Создать аккаунт
Главная » ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ » Атлантида Центральной Азии - тайна Великого Шелкого пути

Атлантида Центральной Азии - тайна Великого Шелкого пути

3 660


Атлантида Центральной Азии - тайна Великого Шелкого пути
Плоских В.М.

Озеро Иссык-Куль — «пульсирующее сердце» Евразии — расположено в горах Центрального Тянь-Шаня на территории Кыргызской Республики. С тюркского Иссык-Куль переводится как «горячее озеро». И название это полностью оправдано: озеро не замерзает зимой, несмотря на довольно низкую температуру в высокогорной части Кыргызстана. Расположено оно на высоте 1602 метра выше уровня моря и протянулось на 180 км с востока на запад и на 60 км с севера на юг. По величине Иссык-Куль — второе озеро в мире после озера Титикака в Южной Америке. По водным запасам Иссык-Куль уникален: при глубине до 682 метров (последние измерения) его объем составляет 1738 тысяч кубических метров. В него впадает 118 речек и не вытекает ни одна.
Существует ряд легенд и несколько научных версий относительно появления озера. И горы Тянь-Шаня, и озеро Иссык-Куль сравнительно «юны». Горы образовались около 25—30 млн. лет назад, озеро — 10 млн. Первый человек здесь появился около 800 тыс. лет назад, первые дошедшие до нас каменные орудия имеют возраст около 300 тыс. лет. Поколение сменялось поколением, разноязычные местные племена (саки, усуни, тюрки) постепенно сложились в кыргызскую народность. Этот процесс начался две с половиной тысячи лет назад и был завершен к XVI в. с участием других племен Центральной Азии (включая монголо-енисейские компоненты). В течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых, озеро по крайней мере четырежды претерпело периоды трансгрессии: регрессии). Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль известны давно. Одна один из серьезных источников прошлых столетий не мог объяснить историю их появления разрушения. Многочисленные легенды и Китайские летописи свидетельствуют существвовании здесь древних, цивилизации которые исчезли в волнах Иссык –Куля. В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье Иссык-Куля – до сотни[1] История изучения памятников Местный фольклор изобилует легендами шествует и ряд научных версий относи тельно образования затонувших городов Иссык-Куля. В прибрежной части озера на глубине 1 метров археологами найдены многочисленные строения, датируемые от первого тысячелетии н. э. и вплоть до XV столетия н. э. За весь период существования озера не было проделано как с либо серьезного детального исследования подводных памятников. И не случайно в научном мире озеро называют «Атлантидой Централь: Азии», неразгаданной тайной Великого Шелкового пути. Интерес к подводным памяткам Иссык-Куль возник два с половиной столетия назад. Архивные записки, отчеты первых путешественников журнальные заметки и статьи об остатках таинственных строений на Иссык-Куле время от времени появлялись в печати еще в середине XIX в.[2] В 1867 году по распоряжению туркестанского генерал-губернатора коллежский секретарь Буняковский, топограф-поручик Китаев и штабс-капитан, известный уже в то время писатель и художник Каразин были командированы в г. Верный «для собрания сведений о Иссык-Кульском крае как по части топографической, так и по части естествознания». Но уже в декаб¬ре того же года неожиданно дается отбой. Китаев и Каразин успели доехать только до Верного, как новым распоряжением туркестанского гене¬рал-губернатора «по изменившимся обстоятельствам» исследования были приостановлены. Сведения об одной из первых, правда, неудачных попыток именно планомерного исследования Иссык-Куля содержатся в архивном деле, озаглавленном «Переписка туркестанского генерал-губернатора с военными губернаторами областей по вопросу о назначении Китаева и Каразина в экспедицию с целью изучения Иссык-Кульского края», начатом и оконченном в 1867 году[3]. К этому времени сообщения о подводных развалинах Иссык-Куля уже возбуждали и отнюдь не праздное любопытство туркестанских властей. Купец Исаев, проходивший караванными тропами Прииссыккулья в 1824—1830 гг., составляет в 1857 г. по просьбе казахского ученого Чокана Валиханова записку, в которой упоминает о подводных развалинах Иссык-Куля справа от впадения в озеро реки Тюп. «Видимые в воде здания складены из камня, — писал Исаев, — только надобно заехать на лошади сажен до двухсот. Сказывают эти жители о сих зданиях, что будто был город тут величайший, и сделалось наводнение, и будто не было до этого тут озера». Сам Ч. Валиханов развалин не наблюдал, хотя на озере бывал неоднократно. Слышал от местных киргизских жителей рассказы об исчезнувших под водой постройках и П.П. Семенов-Тян-Шанский. 13 июня 1857 г. он побывал на мысе, вдающемся в озеро в восточной его части, между устьями рек Тюп и Джергалан, видел на берегу выброшенные волнами кирпичи, из которых были возведены подводные строения. Сопоставив этот факт с историческими свидетельствами, П.П. Семенов высказал предположение, что здесь ранее был остров, на котором, по словам средневековых авторов, Железный Тимур держал своих знатных пленников. Укрепление, по его мнению, существовало в XIV и XV веках, исчезло под водой позже XVI в. О подводных замках упоминали и мусуль¬манские средневековые историки Араб-шах и Мирза Хайдар. Их сведения перекликались с дан¬ными итальянской карты. Дело в том, что на Ка¬таланской карте 1375 года, которую П.П. Семенов видел во время путешествия по Венеции в начале 50-х годов XIX в., на озере Иссык-Куль был обозначен город с тем же названием и отмечено, что здесь находится православный монастырь «армянских братьев». Следующие сообщения о подводных развалинах на Иссык-Куле и первые практические шаги по их изучению были связаны с Г.А. Колпаковским — военным губернатором Семиреченской области. В 1869 г. он посетил озеро. Проводники-киргизы показали ему подводные развалины на северном берегу в местности Кой-Су (у совре¬менного с. Курское) и на востоке в урочище Кой-Сары. Колпаковский обследовал развалины и краткую информацию о них направил в «Извес¬тия Императорского Русского Географического общества». Он писал о виденной им под водой обширной площадке, как будто специально устланной кирпичами, обломками посуды и костями. Встретилось под водой даже древнетюркское каменное изваяние. Чем дальше от берега, тем чаще встречались кучи кирпичей, лежащих в беспорядке. Причем кирпичи были самых раз личных видов: на изломе желтоватые, бурые, красные и даже черные. Тогда-то и зародилась впервые мысль — и произвести ли подводные исследования с помощью водолазов. Начало этому положили полученные Колпаковским с берегов Иссык-Куля первые археологические трофеи. Это были две большие медные (бронзовые) чаши: одну вытащил на берег при впадении в озеро р. Кой-Су купавшийся киргиз, вторую, несколько меньших размеров, подарил Колпаковскому сарыбагышский манап Умбеталы Ормонов. В окрестности озера были найдены и две серебряные монеты одна на месте строящегося Каракола — будущего города Пржевальска, а другая — много запада неподалеку от Конгуролена. По краям малой чаши арабской вязью — куфическим шрифтом был выведен витиеватый орнамент-надпись. Туркестанский чиновник Ибрагимов сделал перевод: «Весенние дни доставляют нам счастье, водонос! Дай мне оживляющей влаги... Похожий на розу напиток — сосуду красу придает, под» но тому, как роса оживляет тюльпан, жизнью считай лишь то время, которое смертным дает наслажденье». Это был гимн воде, дающей жизнь.
Колпаковский начал деятельную подготовку к подводным исследованиям на Иссык-Куле, посылает письменное приглашение ученому А.П. Федченко, отдает распоряжение о строи-тельстве небольшого парусного судна на Исськ- Куле, договаривается с неким частным лицом строительстве восьмивесельного катера. В архиве канцелярии туркестанского генерал-губернатор в Ташкенте нами было обнаружено дело «Об археологических находках в озере Иссык-Куль, приобретении водолазного аппарата и найме водолазов для подводных исследований в Иссык- Куле. Описание скафандра». Каллиграфическую почерк чиновников-переписчиков, убористая скоропись военного губернатора, предложения кронштадтского инженера, небрежные резолюции туркестанского генерал-губернатора. Все документы написаны от руки и представлены в ном экземпляре. Итак... Затопленные города 3 ноября 1871 года Г.А. Колпаковский высылает в Ташкент генерал-губернатору К.П. Кауфману с Иссык-Куля археологические трофеи: медные (бронзовые) чаши и серебряные монеты сопровождаемые пространным письмом. «Вообще, — писал он, — загадочность Иссык-Куля с каждым годом усложняется и побуждает меня вновь заявить мысль о необходимости исследования... Для полноты предприятия недостает водолазного аппарата, приобретение коего посредством частных средств более чем сомнительно. Не будет ли позволено выписать этот аппарат на кульджинские доходы?» К.П. Кауфман благосклонно отнесся к этому предложению. По его распоряжению чаши были оставлены в Ташкенте в качестве экспонатов для будущего музея, монеты — переправлены на исследование в Археологическую комиссию С.Г. Строганову. А насчет водолазного аппарата и мастера решили обратиться в Кронштадт к строителю знаменитой крепости генерал-майору К.Я. Звереву. Предложение заинтересовало К.Я. Зверева, и он взялся помочь Кауфману приобрести водолазные аппараты и подыскать профессиональных водолазов. Имевшиеся в Кронштадте водолазные скафандры были старой конструкции, приобретены более десяти лет назад, громоздки и не подходили для подводных археологических исследований. Зверев высылает Кауфману описание современных водолазных костюмов, наиболее совершенные из которых предлагал закупить в Англии или Франции. Но благим намерениям так и не суждено было осуществиться, не набралось денег для покупки подводного оборудования. Идея подводных археологических работ повисла в воздухе.
В советские годы озеро Иссык-Куль стало закрытой территорией для иностранцев (из-за во-енных объектов), а собственных средств на дорогостоящие подводные раскопки памятников не было. С большим трудом республиканская Академия наук в середине 1960-х годов приобрела акваланги, и археолог Д.Ф. Винник начал рекогносцировочные, разведочные работы по фиксации подводных памятников на Иссык-Куле. В 1980-х годах эстафета перешла к доктору исторических наук В.М. Плоских и кандидату исторических наук В.П. Мокрынину. В 1985—1989 г кыргызские археологи совместно с аквалангистами из Московского института стали и сплавов провели на озере небольшие работы, сосредоточив основное внимание на полуобнажившемся городище Сары-Булун в Тюпском заливе, и вы сказали гипотезу об отождествлении этого городища с исторической столицей большого пле-менного образования Усунь (на рубеже веков до новой и новой эры). Последующие работы все более подтверждали эту гипотезу. Результаты исследований были обобщены в трех изданию В.П. Мокрынина и В.М. Плоских с участием И.Т. Айтматова и А.У. Конурбаева. С точки зрения археологии и экологии исследование озера Иссык-Куль предполагает собрание больших археологических материалов, подтверждающих гипотезы о памятниках истории культуры. Кроме того, изучение водного бассейна будет способствовать проведению исследований на предмет радиации, характера и степени загрязнения воды, экологических характеристик региона. В перспективе намечается продолжить изучение известных и осуществить поиск новых древних подводных поселений, курганов и прибрежных памятников культуры. Будет продолжаться сравнительное изучение доступной поверхности и подводных древних строений и геоморфологический поиск шельфа (прибрежной части) и выборочной части побережья озера Иссык-Куль. Все эти исследования предполагается провести в контексте поиска комплексного решения экологических проблем. Наиболее перспективны в научно-исследовательском плане следующие археологические памятники[7]. Тору-Айгыр, расположенный на северо-западном берегу Иссык-Куля, некоторыми иссле-дователями отождествляется со средневековым городом Сикуль. Остатки верхнего городища на берегу, нижнего — под водой. На берегу раскопаны остатки жилищ и баня (Д.Ф. Винник), на дне встречаются глиняная посуда, обожженные кирпичи, кости человеческого скелета и животных. По одной из гипотез, это возможное место средневекового монастыря X—XIV вв. В ходе полевых разведок найдено несколько ценных кера¬мических сосудов средневекового производства, каменная зернотерка и извлечен из воды бронзовый котел. Между селами Баетово и Чолпон-Ата у полуострова Вали Котика под водой заметны остатки уложенных каменных плит, аллея спиленных деревьев, многочисленные фрагменты средневековой керамики и кости человеческих скелетов. В Городище Каменское (современное село Джаркынбаево) в тихую погоду в воде просматриваются остатки четырехугольных стен. Из воды местными жителями были извлечены бронзовые и каменные орудия труда античного времени, жертвенные бронзовые котлы и многочисленная средневековая керамика (I тыс. до н. э.). Самым достопримечательным античным памятником, расположенным на юго-восточной окраине Иссык-Куля (под водой и на частично освободившейся от воды территории), является Городище Сары-Булун, отождествляемое нами со столицей Усуньского государства на Великом Шелковом пути — городом Чигу. Во II в. до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь прошел из Китая в Центральную Азию, был в плену у могущественных хуннов, был гостем усуней, столица которых располагалась на живописном берегу Иссык-Куля. Чжан Цяня справедливо называют первооткры¬вателем Великого Шелкового пути — торговой артерии, соединившей мир Востока и мир Запада. В самой середине этой трансконтинентальной торговой артерии лежало озеро Иссык-Куль, на его берегу китайцы построили для своей принцессы — невесты усуньского правителя-кунбага столицу — город Чигу (Чигучэн, буквальный перевод с китайского — «Город Красной долины»). Китайских принцесс отдавали в жены «диким варварам», чтобы скрепить династийными браками союз государств. Через тысячи километров, высочайшие горные системы они переправля¬лись на Иссык-Куль в чужой им край. (Это пре¬красно показал Н.К. Рерих своей картиной «Дары китайской принцессы».) На чужбине китайцы помогали отстраивать города и замки родственным им владыкам. Так был обустроен дворцами и крепостными стенами город на Иссык-Куле —Чигу. Ученые долго спорили, где находилась столица усуней, о которой много писали китайские историки, но найти ее не удавалось. Произошло это потому, что город Чигу вскоре после круше¬ния усуньского государства ушел под воды Иссык-Куля. И нужно было время, терпение и везение, чтобы его обнаружить. Это произошло в полевой сезон 1985 года. Во время иссык-кульской экспедиции (руководи¬тель — профессор В. Плоских, начальник архео¬логического отряда — доцент В. Мокрынин) на дне Тюпского залива были впервые обнаружены следы крупного городища. Находки свидетельствовали, что оно существовало в первом тысячелетий до нашей эры. Это предстояло доказать скрупулезными изысканиями, научными исследованиями. Мы предположили, что нашли развалины знаменитого города Чигу — ставки могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле, важного промежуточного торгового пункта на зарождавшемся сом Шелковом пути. Поэтому наши первые прибрежные и подводные трофеи мы отнесли к предметам материальной культуры столичной и древних кочевых владык, следующие находки — одна древнее другой все более подтверждали гипотезу о столице усуньского государства г. Чигу, впитавшей в себя элементы предшествующих культур. За три полевых сезона на побережье и под водой далось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которая а представление о жизни столичных обитателей их занятиях и быте. Все предметы, долгое время находившиеся под водой, были покрыты таковыми наростами. Находки в Чигу подлились на четыре группы: керамика, изделия из камня, металлические изделия, поделки из рога.
Даже беглый обзор материальной культуры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствовал о долгой жизни затонувшей столицы. Определение времени зарождения, расцвета и гибели рода, находящегося многие века под водой, но с большими трудностями, которых не знает традиционная археология. Изучение подводных памятников неизмеримо сложнее, так нельзя проследить взаиморасположение культурных наслоений и датирующих предметов шальной культуры. Исследователю остается единственный метод определения времени жизни городища — сравнение находок с хорошо датированными вещами, добытыми при раскопках иных археологических памятников на суше. Привязка исторического Чигу к определенному городищу имеет важное научное значение. Если дальнейшие изыскания подтвердят наше предположение, то скудная письменная история города-ставки усуньских правителей-кунбагов получит не только точную локализацию на местности, но и прочную фактологическую базу на основе беспристрастных и многочисленных археологических материалов. Отождествление городища Сарыбулун с Чигу позволяет установить многие ранее неизвестные факты, имеющие не только историко-познавательное, но и научное значение. По современным исследовательским данным, Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н. э., как это представлено в некоторых современных трудах зарубежных ученых. Он уже существовал и был упомянут в китайских летописях в связи с событиями того времени. Жизнь городища документируется археологическими находками по меньшей мере на 500 лет раньше первого упоминания, что позволяет предпола¬гать, что здесь была ставка еще раннесакских вождей. Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев. Археологические исследования свидетельствуют, что культура оседлого населения Прииссыккулья в I тыс. до н. э. была тесно связана с культурой среднеазиатских поселений, прежде всего Ферганы. Сведения, принесенные в Китай послом и путешественником Чжан Цянем, получают археологическое подтверждение о Великом Шелковом пути. Сегодня пришедший на берег Тюпского залива путник или опустившийся здесь под воду аквалангист может прикоснуться лично к древним реликвиям некогда затонувшей столицы. Студенты КРСУ каждый полевой сезон проходят на Иссык-Куле археологическую практику и собирают регулярно целую коллекцию керамики, бронзы, каменных зернотерок и рудотерок античного времени.



Не менее интересно для исследователей средневековое городище Кой-Сары, затопленное на рубеже XV—XVI вв. и «вышедшее» из-под воды обмелевшего озера уже в XX в. недалеко от г. Ка-ракола, областного центра на юго-восточном побережье Иссык-Куля. В 1894 г. городище обследовано В.В. Бартольдом, в 1926 г. П.П. Иванов нашел здесь камень с тюркской письменностью (так называемый «орхоно-енисейской»), который позже бесследно исчез. В 1960-х гг. Д.Ф. Винником проведены частичные раскопки городища на уже обнажившемся дне озера. Обнаружены кера¬мические трубы водопровода, остатки городских стен из жженого кирпича, глиняная посуда, изделия из металла, монеты, каменные зернотерки средневекового периода. Найден некрополь с групповыми захоронениями, отданными отступившими водами озера.
Рассказывая о древнем городе Барсхан (Барскоон), средневековый арабский географ Гардизи ссылается на следующую легенду. Александр Ма¬кедонский, покорив в 334 — 329 гг. до н. э. персидскую державу, взял в знатных семьях заложников, дабы предотвратить возможные мятежи. Отправляясь в поход на Китай и Индию, он взял с собой и заложников, однако, оказавшись в стес¬ненных обстоятельствах, вынужден был бросить знатных персов на берегу Иссык-Куля. Сыновья персидских вельмож, потеряв надежду вернуться домой, отстроили здесь городок на свой манер, а местности дали название Барсхан. Живописцы разукрасили дома полихромным многоярусным панно наподобие согдийских, уструшанских и тохаристанских. Но, судя по всему, часть города вскоре оказалась под водой, а вторая часть осталась на возвышенном плато озера. Исследованием их еще предстоит заняться. На побережье современного с. Барсхан мы с В.П. Мокрыниным обнаружили бронзовые бляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящихся к сакскому периоду, когда среднеазиатские саки притивостояли воинам Александра Македонского. Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены казахскими археологами в 1969 году при раскопках сакского кургана Иссык (между озером Иссык-Куль и городом Алма-Ата). Только иссыкские бляшки были золотыми, сохранившись в обширной коллекции неразграбленного кургана, а барсханские — бронзовыми с бракованными отходами, что позволяет уверенно говорить об их местном производстве5. Коллекция кургана Иссык содержала сотни предметов из золота и серебра, была найдена серебряная чаша с сакскими письменами, которые еще не прочитаны, их предстоит дешифровать. В прибрежных водах Дархана нами были обна-ружены бронзовый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Другие археоло¬ги находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, украшенные бронзовыми фигурками зверей, и другие предметы античного времени.
5 Акишев КА. Курган Иссык. М., 1978. С. 29. Новые находки подводной археологии Летом 2003 года по инициативе и с благословения митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира при финансовой поддержке Международного Фонда Андрея Первозванного и Центра «Национальная слава России» была осуществлена международная археологическая экспедиция на Иссык-Куль. Кроме ученых Кыргызско- Российского Славянского университета и Национальной академии наук в экспедиции приняли участие аквалангисты конфедерации под¬водной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой. Цель экспедиции — выявить и зафиксировать новые подводные историко-археологические объекты первого тысячелетия до н. э. и определить место затонувшего средневекового христианского монастыря. Упорство и настойчивость членов экспедиции, наша убежденность в возможности новых уникальных находок с помощью московских аквалангистов и при достаточном финансировании привели к поистине уникальным открытиям.
В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине око¬ло пяти метров мы обнаружили два бронзовых жертвенных котла сакского периода (буквально в десяти метрах друг от друга). По предваритель¬ным данным, возраст затонувшего клада насчитывает около 2,5 тысячи лет. Профессор Станислав Прапор так охарактеризовал свое впечатление от этой находки: «Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уникальнейшие предметы многотысячелетнего возраста — в нашей, да и в ми¬ровой практике подводной археологии случай небывалый. Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние. Сосуд прекрасно украшен: в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоится на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконецто провидение повернулось к нам лицом. Дух захватывает, когда думаешь о том, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш долг перед потомками!»
Находки свидетельствуют о распространении металлургии и литья среди саков в середине I тыс. до н. э., о торгово-ремесленных центрах, к которым были привязаны скотоводы, ведущие коче¬вой или полукочевой образ хозяйствования и жизни. Такие оседлые торгово-ремесленные по-селения позволяют говорить об одном из признаков древней государственности. Наиболее впечатляющей находкой в прошедшем сезоне стал бронзовый псалий (часть кон¬ской упряжи). Псалий — это парные части узды, которые крепятся к удилам. Длина псалия — 20,5 см, изготовлен он способом литья по восковой модели. Несомненно, как часть парадной упряжи он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в разные стороны (возможно, пантеры), челюсти хищников неестественно вы¬тянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх, а нижняя имеет подобие бороды; соединены челюсти стилизованными зубами. Своеобразие «звериного стиля» заключается в сочетании чисто декоративного начала с реалис¬тической передачей облика зверя. Так трактуется и пантера из Келермесского кургана, хвост и лапы которой украшены фигурами свернувшегося в круг зверя, а ухо имеет полихромные вставки эмали6. Сама отливка не очень хорошего качества, есть диспропорции в скульптурном изображении двух равноодинаковых фигур. При литье имеются огрехи: трещинки и каверны. Эта на¬ходка очень значима и уверенно датируется V—IV вв. до н. э. Качественный спектральньп лиз бронзовых изделий со дна Иссык-Кул веденный в Кыргызско-Российском Славя университете, в совокупности с другими г - телями свидетельствует о местном произв находок.
Обнаруженные нами сакские кинжалы-акинаки, жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и псалий традиционны для Иссык-Куля и Семиречья и могут быть датированы V—IV вв. до н.э. или, возможно, несколько более поздним периодом — III в. до н. э. — временем активного рождения ряда кочевых государств Центре Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.
Оформленные или украшенные традиционным «звериным стилем» сако-усуньского времени, эти обнаруженные на дне Иссык-Куля меты материальной культуры вписывают заключение Ю.Н. Рериха, вынесенное из экспедиции по Центральной Азии: «Несмотря сложный характер искусства кочевников, можем утверждать, что существовал общий источник, из которого черпали свое восхищение художники Центральной Азии, где, как показывают современные исследования, и находится центр кочевой культуры»7. Этот тезис вполне вписывается в современную концепцию кочевой государственности и подтверждается новыми археологическими находками со дна Иссык-Куля.
В связи с последними археологическими находками вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений кого времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной .турой и верованиями. По мнению известного российского археолога, теоретика истории культурного наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массона, «возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В чисть находок здесь имеются раннекочевнические удила, псалии и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам»8. Возвращаясь к записям Ю.Н. Рериха о путешествии по «Срединной Азии» — Тянь-Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Западной Монголии и высокогорному Тибету, процитируем его строки, сопоставимые с нашим сюжетом: «Один из важных результатов экспедиции — открытие "звериного стиля" среди кочевых племен Северного Тибета. Этот "звериный стиль" состоит из декоративных мотивов, состоящих из фигур животных, которые иногда шалея топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древней культуры, вступили на завоевания и разрушения границ Китая и римской империи»11.
Монастырь на дне озера? Разведочная экспедиция 2003 года предприняла попытку локализовать под водой или на. берегу Иссык-Куля средневековый христианский монастырь.
Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана с приходом согдийцев, и с собой земледельческую культуру и науку. Процесс этот начал набирать силу где-то с дины первого тысячелетия новой эры. Caкским древним памятником той давней эпохи на тории республики является небольшая церковь VII—VIII вв. в древнем поселении Суяб — центре тюркских каганатов в Чуйской долине. исследователи христианских церквей и монастыре ли проповедниками оседлого образа жизни городской культуры среди подавляющего большинства кочевого населения. А самым зам тельным, сохранившимся до наших дней а тектурным памятником христианской оби на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный со времени раннего средневековья. Построенный на рубеже IX—X вв., он составляет собой стационарное жилище монастырь сакского типа. Его функции со временем позже здание использовалось как караван- сарай на одном из маршрутов Великого Шелкового пути. Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. В древнеславянских леттописях говорится, что Средняя Азия являются. колыбелью не только для тюрок, но также скифов (саков).
Есть основания предполагать, что в Кыргызстане на озере Иссык-Куль находится одна величайших христианских святынь — рака с ми святого апостола и евангелиста Матфея, теологическим преданиям, Матфей претерпел мученическую смерть от рук язычников за поведения христианства в Сирии. Там-то вначале хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захватных империей странах, верующие, опасаясь ругания святыни, перенесли раку в Среднею Азию — край, славящийся веротерпимость в те давние времена здесь существовали хританские общины. Так не без основания считает
9 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 337—338.
10 См. примечательную книгу: Чайковский А.П. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покин)
М., 1914. С. 397. 11 Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. С. 109.
ный-богослов, митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Мощи хранились в монастыре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известно повсюду. На знаменитой Каталанской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом. Соседствующая надпись гласит: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
В свое время, в 1856—1857 гг., эти сведения впервые опубликовал русский путешественник р.П. Семенов-Тян-Шанский. Каталанскую карту 1375 г. он видел в середине XIX века в Венеции, видел изображенные на ней города и озеро Иссык-Куль и на северном его побережье — монастырь христиан (академики В. Бартольд и Н. Марр называют его армянским монастырем). П.П. Семенов полагал, что христиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) в глубь Азии, основали в XII в. свой монастырь на берегу Иссык-Куля; он первый перевел на русский язык надпись с Каталанской карты. Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог быть построен в Курментин-ской бухте и позже затонул'2.
Полвека спустя поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан Свято-Троиц¬кий мужской монастырь. Побывавший в этих местах в конце XIX века барон А. Каульбарс писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению археологов, и существовал тот армянский монастырь, где находились мощи евангелиста Матфея»13.
В архивной записке сведений о церквах Семиреченской области, составленной 1 февраля 1915 года, записано одним из обследователей: «В 9 часов вечера 8-го сентября я прибыл в Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский монастырь, расположенный на северо-восточном берегу Иссык-Кульского озера в 41 версте от города Пржевальска. Замечательно, что вблизи монастыря, около устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой останки древнего города. В этом именно городе, по предположению ученых-археологов, и существовал армянский монастырь...»
А вот что можно прочитать в книге митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владими-ра: «На киргизской земле нашло посмертное упокоение тело святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Откуда, по-видимому, еще во II или III веке бежавшими от древнеримских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня храни¬лась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир знал о ее местонахождении»|4. В последние два года на Иссык-Куле поднялся настоящий бум в связи с поисками затонувшей вместе с монастырем раки с мощами Св. Матфея. Особенно активно действовал на этом поприще в 2002 г. «американец русского происхождения» Сергей Мельникофф15. Но единоразовым кавалерийским наскоком такой проблемы не решить.
Мы начали с Каталанской карты, анализ ее прекрасно провел участник нашей экспедиции, ученый, священник из Германии, архидиакон, доктор философии и теологии Василиус Кляйн. Его заключение: карта — достоверный документальный источник XIV века, не вызывает сомнения и факт расположения на Иссык-Куле христианского монастыря. В. Кляйн предлагает свое прочтение: монастырь скорее всего располагался не на северном, а на южном побережье восточной части озера, был армянским, а не несторианским, и это был именно монастырь, а не община16. Его уточненное прочтение надписи на карте звучит так: «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монас¬тырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея»17.
В ходе полевых разведочных работ 2003 г. на¬ми были подняты два фрагмента (боковины ке-рамических сосудов) с четким изображением креста, оба найдены в северной акватории озера в районе Кара-Ой и с. Джаркинбаево. Аквалангисты обследовали дно курментинского залива, археологи прошлись по прибрежным средневековым городищам. Намечен был фронт экспедиционных работ на берегу и под водой в 2004 году.
Смотрите в будущее Кыргызстан — молодое государство с многочисленными памятниками древней истории. Озеро Иссык-Куль достойно внимательного ис¬следования с исторической и географической точки зрения; исчезновение загадочных подводных городов связано с неизученными особеннос¬тями котловины. В защите нуждается ее флора и фауна.
Обилие подводных городищ и курганов свидетельствует о высокоразвитых цивилизациях прошлого. По словам историка-археолога из Бишкека Светланы Громовой, «это целый пере-ворот в наших представлениях об истории иссык-кульской цивилизации, во времена таинст-венной древности. До сегодняшнего дня ученый мир был абсолютно уверен, что большинство крупных городищ, оказавшихся в свое время затопленными озерными водами, относятся к средним векам. Но попавшие к нам в руки уникумы, Митропалит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. С. 22.См., например, газеты: Дело №....— 17 апреля 2002 г.; Вечерний Бишкек. — 2 августа 2002 г.; Слово Кыргызстана. — 6 августа 2002 г.; и др. 16 Кляйн В. География религий Средней Азии между реальностью и фикцией в Каталанском атласе (1375) / Пробле¬ мы политогенеза кыргызской государственности.
к слову, выполненные удивительно высоким профессиональным способом и с добавлением особых присадок в бронзу, неопровержимо свидетельствуют о том, что огромное Кара-Ойское городище еще до новой эры являлось примером извитого, высоко цивилизованного и, что самое главное, оседлого образа жизни наших пращуров на кыргызской земле».
Главные направления будущих исследований — хронологическая разработка известных и открытие новых подводных поселений и захоронений, обобщение ранее известных и новых факсов истории и культуры, которые объясняют ха¬рактер природных катаклизмов, имеющих место в прошлом и продолжающихся до настоящего времени. Исследование исторических и географических явлений жемчужины Тянь-Шаня — озера Иссык-Куль поможет определить причины колебаний водного уровня и его влияния на развитие древних ци


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК