Главная » ДУХ ВРЕМЕНИ » «Войлочные люди» против «варваров»
ДУХ ВРЕМЕНИ

«Войлочные люди» против «варваров»

«Войлочные люди» против «варваров»

Солнце отмерило полдень, прогрев камешки до кондиции ПШШШ…. Некоторые из них стали походить на раздувшихся от удовольствия сытых рыбёшек. Смущало только одно – вода их даже не касалась. Но «рыбки» - недвижимые, всего лишь в двух шагах от сверкающего и горячего озера - надежды не теряли и терпеливо грелись… Волны, после двухчасового купания, шумели у меня внутри и всё качали, да качали вестибулярный аппарат. Я засыпала в кипящем мареве августа…

Коротко стриженная рыжая девушка, словно солнечный агент, появилась на горизонте и смешала все тона вокруг в каком-то намерении, известном только ей одной. Молча покрыла песок белой простыней и разбросала тюбики с красками. Я стала гадать: «Собирается разукрасить мой сон?! Но зачем? Зеленый - камыши, оранжевый - облепиха, голубой – озеро… Больше мне ничего не надо!».
«Я и не хочу разводить огромную философию, - успокоила меня рыжая кудесница, обмакивая кисть в священное озеро. - Мне хочется говорить о сложном… но простыми языками». Разноцветные полоски и пятнышки заплясали на спинках и пузиках каменных рыб. Девушка окропила их каменную жажду акриловыми брызгами. И теперь оживших скатов, окуньков, ершей, медуз и даже камбалу готово было принять высокогорное кыргызское «море».

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Был ли среди них иссык-кульский чебак, спросить забыла. Но озеру он точно не помешает. В последнее время его роль суждено играть лишь сушенной и вяленной пеляди. В городе Балыкчы, что на северо-западном конце иссык-кульской котловины, местные торговцы выдают ее за чебака. Иногда пеляди подкрашивают бочка, чтобы больше напоминала своего хрящевого собрата. Такая вот современная технология. Чем не искусство?

Истории о балансе между природой, человеком, его культурным и технологическим прогрессом были слышны семь вечеров подряд в арт-лагере в селе Тосор, на южном берегу Иссык-Куля. Разбили лагерь те, кто решил пройтись по следам кочевников и вылить накопленные ощущения в продуктах современного искусства.

Иссык-Куль благоволил не только обмену энергий между человеком и природой, но и мультикультурному синтезу. Ведь охотников за кочевым наследием кыргызов по миру нашлось немало – в Испании, во Франции, Германии, Мексике, Японии, Турции и в странах Центральной Азии.

Рен Ямаучи из Японии вставал рано на заре и исчезал где-то на горизонте, с фотоаппаратом на перевес. Все ощущали лучи его творчества где-то на берегу, но мало кто мог объяснить, что он там делает почти сутки – без обеда и ужина. Интрига раскрылась лишь на Выставке современного искусства, которая прошла позже в Бишкеке в Национальном аграрном университете.

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

«Я хотел увидеть время. Для этого разделил целый день на равные отрезки – по 3 минуты. И каждые 3 минуты делал фотографию, с самого рассвета до наступления темноты. У меня получилось 3 тысячи фотографий. Теперь можно войти внутрь круга и увидеть те ощущения, которые получал я. Я стремился сделать время видимым. И поэтому показал, как в течение дня меняются одни и те же горы, одно и то же озеро, тучи и небо, по мере того как меняется освещение. Таким образом я хотел "поймать день"».

Но не каждый день Рена был таким. Утонченный японский художник занимался и тяжелым трудом настоящих кочевников.

Узоры на кийизах изобретали сообща. Вот что значит – «с миру по нитке».

Приемы современного искусства стирали границы веков, подсказывая мелодии и ритмы кочевой жизни Туркестанского края. Концепции обретали форму через лэнд-артовые техники. «Располагает атмосфера. Подножный материал – камни, песок, ветки – буквально на каждом шагу рождают идеи. Тот же огонь, яма… Ребята выкопали для костра, начали обкладывать камнями, и у меня родилась идея – а почему бы петроглифы сюда не нанести. Решила, что для этого больше всего подойдет маркер. И это уже новое направление какое-то – петроглифы маркером. Получилось совмещение современных технологий, современных материалов и каких-то традиционных корней – древнего искусства живописи на камнях», - Ирина Масликова – та самая «акриловая» фея, вдохнувшая жизнь в каменных рыб. Залетела на огонек в Кочевой лагерь искусств из не менее сказочной страны - Казахстана. Художник по костюмам в кино, она считает искусство стран Центральной Азии честным и правдиво отражающим социальные, ментальные и политические портреты региона.

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Однако, признает, что бывают и перекосы, когда некоторые художники идут на поводу у западного общественного мнения. Ошеломляющий эффект на Иру произвел перфоманс ее земляка Ербола Мельдибекова, когда тот в Галерее Гельмана в Москве прилюдно зарезал барана. Такие инсталляции одни арт-критики назвали «симпатичной дикостью», другие – «искусством варваров». Ирине Масликовой, мастеру прикладного искусства, такое вовсе не по душе: «Это уже настоящая эксплуатация традиционных корней – ради выгоды, ради славы… Сам Ербол Мельдибеков добродушный человек. А работы его носят агрессивный характер. И он не скрывает, что делает это в угоду западным кураторам и их стереотипам. Ведь окончание «стан» для слуха европейского звучит очень агрессивно. «Стан» – это значит Афганистан и многие страны, где очень неспокойно, где живут одни варвары, по мнению западного человека, где много крови, убийств и всего остального. Мельдибеков и показывает то, что от него ждут. Он показывает варваров».

По иному пути пошла программа Фонда Christensen в Центральной Азии, выбрав более мягкие формы отражения кочевой цивилизации, соотношения между народом и землей, между своей собственной культурой и идентичностью. "Войлочные люди" – так называется одна из приоритетных грантовых линий Фонда, по которой и проходит «Международный кочевой лагерь искусств: художественное осмысление культурного разнообразия Центральной Азии». Организаторы верят в то, что художники смогли не только глубоко и тонко прочувствовать положительные изменения в современном мире, но и встали на страже опасных тенденций. Унификация культур, повальная глобализация, стандартизация, исчезновение лингвистического разнообразия, биокультурных слоев, видов животных и ландшафтов – все это убивает на корню разнообразие, от которого зависит выживание человечества.

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Весть о симпозиуме по «войлочным людям» Центр современного искусства в Бишкеке Б`ART, как его главный организатор, посылал во все концы света еще год назад. Но тогда международный кочевой лагерь искусств не случился. Случилось другое – пошатнулись основы мультикультурного мира в Кыргызстане. Переживания до сих пор не оставляют умы художников.

Свой «Апофеоз войны», по примеру известного русского художника В. В. Верещагина изобразил на берегу Иссык-Куля Расул Кочкорбаев, представитель группы молодых художников Кыргызстана t`art: «У нас в стране есть целых две иностранных авиабазы – российская и американская. Дальше уже некуда. Вот это «Моя третья база». И пусть она станет последней. Ведь многим простым людям не нравится их присутствие. Сначала я хотел нарисовать на этих камнях американскую и российскую «свастики», но потом передумал…».

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Курган из песка для его автора – вулкан в затишье. Так Расул увидел предвыборную ситуацию в Кыргызстане. Сыпучий материал инсталляции навевает мысли о зыбкости и нестабильности общественно-политической ситуации в стране. Хотя этот смысл автор не закладывал: «Да нет, видите, уже который день стоит и не рассыпается», - невольно Расул-художник становится политическим аналитиком.
Оптимистично!

Особенно после ночи внутриюрточных абстракций. «Содружество» - три художника агрессивно залезают на территорию друг друга и не могут поделить холст. «Это похоже на ситуацию с нашими границами», - интерпретирует художник. «Разделение территории» - геополитическое продолжение первой картины.

В эту ночь заставили рисовать даже того, кто 15 лет не брался за кисть. Отсюда и абстракция «Разговор с Гамалом Боконбаевым».

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Видеокриейтор Сильвия Маршанд и звукорежиссер Лайонел Камбуре – команда из Франции. Они соорудили из веток молодого тополя нечто космическое – то ли планетарную модель будущего, то ли представление кочевника о расположении космических тел. На вопрос «Что это?» Лайонел отвечает: «Я бы у вас хотел спросить – что это?». В этом и состоит суть современного искусства: каждый видит в предметах что-то своё.
Весь смысл своей задумки художники обещают передать в конечном видеопродукте. Подобные инсталляции французские ценители кочевого образа жизни переводят обычно в форматы мультимедиа. Часто процесс выливается в масштабные проекты продолжительностью в несколько месяцев, а то и лет. С их законченными работами можно ознакомиться на сайте www.gigacircus.net

Куратор из Таджикистана Сулейман Шарифи задумался над тем, как же поломать закон «чем больше нас, тем меньше биокультуры». И в итоге с помощью body art и театральных техник поменял человеку образ и отправил его в дикую природную среду.
Покадровая анимация помогла «выпустить в воду» и стайку рыбок. Правда, сначала ее автору Ирине Масликовой пришлось просидеть полдня на пляже в ожидании местной детворы, для которой и задумала свой мастер-класс художница.

Громкой волной приближались к пляжу тосоровские детишки. Навстречу ребячьему гомону дружественно катил свои воды разноцветный Иссык-Куль. Солнце вальяжно разлеглось на гребне солидарности человека и природы.

«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»
«Войлочные люди» против «варваров»

Материал подготовила Оксана Полякова специально для www.time.kg

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Читайте также:
Салам, Иссык-Куль-2016
ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ
Салам, Иссык-Куль-2016
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК