Создать аккаунт
Главная » ТОЧНОЕ ВРЕМЯ » Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.
ТОЧНОЕ ВРЕМЯ

Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.

3 725


Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.

Инициатива группы депутатов Жогорку Кенеша о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий в сфере недропользования противоречит Конституции. Об этом заявляет Миргуль Сманалиева, заместитель председателя Общественного наблюдательного совета при Министерстве природных ресурсов Кыргызстана.

В ее экспертном заключении говорится:

«Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «О недрах» инициирован группой депутатов ЖК КР. Суть предложенных изменений и дополнений заключается в том, чтобы слова конкурсной Комиссии Правительства, заменить словами «Межведомственной конкурсной комиссией с обязательным представительством в ней Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Данный Проект можно прокомментировать следующим образом.

1. Всем известно, что в соответствии со статьями 70, 83 Конституции Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий, а Правительство осуществляет исполнительную власть в Кыргызской Республике.

Согласно статьям 4, 5 действующего Закона «О недрах», исполнение данного закона возложено на Правительство как на орган исполнительной власти, а Жогорку Кенеш осуществляет функции контроля за Правительством по использованию и охране недр, путем заслушивания отчетов и оценки деятельности Правительства.

Таким образом, указанные выше нормы Конституции и закона «О недрах» представляют собой механизм сдержек и противовесов, заложенный законодателем между законодательной и исполнительной ветвью власти.

2. Принятие изменений и дополнений, предусмотренных Проектом, по сути будет означать вмешательство законодательной ветви власти в деятельность исполнительных органов, что является нарушением вышеуказанных норм Конституции и Закона «О недрах».
Кроме того, непосредственное участие отдельных депутатов Жогорку Кенеша в деятельности Министерства природных ресурсов, входящего в структуру Правительства, сведет на нет функцию контроля Жогорку Кенеша над Правительством в сфере использования недр и приведет к нарушению механизма сдержек и противовесов между ветвями государственной власти.

Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.

3. В Справке-обосновании авторы Проекта закона аргументируют свою позицию следующим образом: «Практика прошедших лет показывает низкую эффективность лицензирования как инструмента государственного регулирования в горнодобывающей отрасли. Лицензиаты в подавляющем большинстве не выполняют условия лицензионного соглашения, …большинство лицензий выдаются без проведения конкурсов, путем прямых переговоров между министерством природных ресурсов и недропользователями. Предлагаемый Закон предполагает усилить контроль за выдачей лицензий, путем участия в данном процессе депутатов Жогорку Кенеша».

Даже простой обыватель, прочитав приведенную выше аргументацию, поймет, что цель внесенного законопроекта – не стремление усовершенствовать закон о недропользовании в части лицензирования, а лишь добиться физического участия отдельных депутатов в процессе распределения лицензий. Ведь для того, чтобы добиться от Правительства КР выдачи лицензий на объекты республиканского значения путем проведения конкурсов, не обязательно личное участием депутатов Жогорку Кенеша в заседаниях конкурсной комиссии, а как раз наоборот, этого можно добиваться путем заслушивания отчетов Правительства по данному вопросу на заседаниях Жогорку Кенеша.

На наш взгляд, было бы более полезно, если бы данная группа депутатов внесла предложение дополнить Закон «О недрах» в той части, чтобы для Правительства и для Министерства природных ресурсов было ясно, какие месторождения считать общереспубликанскими. То есть, по признанию специалистов, действующий Закон «О недрах» в этой части является расплывчатым и не содержит каких-либо критериев для ясного и четкого определения, какие лицензии должны выдаваться Правительством по конкурсу, а какие – путем проведения Министерством природных ресурсов прямых переговоров. Какой в таком случае смысл личного участия депутатов Жогорку Кенеша?




4. Если парламент все же примет этот закон, остается надежда на то, что Президент страны не подпишет его, поскольку, как нам представляется, не соблюдены требования действующего Закона КР о нормативных правовых актах в части соблюдения процедуры разработки и принятия поправок в законы».


Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.

Кроме этого, заместитель председателя Общественного наблюдательного совета при Министерстве природных ресурсов Кыргызстана Миргуль Сманалиева раскритиковала приказ, приостанавливающий выдачу и продление срока действия лицензий.

Ее аналитическую записку, распространенную в СМИ, приводим полностью:

«По поручению Первого Вице-премьер-министра от 27 декабря 2010 года №15-2635, Министром природных ресурсов КР 20 января 2011 года был издан приказ №4, согласно которому Министерством приостановлена выдача и продление срока действия лицензий и лицензионных соглашений на геологическое изучение и разработку месторождений полезных ископаемых. Одновременно, министерство без всяких на то оснований перестало выполнять свои функции по выдаче документов о переоформлении, даче согласия на залог и продлении сроков действия лицензий и лицензионных соглашений компаниям, заявки которых были обсуждены и удовлетворены на заседаниях Комиссии по вопросам лицензирования недропользования МПР КР еще в декабре 2010 года (только согласно протоколам №324-Н-10 от 01.12.10 г., №339-Н-10 от 09.12.10 г., нарушаются права более 20-ти компаний).

Кроме того, министерством не проводится согласование планов горных и геологоразведочных работ на 2011 год, что затрудняет получение компаниями запланированного на 2011 год финансирования.

Данные действия Правительства и Министерства наносят реальный материальный ущерб компаниям, работающим в горнодобывающей отрасли страны, а поскольку эта отрасль бюджето образующая, то вред в целом наносится экономике Кыргызстана, что может повлиять на рост безработицы и вызвать социальную напряженность, а в целом - ухудшить инвестиционную привлекательность страны.

Большинство работающих в стране горнодобывающих компаний уже третий месяц лихорадит, они испытывают полную неопределенность в своем будущем, поскольку их отчеты за 2010 год и планы работ на 2011 год не рассматриваются Министерством на предмет согласования. В результате, существуют серьезные риски, что если не отменить этот приказ, многие компании могут остаться без финансирования на текущий год. Будет не лишним напомнить, что ежегодные затраты компаний, работающих в геологоразведке, измеряются миллионами долларов США, а при разработке месторождений – десятками миллионов, а получают их компании через банковское финансирование, которое очень чувствительно реагирует на такие действия государственных органов.

Инициатива о включении парламентариев в конкурсную комиссию по выдаче лицензий противоречит Конституции.

Данный приказ издан в нарушение всех норм действующего законодательства КР, регулирующего рассматриваемые отношения. В частности, ограничения, установленные приказом, нарушают права компаний на экономическую свободу (статья 42 Конституции КР). Статья 18 Закона «О недрах» содержит конкретный перечень оснований, при которых возможно приостановление или отказ в выдаче лицензии, и основание, указанное в приказе министерства, противоречит закону.
Закон «Об инвестициях в Кыргызской Республике», предусматривающий гарантии для инвесторов, не разрешает государственным органам и должностным лицам вмешиваться в экономическую деятельность и нарушать права и интересы инвесторов. По вине Правительства и Министерства, наша страна может получить от национальных и иностранных инвесторов многочисленные иски в международный арбитраж о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями должностных лиц государства.

Уже и профильный Комитет Жогорку Кенеша недавно признал незаконность данного приказа Министерства, члены Общественного Наблюдательного Совета обращались к Министру природных ресурсов КР с рекомендацией отменить приказ от 20 января 2011 года №4 как наносящий непоправимый ущерб интересам Кыргызстана, а воз и ныне там
».

Материл подготовлен редакцией аналитического сайта Time.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК