Создать аккаунт
Главная » НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ » Религия – опиум для народа?
НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Религия – опиум для народа?

3 967


Религия – опиум для народа?

Социальные изменения и потрясения, произошедшие после распада Советского Союза, привели наше общество к переживанию состояния, которое обозначается как кризис идентичности. В нашей стране возник не просто массовый интерес к самоидентификации, но ощущение ее жизненной необходимости. Человек воспринимает и классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей идентификацией, с позиций своей социальной принадлежности.

С объявлением независимости и суверенитета в нашей стране начался процесс поиска идентичности, многие граждане Кыргызстана сегодня осознают себя, прежде всего, мусульманами. Ислам, как оказалось, все больше становится неотъемлемой составляющей мировоззрения и национальной культуры кыргызов.
Многочисленные социологические опросы продолжают подтверждать, что в современном Кыргызстане влияние религии на происходящие общественно-политические и социальные процессы неуклонно расширяется. Ислам усиливается не только как идеологический фактор, но и становится неотъемлемым явлением современной политической жизни. Так, на первом заседании Жогорку Кенеша пятого созыва во время принятия присяги депутат Турсунбай Бакир уулу дал клятву, положив Коран на Конституцию и подчеркнув при этом: «Клянусь Кораном, который никогда не меняется, и Конституцией, которая часто меняется».

Одним из очевидных факторов расширения влияния Ислама в нашей стране является открытие около двух тысяч новых мечетей, десятков медресе. Все чаще раздаются призывы о создании шариатских судов. С каждым годом растет количество людей, совершивших хадж, стало модным давать новорожденным имена, встречающиеся в исламской религиозной литературе.
В этой связи все более актуальным становится диалог между религией и государством. Только диалог может стать основой и залогом социально – политической стабильности. При прежних режимах государственная политика в области религии не разрабатывалась. Равнодушие руководства страны и официальных мусульманских лидеров к судьбе государства привели не только к политическому кризису, но и к кризису «духовной власти». Организация хаджа при прежних режимах стала источником коррупции, не было конструктивных взаимоотношений между светской властью и религиозными общинами.
С обретением независимости либеральное законодательство создало в Кыргызстане благоприятные условия для функционирования разнообразных исламских движений, религиозная ситуация в Кыргызстане сильно осложнилась. Политическая нестабильность, сложная социально-экономическая ситуация создали питательную среду для действия религиозных радикалов.

Религия – опиум для народа?

Оказалось, что традиционный Ислам в нашей стране не подготовлен к эффективному противодействию исламским радикалам, в частности партии «Хизб-ут-Тахрир», активисты которой, используя современные методы идеологической обработки, все больше усиливают свое влияние на самые широкие слои населения. Нельзя не учитывать тот факт, что власть в Афганистане в скором времени может вернуться к талибам. Это приведет к распространению радикального Ислама, к расширению сферы его влияния путем выхода за пределы Афганистана в бывшие советские среднеазиатские республики, в первую очередь в Кыргызстан, где уже существует весьма благодатная для этого почва.
В настоящее время государству необходимо построить гармоничные взаимоотношения с религией, только в этом случае мы сохраним целостность государства, национальное согласие и сможем препятствовать росту религиозного экстремизма. Понимание этой задачи актуализирует тему взаимодействия двух ценностных и правовых систем – светской и Ислама в рамках современного, светского и демократического государства.

Нашей стране необходим эффективный механизм согласования интересов государства и религиозной сферы. Религия позволяет глубже осмыслить такие общечеловеческие ценности как добро и зло, счастье и страдания. Ислам же придает огромное значение морали. Он сохраняет чистоту нравов, нормальные семейные отношения, воспитывает в мусульманах уважение к государству, к его законам. Изучение опыта преодоления межтаджикского конфликта 90-х годов, а также современные тенденции в странах Центральной Азии, позволяют утверждать, что Ислам, независимо от политической системы, неизбежно становится одним из духовных базисов современного общества. Уже можно говорить, что о важности религии в обществе и государстве все больше отмечают наши сограждане, имеющие высшее образование и достаточное представление о западной массовой культуре. Недавний праздничный намаз на старой площади Бишкека по случаю Курбан-айта, на котором собралось около 70 тысяч мусульман, показателен тем, что среди молящихся была не одна тысяча подростков. Фактом признается то, что религия становится потребностью не только граждан. При правильной государственной политике религиозные ценности могут защитить светское общество и само государство от таких внутренних угроз как коррупция, регионализм, национализм, духовная деградация, преступность, экстремизм, распад семьи, наркомания, пьянство.




В целях более глубокого освещения данной темы нами проведен социологический опрос молодых граждан нашей страны для определения их позиции по отношению к религии, так как именно от молодежи, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии, зависит будущее нашей страны.
Было выявлено, что современная молодежь Кыргызстана позитивно оценивает роль религии в обществе. Но среди верующих подавляющее большинство составляют, так называемые, «пассивные» верующие. Они считают, что Бог есть, но не соблюдают все обряды и ритуалы и не посещают мечеть, то есть их религиозная идентификация может быть обозначена как «поверхностная». Также необходимо обратить внимание на то, что определенная часть молодых людей имеет высокий уровень приобщенности к религии.
Для большинства респондентов религия в первую очередь – это соблюдение религиозных обрядов и только. У них не сформировано религиозное сознание, призванное совершенствовать человеческую жизнь. Некоторая часть опрошенных разделяют понятия «вера в Бога» и «религия». Они считают, что надо верить в Бога, а на вопрос «Последователем какой религии Вы себя считаете?» отвечают: «Мне все равно».

Религия – опиум для народа?

Еще одно обстоятельство, которое было выяснено в ходе исследования то, что на формировании отношения молодежи к религии сказывается тесная связь религиозного и национального самосознания. Молодежь относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Ислам воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (кыргыз – по определению мусульманин).
На вопрос об отношении государства к религии подавляющее большинство молодых людей высказало мнение о том, что религия не должна касаться государства, меньшая же часть считает, что должно быть сотрудничество государства и религии.
Результаты проанализированных опросов показали, что, хотя Кыргызстан представляет собой светское государство, значительная часть молодых людей нашей республики связывают себя с Исламом, мусульманской религией.

В настоящее время наша страна переживает экономический, политический и духовный кризис, и в этот период общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям. Отсутствие четкой светской государственной идеологии за годы независимости в Кыргызстане создало естественные предпосылки поиска новых духовных и нравственных ориентиров. Таким ориентиром может стать религия. Если ритмы духовной и политической жизни в нашей стране совпадут, в случае прихода к власти высокообразованных и порядочных людей, то общество получит «второе дыхание» и испытает небывалый подъем.

Автор: Мусуралиева Айжан easttime.ru


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК