Создать аккаунт
Главная » НОВОЕ ВРЕМЯ » Кыргызстан займется реконструкцией дорог
НОВОЕ ВРЕМЯ

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

6 369


Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Чиновники стараются восстановить дороги, которые были запущены годами, пострадали от плохого качества работ и растраты средств.

Автодорога Бишкек-Ош протяженностью 650 км проходит через центральную часть страны, открывая виды на горы, фермы, села и ущелья.

Но, к разочарованию депутатов, которые недавно проехали по этому маршруту, на ней также видны следы незавершенного строительства, износа асфальта и выбоины, что говорит о недостатке внимания в прошлом.

Жогорку Кенеш (парламент) обсудил состояние дорог страны, и депутаты, большинство из которых лично знакомы с этим вопросом, согласились с необходимостью изыскания средств на ремонт.

«Срок эксплуатации автодороги Бишкек-Ош (самая новая дорога) давно истек, - сказал министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов. – Согласно нормативам эксплуатации, капитальный ремонт трассы должен быть произведен через шесть лет, но прошло уже двенадцать. Необходимо, как минимум, снять старый слой асфальта и постелить новый».

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Варианты финансирования

Средства на реконструкцию предполагается взять у Азиатского банка развития (АБР) в виде кредита. Но даже при наличии средств все проекты невозможно осуществить быстро.

Планируется восстановить 17% этой автодороги, примерная смета расходов составляет 4,7 млрд сомов (100 млн долл. США), по данным Группы реализации инвестиционных проектов (ГРИП). Реконструкция всей стратегической трассы потребует 33 млрд сомов (700 млн долл. США). Это примерно четверть годового бюджета страны.

Глава парламентского комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков считает, что Кыргызстану нужно обращать внимание, под какие проценты страна берет кредиты у международных организаций и просить более низкие ставки.

Директор департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта Омурбек Турдумамбетов сообщил, что только на текущий ремонт дорог в Чуйской области, одной из семи областей страны, выделено 259 млн сомов (5,5 млн долл. США) из государственного бюджета. Будут выделяться средства и на другие проекты, но страна рассчитывает и на международные гранты и займы.

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Как сообщил Султан Сарбагышев, инженер ГРИП, сейчас реализуются и находятся в стадии подготовки восемь проектов, большинство из которых осуществляются за счет иностранных грантов:

«В этом году завершаем реабилитацию дороги Ош-Иркештам длиной 258 км за счет средств китайского «Эксимбанка», - сказал Сарбагышев. - Также в этом году заканчиваем участок Сарыташ-Курамы, до границы с Таджикистаном. Донорами также являются АБР, Исламский банк развития и правительство Китая, с которым взаиморасчеты проводятся по схеме «ресурсы взамен инвестиций».

Другие приоритетные проекты, по его словам, - реконструкция дороги Ош-Баткен-Исфана при финансировании со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного банка, а также трассы Бишкек-Торугарт с финансовой поддержкой АБР, Арабской координационной группы и «Эксимбанка» Китая.




24 сентября парламент утвердил соглашение с ЕБРР о финансировании реконструкции автодороги Ош-Баткен-Исфана на сумму 26,7 млн сомов (436 тыс. евро). 1 октября руководство Министерства транспорта обсудило состояние дорог Бишке-Нарын- Торугарт и Ош-Сарыташ и решило, что они тоже нуждаются в модернизации.

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Стандарты качества

Но даже при наличии источников финансирования многие говорят, что дороги будут в плохом состоянии, если подрядчики не будут соблюдать стандарты качества, и не будут приняты меры по борьбе с мошенничеством и растратой.

Член парламентского комитета по развитию отраслей экономики депутат Нарынбек Молдобаев полагает, что большая часть средств, выделенных на реконструкцию дорог, тратится зря:

«Недавно отремонтированная дорога в Нарыне уже опять требует ремонта. А причиной является грубейшее нарушение нормативов при строительстве. Например, толщина дорожного покрытия на треть меньше стандарта».

По утверждениям мэра Бишкека Исы Омуркулова, подрядчики зачастую нарушают существующие государственные стандарты ради экономии средств:

«Есть вероятность, что подрядчики сокращают толщину дорожного полотна. Экспертиза это проверит. Если ее выводы подтвердятся, то строители будут переделывать все за свои деньги. Если откажутся, то мы передадим дела в суд».

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Расследование случаев растраты

Правоохранительные органы в других частях страны, не дожидаясь заявлений от государственных органов, уже раскрывают случаи растраты и мошенничества со стороны чиновников и подрядчиков.

Прокуратура Талаской области возбудила уголовное дело, связанное с хищением средств при строительстве дороги Талас-Покровка. Также в хищении средств, отпущенных из бюджета на ремонт дороги и моста, Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности обвиняет ряд лиц в Майлуу-Суу. Их обвиняют по статьям «растрата или присвоение вверенного имущества в крупном размере с использованием служебного положения».

По мнению Сарбагышева, в некачественном ремонте также виноват непрофессионализм подрядчиков:

«За годы экономического застоя в стране почти исчезли организации и компании, которые имеют достаточно соответствующей техники и профессионалов, которые могут качественно исполнить ремонт и строительство дорог», - считает чиновник, добавляя, что теперь министерство будет рассматривать вопрос воссоздания подобных компаний.

В целом, эксперты отметили, что важно сформировать в бюджете отдельную статью под ремонт дорог и постоянно проверять качество работы на дорогах.

Кыргызстан займется реконструкцией дорог

Текст: Алишер Каримов Средняя Азия в Интернете


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК