопчатобумажной тканью на сумму менее $80 миллионов, причем доступ к этим нишевым рынкам постоянно находится под угрозой из-за антидемпинговых расследований и политических решений, включая приостановку преференций по программе GSP.
Финансовая архитектура отношений с Россией также имеет критическое значение. В 2024 году Кыргызстан получил переводы из России в объеме около $2,6 – $2,8 миллиарда. За первые шесть месяцев текущего года объем переводов составил примерно $1,857 миллиарда. Эти средства помогают покрывать дефицит текущего счета, обеспечивают потребительский спрос и служат социальной сетью для миллионов граждан. Никакие гранты, включая помощь от USAID, не могут заменить этот поток. Более того, Россия предоставляет почти тысячу квот на обучение в вузах, медицинские квоты и программы повышения квалификации, что создает долгосрочные связи в области человеческого капитала.
Институциональная интеграция в рамках Евразийского экономического союза с 2015 года была ключевым фактором снижения транзакционных издержек. Членство в ЕАЭС дало Кыргызстану единое таможенное пространство и взаимное признание сертификатов, общие санитарные правила и, что особенно важно, свободу передвижения рабочей силы. Почти 500 тысяч граждан Кыргызстана легально работают в России без виз и квот. США не предлагают аналогичных условий: нет ни рынка для массовой продукции, ни легального миграционного коридора, ни институциональной платформы для долгосрочной интеграции. Американская помощь остается условной и привязана к выполнению политических требований, что делает ее непредсказуемой.
Что касается санкций против России, Кыргызстан практически не подвержен их вторичным последствиям. Страна не является транзитной площадкой для реэкспорта санкционных товаров: согласно таможенным и силовым структурам, в 2024 году было выявлено менее 20 случаев попыток нелегального оборота, и ни один из них не касался товаров двойного назначения. Экспорт Кыргызстана в Россию состоит из продуктов питания и товаров легкой промышленности, которые не подпадают под экспортный контроль. Расчеты между странами все чаще проводятся в национальных валютах: доля долларовых транзакций снизилась с 60% в 2020 году до менее 20% в 2024. С 2023 года запущен прямой коридор переводов "сом–рубль", что обеспечивает финансовую систему Кыргызстана устойчивостью к внешнему давлению, оставаясь при этом полностью легальным в рамках национального законодательства.
Единственным направлением, по которому могут действовать американцы, являются платежные системы, однако это также незначительно в сравнении с операциями с Россией.
Таким образом, для Кыргызстана отношения с Россией представляют собой не вопрос геополитического выбора, а экономическую необходимость, продиктованную структурными ограничениями малой закрытой экономики. США остаются важным, но эпизодическим партнером в областях, не влияющих на основы экономической стабильности. Санкции против России не создают для Кыргызстана системного риска; напротив, они подчеркивают стратегическую ценность прагматичной и нейтральной Центральной Азии как стабильного хаба в условиях глобальной фрагментации.
Кыргызстану не требуется выбирать между полюсами; ему необходимо максимально использовать свою географическую и институциональную позицию. В этом контексте углубление связей с Россией становится не политическим выбором, а рациональным шагом к выживанию, несмотря на угрозы санкций со стороны зарубежных и европейских партнеров.
Читайте также:
