К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИИССЫККУЛЬЯ
Д. Ф. ВИННИК, Г. А. ПОМАЗКИНА
Петроглифы составляют едва ли не самую многочисленную группу археологических памятников Киргизии. Практически они встречаются повсюду - в горных, предгорных и долинных районах, там, где имеются более или менее удобные пастбища, а также поблизости от таковых. Исключения иногда представляют святилища, расположенные в местах, непригодных для выпаса скота.
География распространения наскальных изображений наиболее четко прослеживается в Иссык-Кульской котловине. Характерная особенность ее следующая. Рисунки находятся в районах скопления валунов или крупных камней в прибрежной и предгорной частях котловины. Иногда скопления валунов тянутся беспрерывно на несколько километров. В горных районах Прииссыккулья петроглифы встречаются в ущельях, урочищах межгорных долин и на многих перевалах, через которые проходили караванные и скотопрогонные пути на джайляо.
Рисунки в большинстве случаев находятся на загарной части валунов и скал — западной, южной и восточной сторонах. Степень загара очень различна. Конечно, нельзя акцентировать внимание только на патинизации изображений при определении их датировки (что практикуется в последнее время), но учитывать эту особенность, как вспомогательный фактор, совершенно необходимо. Разумеется, при этом нужно иметь в виду локальные условия местоположения валунов и рисунков по отношению к солнцу, ветрам и прочим явлениям природы, а также структуру камня.
Многие рисунки видны издалека. Они выделяются своей светлой тональностью на темном фоне камня. Есть изображения с совершенно белыми, как бы свежими линиями, есть более темные, но еще сохранившие светлый тон. Можно выделить и переходные моменты степени загара: рисунки со значительным потемнением линий с более и все более усиливающимся загаром и, наконец, изображения, которые по цвету ничем не отличаются от загарного фона камня.
Основная часть петроглифов Иссык-Кульской котловины выполнена весьма распространенной, так называемой точечной техникой. Глубина скола 0,1—0,3 см. Встречаются и выбитые более глубокими точками — 0,5—0,8 см -- с четкими ровными краями, но большая часть рисунков отличается сильной степенью загара и стертыми почти незаметными контурами. Имеются изображения с грубыми, неровными, как бы рваными краями и светлой тонировкой камня в местах скола. Последнее обстоятельство отмечается некоторыми исследователями как признак поздних по времени рисунков . Иногда встречается довольно глубокая гравировка, произведенная металлическим предметом, или рисунок, процарапанный острием ножа.
Как и в других группах наскальных изображений Тянь-Шаня, среди иссык-кульских петроглифов можно отметить три основных стилистических приема, выделенных для Средней Азии А. Н. Бернштамом, то есть, теневой, контурный и скелетный . Сами по себе стилистические приемы не могут быть хронологическим обоснованием наскальных рисунков. Для их возрастного определения необходимо привлечение и других данных и в первую очередь аналогий.
Вопрос о периодизации петроглифов, как известно, один из наиболее сложных в археологии Средней Азии, Казахстана, Сибири и других территорий. Все авторы, так или иначе затрагивающие этот вид памятников, время их возникновения относят к различным историческим эпохам. Не останавливаясь на всей сложности данной проблемы, что сделано другими исследователями , обратимся лишь к рассмотрению датировки петроглифов Киргизии.
Наскальные изображения Айырмач-Тоо и Аравана М. Е. Массон датирует I тыс. до н. э. или серединой его. А. Н. Бернштам (араванские) - III - - II вв. до н. э. Ю. А. Заднепровский (Араван и Айырмач-Тоо) - второй половиной I тыс. до н. э.
M. E. Воронец в группе Сураты (Баткенский район) выделяет ранние рисунки, относящиеся к развитому бронзовому веку, затем близкие по стилю к сакским изображениям, которые он относит ко второй половине I тыс. до н. э. и более позднему времени .
Б. М. Зима считает, что основная масса наскальных изображений Киргизстана относится к стадии неолита и бронзы. Однако среди них есть рисунки и более позднего происхождения .
В противоположность этому мнению нам представляется, что большинство петроглифов Киргизии сако-тюркского времени . Из общей массы наскальных изображений, выявленных на территории Киргизии, только незначительное число их датируется неолитом и бронзовым веком .
Отдельные группы петроглифов Чумышских гор (долина р. Чу) - сцены с бумерангами (?) — Н. Д. Черкасов, сопоставляя с австралийскими типами этого времени метательных орудий, датирует второй половиной II тыс. до н. э.
B. M. Гапоненко наскальные рисунки Таласской долины, по аналогии с петроглифами Саймалы-Таша и на основании-периодизации А. Н. Бернштама делит на три этапа: предсакский (II—I тыс. до н. э.), сако-усуньский (VIII—I вв. до н. э.) и тюркский (VI—VIII. вв. н.э.)
Все датировки наскальных изображений, предложенные вышеназванными авторами, основаны главным образом на аналогиях с подобными памятниками как самой Киргизии, так и других районов нашей страны. Классификация петроглифов, исключая лишь араванские, проведена без увязки с другими видами археологических памятников и данными этнографии.
Наиболее обоснованная периодизация, хотя и в качестве рабочей схемы, была предложена А. Н. Бернштамом на примере наскальных изображений урочища. Саймалы-Таш. Автор на основе многочисленных признаков и привлечения широкого круга аналогий, разделил рисунки этого района на четыре основные хронологические группы — предсакскую, сакскую, гуннскую и тюркскую (VI—VIII вв.), часть рисунков отнес к более позднему периоду . Вместе с тем А. Н. Бернштам считает Саймалы-Таш святилищем «племен в основном сако-усуньского (VIII—I вв. н. э.) и гунно-тюркского (I— VIII вв.) времени древних жителей Тянь-Шаня, проникших прежде всего в Фергану и там культурно обогатившихся» . Предложенная им схема приемлема для классификации петроглифов не только Киргизии, но и других районов Средней-Азии и Казахстана. Конечно, она требует уточнения, конкретизации и т. д., на что указывает и сам автор . Однако, как показывает обследование, часть рисунков урочища Саймалы-Таш по технике исполнения, реалистичности изображений и разнообразию сюжетов отличается от рисунков других районов территории Киргизии. Но как деталь при этом следует учитывать и необычность самого материала — базальта на который наносились рисунки. Такие породы камня с петроглифами пока в других районах зарегистрированы в единичных случаях.
Не лишним будет остановиться на методике датировки наскальных рисунков некоторых районов Средней Азии и Казахстана, сопредельных с Киргизией, что дает право на хронологическое обоснование их другими видами археологических памятников.
Наиболее аргументированно, на наш взгляд, изложены вопросы датировки петроглифов для отдельных районов. Средней Азии, Казахстана, в том числе и Киргизии (Саймалы-Таш), А. А. Формозовым . Привлечение широкого круга аналогий, сопоставление рисунков различных территорий, использование археологического материала позволяют согласиться с предложенными им выводами.
Рисунки, сходные по стилю с тяньшаньскими, обследованы А. М. Мандельштамом в верховьях Зеравшана. Автор, обстоятельно изучая различные особенности этого вида памятников, датирует их второй половиной I тыс. до н. э. с переживанием традиций, в частности линейных изображений, вплоть до позднейшего времени. Причем весьма существенным подспорьем в датировке петроглифов служат материалы из раскопанного кургана, в насыпи которого находился камень с изображением горного козла.
В Чу-Илийских горах в урочище Тамгалы А. Г. Максимова обследовала комплекс наскальных рисунков, которые она. датирует предсакским, сакским и тюркским временем . Значительную часть этого комплекса составляют рисунки сакского периода. Аналогичные изображения широко распространены и на территории Киргизии. Предложенная А. Г. Максимовой периодизация подтверждается и наличием в урочище Тамгалы могильников бронзового века, ранних и поздних кочевников.
Аргументирована датировка отдельных видов наскальных изображений Каратау (а на их основе, возможно, и всего комплекса) эпохой бронзы и частично раннежелезным веком М. К. Кадырбаева и А. Н. Марьяшева . Причем здесь также зарегистрированы погребения этих двух этапов.
Как видно из приведенного краткого обзора, авторы, привлекая различные данные, хронологические рамки наскальных изображений определяют в основном пределами II тыс. до н.э. — I тыс. н.э.
Разумеется, что датировка рисунков Иссык-Кульской котловины, как и вообще всех наскальных изображений, затруднена, тем более, что она никем не проводилась. Поэтому на первом этапе разрешения данного вопроса нами сделана попытка сопоставления петроглифов с другими видами археологических памятников и в первую очередь с курганными могильниками.
При исследовании наскальных рисунков Иссык-Куля удалось установить следующее. Все пункты петроглифов обязательно привязаны к могильникам, которые датируются сако-усуньским и тюркским временем. Более узкой датировки предложить пока нет возможности, ввиду недостаточной изученности памятников кочевого населения этого региона. А визуально по внешнему виду, курганы для столь большой хронологической протяженности (от начала I тыс. до н. э. и до конца I тыс. н. э.) трудно отличить друг от друга. Необходимо сразу оговориться, что обратной взаимосвязи, то есть привязки могильников к рисункам, не наблюдается. Этому можно найти ряд объяснений. Могильники встречаются по всей Иссык-Кульской котловине во множестве, а также в предгорных и горных ее районах. Обычно они находятся в местах зимовок скотоводов и занимают в большинстве случаев территории, непригодные для пастбищ. Вообще-то трудно проследить какую-либо закономерность в расположении самих могильников. Что же касается наскальных рисунков, то они привязаны к захоронениям только в тех местах, где есть материал (валуны или крупные камни) для их нанесения.
Конечно, наши предположения относительно совмещаемости наскальных рисунков с могильниками кочевников могут вызвать некоторые возражения: во-первых, рисунки могут не совпадать по времени с могильниками (они быть нанесены раньше или позже) ; во-вторых, такая территориальная взаимосвязь рисунков с захоронениями может быть случайной. Разрешить эти сомнения нам поможет карта археологических памятников Иссык-Куля вообще и наскальных рисунков — в частности. При совмещении их полностью подтверждаются наши предположения о связи петроглифов с могильниками. Ни с какими другими памятниками или современными поселениями наскальные рисунки территориально повсеместно не совпадают. Более того, огромное количество загарных камней, разбросанных близ современных сел или древних поселений и вполне пригодных для наскальной живописи, остаются по-прежнему чистыми, то есть не заполненными рисунками. Помещенные таким образом в определенный временный промежуток (VII в. до н. э. — X в. н. э.) наскальные изображения вместе с погребальным инвентарем, или как часть погребального инвентаря, могут служить объектом выявления некоторых религиозных воззрений кочевого населения Иссык-Куля.
С представлением об обязательности погребений связан обычай насыпать кенотафы, создавать видимость погребений в том случае, когда похоронить умершего по каким-либо; причинам не было возможности. Одна из особенностей иссык-кульских курганов - ограды из валунов в виде кольца. Такие ограды характерны для погребений племен сако-усуньского времени. Более того, в сако-усуньской культуре кольцевые оградки сооружались иногда не вокруг кургана с захоронением, а вокруг кенотафа, а то и на ровной площадке.
Известно, что такие каменные кольца бывают связаны с культом солнца . Мы знаем из письменных источников, что ранние кочевники поклонялись, солнцу. Геродот, описывая поход Кира на массагетов, приводит такие слова царицы Томирис: «Клянусь солнцем владыкою массагетов я утолю твою жажду в крови» . В другом месте, характеризуя массагетские обычаи, Геродот отмечает, что «из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей» .
Таким образом, захоронение и письменные источники подтверждают существование культа солнца у саков. Традиция: сооружения кромлехов сохраняется и в усуньское время и частично переходит в обычаи тюрков.
Большое количество солнечных знаков в наскальных рисунках, привязанных к сако-усуньским могильникам, убеждает в том, что поклонение солнцу у иссык-кульских кочевников было ведущей формой религии. В Прииссыккулье мы находим рядом с могильниками наскальные рисунки с самыми различными обозначениями солярного культа — от простых кругов до солнца-символа: солнце-бык, солнце-олень, солнце-козел, солнце-человек.
Каменные оградки на ровной площадке убеждают нас в том, что могильники кочевников были не только местом за¬хоронения соплеменников, но и культовым местом, где отправлялись обряды, посвященные солнечному божеству, условно связанному каким-то образом с родовой аристократией.
Перейдем к краткой характеристике географии курганных могильников и наскальных изображений, расположенных в котловинной части бассейна оз. Иссык-Куль.
Могильник Байламтал. На левом берегу р. Чу у выхода из Боомского ущелья в Иссык-Кульскую котловину— около 150 каменных насыпей. Вокруг отдельных прослеживаются кромлехи. Могильник зарегистрирован в 1959 г. Иссык-Кульским археологическим отрядом под руководством Д. Ф. Винника (далее ИКАО). Раскопки не производились. Около двух курганов сохранились вертикально стоящие камни из песчаника с сильно разрушенной поверхностью. В верхних частях камней едва заметны очертания лиц. Как на территории могильника, так и прилегающей к нему площади, на камнях обнаружено несколько десятков изображений человека, козлов, верблюдов. Рисунки маловыразительны и слабо покрыты загаром. Предварительная датировка могильника I—VIII вв.
Могильник Кок-Булак. Занимает широкую полосу вдоль южного склона Кунгей Ала-Тоо и дороги Фрунзе— Пржевальск. Протяженность его с запада на восток 16 км. Он объединяет свыше двух десятков групп курганов, насчитывающих около 1200 каменных насыпей. Могильник обследован в 1949 г. А. Н. Бернштамом . Им же раскопано несколько погребений древних тюрков. В 1961 г. ИКАО вскрыты курганы, относящиеся к сако-усуньскому времени. Скопление наскальных рисунков различных животных и сцен из жизни древнего населения отмечено в ущелье Калмак-Ашу. которое, по-видимому, являлось святилищем племен оставивших могильник. Изредка изображения козлов лошадей верблюдов встречаются на камнях среди курганов
Могильник Кок-Мойнок. Курганы находятся в окрестностях одноименного поселка. Крупные курганы с земляными насыпями, с примесью камней и щебенки расположены в цепочке по линии север - юг, мелкие — с каменными насыпями разбросаны в беспорядке. Могильник впервые упомянут А. Н. Бернштамом, он датирует его усуньским временем . В 1959 г. обследован ИКАО, наскальные изображения не обнаружены.
Могильник Кызыл-Омпол. Расположен между р. Чу и подножием горы Кызыл-Омпол. Протяженность могильника с севера на юг около 6 км. Курганы с земляными и каменными насыпями. Крупные курганы составляют цепочки. Вокруг отдельных насыпей прослеживаются кольцевые выкладки. Петроглифы встречаются на скалах горы Кызыл-Омпол. Могильник обследован в 1965 г. Д. Ф. Винником. Датировка его — рубеж и первые века новой эры.
Могильник Талды-Булак. Состоит из нескольких групп курганов, находящихся по берегам рек Талды-Булак и Чон-Талды-Булак. Зафиксирован в 1961 г. ИКАО. Раскопки не производились. Датировка — рубеж н. э. Наскальные изображения встречаются к северу от могильника в ущельях Кунгей Ала-Тоо.
Могильник Сары-Камыш. К северу от одноименного села цепочка из шести крупных курганов с земляными насыпями. Здесь же мелкие курганы с насыпями из камней. Вокруг многих из них имеются кольцевые выкладки. Обследован в 1961 г. ИКАО. Раскопано три кургана. Могильник датируется рубежом и первыми веками новой эры. Рисунки не обнаружены.
Могильник Тору-Айгыр. Представлен пятью отдельными группами курганов, расположенных в пойме реки и на террасе между хребтом Кунгей Ала-Тоо и пос. Тору-Айгыр. Здесь же встречаются на крупных камнях рисунки различного вида козлов и изредка оленей. Раскопки курганов производились в 1961 г. ИКАО. Могильник датируется сако-усуньским и тюркским временем.
Могильник Чырпыкты. Расположен между реками Культор и Кабырга. Насчитывает около 200 курганов. Насыпи каменные и каменно-земляные. Обследован в 1959 и 1961 гг. ИКАО. Раскопано три кургана. Рисунки людей, козлов, оленей, верблюдов, лошадей встречаются на многих валунах на пространстве между с. Чырпыкты и хребтом Кунгей Ала-Тоо. Могильник и наскальные изображения оставлены сако-усуньскими племенами.
Могильник Дюресу. Находится в верхнем течении одноименной реки. Насчитывает около 100 курганов, насыпи каменные, многие имеют кольцевые выкладки. Зарегистрирован в 1961 г. ИКАО. Раскопки не производились. В 1957 г. в пойме р. Дюресу, по сведениям местных жителей, был найден бронзовый котел. Изображения животных и сцен охоты встречаются на крупных камнях. Датировка могильника — сако-усуньское время.
Далее на восток от с. Чырпыкты до пос. Чолпон-Ата курганные могильники и валуны отмечены повсеместно. В отдельных группах курганов зарегистрированы и каменные изваяния. Особенно выделяются скопления валунов и крупных камней у селений Тамчи, Чоктал, Орнок, Чон-Сары-Ой, Курское, Чон-Кой-Су, Долинка и Чолпон-Ата. В этих местах сосредоточено наибольшее количество рисунков разнообразных видов животных и сцен из жизни древних племен. Среди многих сотен рисунков часто встречаются изображения животных, представленных лучшими образцами сакского «звериного» стиля, особенно козлов и оленей. Раскопки курганов в период 1959—1972 гг. в различных могильниках позволяют датировать их серединой 1 тыс. до н. э. - VI—X вв. н. э. Могильники Кой-Су, Долинка I и Долинка II, исследованные Л. П. Зяблиным в 1954—1955 гг., отнесены к IX—XIII вв.
Могильник Боз-Тери I. К северо-западу от одноименного села — около 100 курганов с каменными насыпями и кольцевыми выкладками. На множестве валунов среди могильника и вокруг него встречаются изображения козлов, оленей, верблюдов и сцен охоты. Обследован в 1959 г. ИКАО. Раскопки не производились. Предварительная датировка все-го комплекса VI—I вв. до н. э.
Могильник Боз-Тери П. С южной стороны села цепочка из 8 курганов с земляными насыпями высотой 2—4 м и диаметром до 40 м. Вокруг них мелкие курганы. Обследован в 1959 г. ИКАО. Раскопки не производились. Рисунков не обнаружено. Предварительная датировка III—I вв. до н. э.
Могильник Доланту. К востоку от с. Боз-Тери. Насчитывает около 200 курганов с земляными, каменно-земляными и каменными насыпями. Вокруг отдельных из них— кольцевые выкладки. В могильнике выделяется 6 крупных курганов. На скалах и камнях у подножья отрогов Ала-Тоо рисунки животных и людей. Могильник осмотрен ИКАО в 1959 г. Датируется сако-усуньским временем
От р. Сюгеты и до р. Чон-Ак-Су вдоль подножья хребта Кунгей Ала-Тоо зарегистрировано несколько групп курган сако-усуньского и тюркского периодов, которые сопровождаются наскальными рисунками. Но основное скопление их находится в местности Корумды, где сосредоточено огромное количество камней.
Группы курганов в окрестностях с. Григорьевка представлены земляными, каменно-земляными и каменными насыпями. Среди них выделяется цепочка крупных курганов на левом берегу р. Чон-Ак-Су. К северо-западу от села обнаружено 3 каменных изваяния. Могильники датируются, сако-усуньским и тюркским временем. Обследовались, в 1959—1962 и 1972 гг. ИКАО.
Могильник Ак-Су. Находится к северу от с. Семеновка. Курганы расположены у входа в ущелье и к востоку от него. Вблизи могильника в 1938 г. были обнаружены культовые предметы саков . Наскальные .изображения немногочисленны. Как могильник, так и рисунки были, осмотрены ИКАО в 1959 г. Весь комплекс можно датировать caкo-усуньским временем.
Незначительное число наскальных, изображений встреча¬ется вблизи могильников Кок-Дюбе,. Карал-Дюбе, Иглик Чет-Байсоорун Каменка, Чон-Урюкты,. Орто-Урюкти, Кичи-Урюкты, Ой-Тал, Кутурга. Рисунки маловыразительны и в основном однотипны, преобладают изображения козлов. На основе наличия крупных курганов и каменных изваяний в могильниках наскальные изображения предварительно датируются рубежом н. э. и VI—X вв.
К раннеусуньскому времени (III—I вв. до н. э.)- можно отнести наскальные изображения, находящиеся в урочище Дженаты. Здесь расположены цепочки курганов с огромными земляными насыпями.
Могильник Курменты. Находится в окрестностях одноименного поселка. Насыпи курганов земляные и каменно-земляные. Первые оставлены усуньскими племенами вторые -- тюркскими. Последняя датировка подтверждается наличием каменных изваяний. Наскальные рисунки нe обнаружены.
Начиная от с. Сары-Булак и до входа в долину Сан-Таш многочисленные группы курганов сохранились в основном у подножья Кунгей Ала-Тоо. Долинная часть этого района (нижнее течение р. Тюп) почти сплошь распахана. В результате этого многие памятники уничтожены. Большинство оставшихся могильников рассматриваемой территории сопровождается, каменными изваяниями, которые дают основание датировать курганы древнетюркским временем. Наскальные рисунки встречаются редко. Они маловыразительны и схематичны, скорее всего, относятся к раннесредневековому периоду.
Разновременны могильники долины р. Джергалан. Однако в самой долине наскальные изображения почти не зарегистрированы. Здесь нет подходящего материала для их нанесения. Но в ущельях Терскей Ала-Тоо на отрезке от пос. Джергалан до р. Ак-Су рисунки животных многочисленны. По аналогии с петроглифами других мест они могут быть датированы сако-усуньским периодом.
Маловыразительны наскальные рисунки Каракольского ущелья. Здесь же зарегистрированы разновременные курганы и каменные изваяния. У входа в ущелье находятся курганы усуньской родо-племенной знати. В 1929 г. могильник раскапывался М. В. Воеводским и М. П. Грязновым.
Многочисленны группы курганов в предгорной части на участке от с. Чильпек до р. Джеты-Огуз. Они датируются рубежом н. э. и VI—VIII вв. Наскальные изображения встречаются изредка.
Большое количество фамильных кладбищ усуньской аристократии находится между реками Джеты-Огуз и Чичкан. Но наскальные изображения в районе их распространения почти не зарегистрированы.
Далее на запад от с. Чичкан курганы сако-усуньских и тюркских племен расположены в основном в примах и на террасах рек Ак-Терек, Кичи-Джергалчак, Сарыбулак, Чон-Джергалчак, Барскаун, Тамга, Тосор, Чукурчак, Каджи-Сай. Рисунки малочисленны. Выгравированы главным образом на загарных камнях и валунах.
Девятнадцать разновременных могильников зарегистрировано в Тонской долине и здесь же наскальные. рисунки.
Особенно высокой техникой исполнения и реалистичностью изображения козлов, оленей, хищников отличаются рисунки ущелья Ак-Терек. Они даны в наиболее выразительной манере сакского «звериного» стиля.
В Барбулакской долине могильники, относящиеся к сако-усуньскому периоду, расположены на вершине адыра отделяющего долину от озера. Но, здесь рисунки зафиксированы в единичных случаях. Чаще встречаются они на северном склоне горы Тегерек от перевала Думана до р. Тура-Су. На этом же участке выявлено 8 могильников. Насыпи каменные во¬круг некоторых из них—кромлехи. В районе Барбулакской долины встречаются и каменные изваяния.
Около 20 могильников с различным числом курганов в каждом из них зарегистрировано на участке от с. Шор-Булак до р. Чу. Эта местность представлена относительно узкой полосой, заключенной между озером и горами, значительные площади которой усеяны камнями и скалистыми осыпями. Рисунки единичны и невыразительны.
Как видно из вышеприведенного, Иссык-Кульская котловина чрезвычайно богата курганными могильниками, которые свидетельствуют о густой заселенности ее территории кочевыми племенами в далеком прошлом. Но раскопано лишь незначительное число курганов. Однако полученные из них материалы, а также совокупность внешних признаков древних захоронений позволяют разделить памятники кочевого населения на две большие группы — сако-усуньскую и тюркскую. В количественном отношении преобладает первая группа памятников.
Объединение понятий двух разновременных, хотя и родственных племенных союзов — сакского и усуньского — в один термин «сако-усуни» или «сако-усуньское» время не должно настораживать. При недостаточной изученности памятников этих племен такое условное объединение вполне допустимо, но с подразделением их на два этапа: VII—III вв. до н. э. и III в. до н. э. — VI в. н. э. Это сделано потому, что мы пока не можем четко выделить признаки наскальных рисунков усуней, особенно для первых веков н. э., когда число изображений заметно уменьшается. При объединении петроглифов в «сако-усуньское» время за основу взяты общие признаки «звериного» стиля, роднящие их на протяжении тысячелетнего периода. Для этого стиля характерны наскальные рисунки, изображающие горных козлов различных видов, оленей, собак, лошадей, верблюдов, хищников. Эти рисунки отличаются высокой техникой гравировки и реалистичностью изображения. Многочисленны рисунки солнца - это солнце-олень, солнце-козел, солнце-человек. Часто встречаются сцены охоты - конной, пешей и загонной. Большинство рисунков покрыто густым коричневым загаром.
Прямым доказательством, пребывания саков на территории Иссык-Кульской котловины служат материалы раскопок А. Н. Бернштама (Кырчин), Д. Ф. Винника (Чон-Кой-Су,. Чолпон-Ата,. Джеты-Огуз, Барскаун, Тон). Кроме того, надо, учитывать большое количество случайных находок — котлов, наконечников копий, кинжалов и других предметов, собранных как на дне озера, так и в прибрежной части различными исследователями в дореволюционное и советское время . Совокупность всех материалов и погребальный обряд при сопоставлении их с аналогичными данными других территорий позволяет датировать памятники сакских племен на Иссык-Куле VII—III вв. до н. э.
Гораздо легче обстоит дело с памятниками усуней. На большей части территории Иссык-Кулъской котловины могильники усуней характеризуются наличием цепочек крупных курганов родоплеменной знати, вокруг которых расположены захоронения рядовых кочевников. Погребения усуней раскапывались М. В. Воеводским и М. П. Грязновым (Каракол, Чильпек), А. Н. Бернштамом (Соколовка, Джергес), Л. П. Зяблиным {Кара-Шаар), Д. Ф. Винником (Кок-Булак, Сары-Камыш, Тору-Айгыр, Чырпыкты, Чон-Сары-Ой Чон-Кой-Су, Карал-Дюбе, Дженаты, Курменты, Сары-Булакл Шаты, Джоон-Булак, Сару, Дархан, Тон, Кара-Шаар и др.)
Отличительной особенностью могильников усуньского времени является разнообразие насыпей курганов. Захоронения представлены грунтовыми ямами или каменными ящиками. Костяки ориентированы на запад, северо-запад и север. Инвентарь - разнообразная посуда ручной лепки, предметы украшения и оружие. Погребальный обряд и материал характерны для периода III в. до н. э.—VI в. н. э.
Могильники тюрков на Иссык-Куле, так же как саков мало исследованы. До сих пор раскопано небольшое курганов А. Н. Бернштамом (Кок-Булак, Кок-Мойнок, Карой, Кырчин, Ой-Булак, Джергалан.), Л. П. Зяблиным (Кой Су, Долинка I, Долинка II), Д. Ф. Винником (Тору-Айгыр, Чет-Кой-Су, Чон-Сары-Ой, Григорьевка, Чет-Байсоорун, Ичке-Су, Талды-Су, Кочи, Джеты-Огуз и др.). Датировка перечисленных и других могильников древнетюркским временем облегчается еще и наличием каменных изваяний, которые отмечались в различных частях Иссык-Кульской котловины, начиная с посещения ее Ч. Валихановым и до настоящего времени.
Наскальные рисунки тюрков по сравнению с рисунками предшествующего периода характеризуются стилизацией и схематизацией изображений, меньшим разнообразием сюжетов и видов животных и значительно меньшим числом их вообще.
Предложенное выше деление памятников кочевого населения Иссык-Кульской котловины не претендует на всестороннее обоснование их хронологических рамок. Эта периодизация памятников кочевников, принятая в археологии Киргизии, позволяет на современном этапе их изученности сделать лишь попытку обоснования предварительной датировки наскальных изображений Иссык-Куля другими видами археологических памятников.
Обсудим?
Смотрите также: