Путешествие от казахского пограничного поста «Айша Биби» до кыргызского поста «Чалдыбар»

Исторически территория Кыргызстана, расположенная на маршруте «Великого шелкового пути», всегда была местом интенсивных этномиграционных процессов. С распадом Советского Союза новые независимые государства, в том числе и Кыргызстан, вместе с суверенитетом приобрели массу проблем, которых до 1991 года и представить было невозможно.
Кыргызстан, ранее имевший государственную границу только с Китаем, в дополнение к собственной неожиданной независимости получил неохраняемые участки границ с республиками Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Необходимо признать, что создание новой международной организации на постсоветском пространстве под названием Содружество Независимых Государств (СНГ) явилось единственно правильным решением того времени. Лидерами бывших союзных республик была создана «площадка» для цивилизованного «развода» советских социалистических республик, обеспечения их самостоятельного развития и адаптации в мировое сообществе, как суверенных независимых государств.
За 19 прошедших лет в рамках СНГ были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по вопросам пограничной безопасности, в области таможенного сотрудничества, по поводу порядка пребывания иностранных граждан на своих территориях, а также их транзите и грузов в соседние государства. Казалось бы государствами продумано и сделано все, чтобы их граждане не чувствовали дискомфорта при пересечении государственных границ, во время нахождения на территории соседних государств или в случае транзита. Но оказывается не все так гладко, как хотелось бы и как это отражено на бумагах, на которых стоят подписи первых лиц государств Содружества.
В частности, для граждан Кыргызской Республики, проживающих в Таласской области и намеревающихся посетить по каким-либо причинам столицу своей родины, в жизни все оказалось не так просто. До недавнего времени наши граждане имели возможность попасть в Бишкек только через Джамбульскую область Казахстана. Кстати, этот маршрут для жителей Манасского района Кыргызстана остается и по сегодняшний день основным.
Формально любые поездки между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан регулируются Соглашением, подписанным между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года. Кроме того, казахстанская сторона своим внутренним совместным приказом МИД, МВД и КНБ от 5 мая 2005 года «Об утверждении Правил учета иностранных граждан, прибывающих на территорию Республики Казахстан», а также внесенными в 2010 году в него изменениями закрепила порядок пересечения казахстанской границы иностранными гражданами, а также определила условия их пребывания на территории Казахстана и транзите в третьи страны.

По информации Посольства Республики Казахстан в Кыргызской Республике, вышеуказанные изменения касаются только порядка проведения регистрации и сроков пребывания иностранных граждан на территории Республики Казахстан, которые вызваны вступлением Республики Казахстан в Единое экономическое пространство, а также правилами и принципами Таможенного Союза.
Сегодня из Таласской области Кыргызстана в столицу Бишкек можно попасть по двум маршрутам: первый: Талас - Тараз (Казахстан) – Чалдыбар - Кара-Балта – Бишкек. Второй: Талас - перевалы Отмок и Тоо-Ашу - Бишкек.
Первый маршрут предполагает проезд через территорию Казахстана. Второй – только по территории Кыргызстана. Беда в том, что оба эти маршрута чреваты трудностями искусственного и природного характера. Вот и стоят потомки Великого Манаса, проживающие в Таласской долине, в раздумье и перед выбором маршрута движения, как герой русской народной сказки у камня с надписью - «направо пойдешь – коня потеряешь, налево – голову».
Если сделан выбор - ехать через Казахстан, то движение, как вы понимаете, начинается со встречи с представителями пограничных войск и таможенной службы, олицетворяющих честь и совесть Республики Казахстан на посту пограничного контроля «Айша Биби», что на противоположной стороне кыргызского пограничного поста «Чон Капка». С этой минуты у нашего гражданина начинается полоса препятствий длиною в 250-270 км., которую ему необходимо преодолеть за «Н-е» количество времени. И все это зависит от его способности, удачи и, конечно же, от благосклонности (или наоборот) представителей силовых, фискальных и других структур Республики Казахстан, которые будут часто встречаться ему на пути движения к намеченному пункту. Первая преграда – прохождение пограничного паспортного контроля, где, как правило, из предусмотренных нормативными правилами количества пунктов паспортного контроля работает только половина. Этим самым создается искусственное столпотворение, что позволяет представителям пограничной службы фактически принуждать лиц, пересекающих государственную границу, к даче взятки для ускорения этой процедуры. Порой, представители пограничной службы РК намеренно не проставляют отметок о дате пересечения границы в миграционных картах граждан Кыргызстана с тем, чтобы в последующем «снять» с них мзду уже на территории Казахстана или при их выезде с территории Казахстана. При всем при этом есть уникальная возможность пересечь государственную границу Казахстана, имея на руках паспорт с явными дефектами, а то и вообще без документов, удостоверяющих личность.
Пройдя паспортный контроль, наш гражданин попадает под пристальное око представителя таможенной службы. А он, естественно, не упустит своего. У него глаз наметан на потенциальную жертву. Он знает себе цену. А цена зависит от объема и качества переносимого груза и, конечно же, и от самого представителя таможенной службы: каково его настроение и каков его аппетит. А ведь граждане Кыргызской Республики едут в Бишкек не только общественным, но и частным транспортом, да еще и с соответствующим грузом и товаром, а также едут в Казахстан с коммерческим грузом. Каково же им? Но об этом пока помолчим, Пока!

Очередным препятствием для граждан Кыргызстана является отрезок пути по территории Джамбульской области Казахстана, который водителями транспортных средств воспринимаются если не со страхом, то с чувством большой тревоги и опасности, так как по всему маршруту следования внезапно, как подснежники весной, могут появиться представители государственной автоинспекции, которым в принципе не важно нарушил водитель правила дорожного движения (ПДД) или нет. Им важно, что ты представитель Кыргызстана, а значит, ты в любом случае обязан дать им взятку. Ну а если ты нарушил ПДД, то раскошеливайся на полную «катушку», за себя и за того парня. Вот такие у нас «порядки» доверительно говорят они. Прибыв на пограничный пост «Нововоскресеновка», что у въезда в Чуйскую область со стороны населенного пункта Чалдыбар, необходимо готовиться к томительному ожиданию проверки транспортного средства, независимо от того, что он общественный, частный или коммерческий. Эта процедура может затянуться надолго, порой до нескольких часов, все зависит от способности водителя и, конечно же, от аппетитов представителей пограничной и таможенной службы поста «Нововоскресеновка» Республики Казахстан.
И все эти мытарства происходят на фоне декларируемых добрососедских отношений, договора о вечной дружбе и сотрудничестве двух братских государств Кыргызстана и Казахстана. Вот и получается, что у бедного» таласца из Манасского района, собравшегося ехать в столицу своей родины Бишкек есть только два варианта:
Первый – через Казахстан, если ехать «налегке», то морально сложно, но дешевле.
Второй – через перевалы Отмок и Тоо-Ашу, если с грузом и на своем транспорте, то долго, трудно, но спокойно.
В заключении хочется задать вопрос в пространство. Может быть соответствующие должностные лица в Астане и Бишкеке услышат и откликнутся. Кому это выгодно умышленно создавать препятствия и трудности применять необоснованные запретительные меры на пунктах пропуска? Ведь не секрет, что эти меры в первую очередь сказываются на простых гражданах обоих государств, на экономике Кыргызстана и приграничных с ним областей Казахстана. А выигрывает кто? Конечно же, криминал. Причем криминал на государственном уровне, который пользуется всем этим и набивает свои карманы. А наши государства, имеющие общую границу, от которой необходимо иметь определенный доход в государственный бюджет, теряют его.
Может быть, есть необходимость кыргызской стороне, в частности представителям региональной законодательной и исполнительной власти активизировать работу с соседними областями Казахстана по снятию или ослаблению проблем, упомянутых выше. Ведь на пороге ХХI век, а на наших границах господствуют варварские законы.
Автор: Кубат Алтымышев easttime.ru
Обсудим?
Смотрите также: