Это не вы нас, это мы вас должны опасаться!

Ежегодно 1 декабря Кыргызстан отмечает Всемирный День борьбы со СПИДом, а с 2003г в 3е воскресенье мая по инициативе «Кез Караш» проводит акцию « Имена» в память умерших от СПИДа, присоединившись к международному движению, зародившемуся в 1987г в Сан-Франциско. Тогда его житель Клив Джон сшил полотно в память об умершем от СПИДа друге, а сегодня во всем мире и в КР зажигаются свечи и выносятся Квилты – мемориалы СПИДа. Таких квилтов у нас может быть 2174 – ровно столько жизней кыргызстанцев унес ВИЧ/СПИД , как сообщил Республиканский центр «СПИД».
Их создатели хотят, чтобы остальные люди сохранили здоровье и свою жизнь, а заболевшие не сталкивались с сохраняющейся стигматизацией и дискриминацией. Они ставят под угрозу не только благополучие ЛЖВ, но и саму жизнь. Согласно официальным данным РЦ "СПИД", на 1 ноября 2020 года в нашей стране кумулятивно зарегистрировано 10214 ВИЧ- положительных лиц,
Как живется этим людям? Никто об этом не расскажет лучше них самих.

История 1
Герою этого основанного на реальных событиях рассказа по имени Мирбек ( имя изменено) сейчас 40 лет. Практически всю свою сознательную жизнь он прожил в бессознательном состоянии под действием инъекционного потребления наркотиков. Впервые сделав себе укол опиума в 18 лет, только лишь 4 года назад он смог остановиться. Но …позади планы на будущее, родители, семья, друзья. Одним словом, жизнь после первого опыта употребления стала типичной для всех наркозависимых - судимости, туберкулезная инфекция, страх и одиночество.
«Я с 15-ти лет вступил на скользкий путь, когда за квартирную кражу попал в колонию для несовершеннолетних. А за время моего заключения остался без жилья: родственники продали дом в микрорайоне «ЮГ-2». На улице в подворотне хотелось умереть, я перестал контролировать употребление наркотиков и тем самым «увязал» в этой наркотрясине все глубже и глубже,- рассказывает с горечью Мирбек, - А теперь наступила страшная расплата за это: туберкулез в тяжелой форме, а чтобы выздороветь, надо строго по схеме принимать лекарственные препараты и хорошо питаться по часам. А для этого надо иметь деньги, а значит, паспорт, работу. Все то, что для обычного человека происходит естественно и поступательно, для таких, как я – огромная проблема. Например, я никогда не получал паспорт, а сегодня меня может остановить любой милиционер и задержать до выяснения личности из-за отсутствия документов. Для наркозависимых существование только называется «жизнью», на самом деле - это самый настоящий ад».
У Мирбека младший братишка умер от минингита. Старший брат, тоже инъекционный потребитель наркотиков, умер от передозировки, а буквально следом за ним – ушел в мир иной от переживаний и отец. Только тогда Мирбек пообещал старенькой матери, что начнет новую жизнь без героина. И вот уже может похвалиться тем, что у него «4 года трезвости».

Теперь он вместе матерью, снохой умершего младшего брата и детьми зажил дружно. Всех вместе в доме – 9 человек. Мама, прежде работавшая кондуктором автобуса, ушла с работы, потому что в семье появилась важная забота – корова, которая ежедневно дает свежее молоко, так необходимое для выздоровления сына. И пока мама хлопочет по хозяйству, Мирбек устроился на работу в цех по изготовлению туалетной бумаги. В его обязанности входит с 8-ми утра и до 18 часов вечера класть макулатуру в дробилку. Вроде операция механическая, но все равно работать тяжело из-за хронической одышки, особенно усиливающейся осенью и зимой.
«Это хорошие препараты поставили меня на ноги: ежедневно я принимаю 13 таблеток утром. Их Кыргызской Республике предоставляет Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Чтобы получить препараты, мне приходится не позднее 6:40 выезжать в больницу Бишкека из Канта. Ровно 2 года я принимал курс таблеток, а 9 месяцев еще и уколы получал, сегодня результаты меня ободряют, - рассказывает Мирбек,- Если прежде приходилось переживать сильнейшие приступы кашля, из-за которого я мог спать только в сидячем положении, то сегодня я могу спать нормально. Я понял, что при условии систематического и безотлагательного лечения можно излечиться даже от такого страшного недуга, как туберкулез!»
Мирбек признается, что не сразу поверил в возможность излечения, а первые положительные результаты заметил лишь спустя три месяца с того момента, как медсестры начали делать уколы и приносить необходимые препараты: начала спадать опухоль на ногах и он их «стал чувствовать». Теперь врачи обещают Мирбеку, что при такой хорошей динамике выздоровления, как сейчас, лечение должно закончиться успешно. И мама, и Марбек, и его 18-летний сын ждут-не дождутся этого момента.
А пока Мирбек живет в отдельной хорошо проветриваемой комнате, до 10 числа каждого месяца сдает анализы. Все члены семьи тоже ходят к местному врачу и проверяются на ТБ регулярно. Мирбек не скрывал и не скрывает свой статус, так как для окружающих намного безопаснее знать правду. И на работе он предъявил медицинскую справку о своем диагнозе и открыто сказал людям, что у него туберкулез. «Я сделал выводы, что если мы будем открыто говорить, сможем победить стигму и ВИЧ в целом».
«Наиболее уязвимой группой остаются несовершеннолетние и молодежь. Так я попал в эту паутину. Вы знаете, я за всю свою непутевую «жизнь» только начал понимать вкус настоящей Жизни,- признается Мирбек,- Почему? Да потому, что увидел в ней смысл для себя: отчитаться перед своими братьями в том, что их дети спокойно подрастают; заботиться о матери, всю жизнь проплакавшей из-за меня; женить сына и понянчить будущих внуков. Разве ради этого не стоит выздороветь и жить дальше?»
Текущая задача- побороть многолетнюю страсть к курению. Много лет он курил махорку, а в настоящее время не менее пачки сигарет в день выкуривает. Это при такой-то болезни! Но сам Мирбек верит, что справится и с этой проблемой!
Да, прошлого не вернуть. Но после тюрьмы, туберкулезного изолятора вот так Мирбек шаг за шагом меняет свое настоящее в сторону лучшего будущего. В назидание тем, кто продолжает оставаться по ту сторону настоящей Жизни.

История 2
Раиса ( имя изменено) росла в семье, где родители постоянно скандалили по разному поводу нехватка денег, нет постоянной работы, дети предоставлены большую часть времени сами себе! В конце концов глава семейства уехал в Россию на заработки да так больше домой и не вернулся. Пока мать работала на нескольких работах, Раиса познакомилась с креативными, как ей казалось, молодыми людьми, увлеченными рок-музыкой! Сначала результатом знакомства стало стойкое прогуливание школьных уроков, потом - просиживание в подворотнях под бренчание гитары, и наконец - курение «травки» для «кайфа», как выразилась наша героиня.
Уже в 17 лет она забеременела от такого же наркомана, как сама, правда , ума хватило в период вынашивания плода не курить, но уже спустя несколько месяцев после родов Раиса с ее гражданским мужем «кайф ловили» через инъекционное потребление героина. Словом, стандартная история наркозависимого человека: ВИЧ, смерь отца ребенка от передозировки наркотиков, безуспешные попытки «спрыгнуть» с иглы, «дом на полпути», программа «12 шагов», метадон.
Раиса понимала, что ребенка надо кормить и воспитывать, и прилагала неимоверные усилия, чтобы противостоять наркозависимости. Веру в правильно выбранный путь укрепляли одна за другой смерти от передозировок и болезней всех бывших «друзей». «И когда я сама «заработала» еще и гепатит С, то с ужасом поняла, что в конце концов наркотик оставляет человеку только 2 выбора: это 1) смерть от его разрушающего действия на организм или передозировки, либо от СПИДа или других тяжелых болезней и 2) жизнь в случае отказа от наркотиков через тяжелый путь лечения и постепенного восстановления. Но я еще очень плохо себя чувствовала: начала сильно кашлять, ощущать слабость, появились кожные высыпания. Все время хотелось на чистый воздух и много пить воды для фильтрации почек и печени. Боль в печени я чувствовала ежеминутно».

Выход в такой ситуации только один: АРВ-тепрапия и лечение гепатита. Именно страх потерять жизнь и свою дочь «отрезвил» меня и заставил… себя полюбить! Да-да, именно полюбить, то есть заботиться о себе, чтобы обезопасить себя и свою дочь от тех болезней, которыми я заболела. Очень важно соблюдать личную гигиену и периодически сдавать кровь. У меня болело абсолютно все, мне казалось, что эти страдания посланы мне для очищения моей души и моих мыслей!
Теперь Раиса работает. Она на дому делает сувениры и сдает их под реализацию. Воспитывает дочь. «Я стала злой: просеиваю людей как через сито. Многие сами «откололись», узнав про мой статус. Но даже те, кто вроде бы и хорошо ко мне относится, предпочитает все-таки держать дистанцию, а вдруг они от меня заразятся?! Многие не знают, что ВИЧ не передается через дружбу. Что бы я посоветовала другим ЛЖВ? Сегодня наркозависимость, ВИЧ, гепатит С – еще не окончательный приговор для человека. Он может жить полноценной и долгой жизнью, создавать семью, стать родителем здоровых детей и найти работу. Все в руках самого человека, который для этого прежде всего должен осознать - ВСЕ! И начать жить без наркоты и вредных привычек. И обязательно соблюдать простые, но вполне эффективные правила безопасного поведения в мегаполисе в отношении инфицирования ВИЧ. Я стараюсь заботиться о здоровье и психологическом состоянии окружающих, а вот окружающие порой ассоциируют тебя с маргинальными элементами, мол, разве нормальные люди могут заболеть такими болезнями? От стрессов всегда резко ухудшается иммунная система, а из-за стигмы такие стрессы на каждом шагу! Так и хочется сказать, мол, люди, вы умрете не от заражения от нас, а от вашей безграмотности и надуманных страхов!»

Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так «повезло» на стигму? Причина в том, что для развития стигмы необходима почва: незнание и страх. Если людям не хватает информации, то они восполняют эту нехватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если эти стереотипы связаны с чем-то, что пугает человека, то людям, обладающим этим качеством, начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи.
Сегодня часто называют Глобальные цели как цифры 90-90-90. Под ними подразумевается, что 90% всех людей, имеющих ВИЧ, знают о своем статусе; 90% всех людей, у кого найдена инфекция, будут получать лекарства и у 90% находящихся на лечении упадет вирусная нагрузка. Сами же ЛЖВ просят уменьшить стигму в отношении них. Меры, которые этому помогут, - информированность населения, направленная на восприятие ВИЧ - положительных людей. Борьба с предрассудками - длительный процесс, изменения происходят медленно, но они происходят. И тем скорее, тем активнее в этом участвуют сами пациенты и их семьи!

Ирина Байрамукова
Обсудим?
Смотрите также: