Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Экономический клуб в Бишкеке
создан с целью собрать экспертный потенциал на одной площадке при обсуждении актуальных вопросов, а также образования отечественной молодежи: студентов, аспирантов, предпринимателей. Молодежное экономическое крыло хочет разбираться в текущей экономической ситуации, не сидеть сложа руки, а вовлекаться в обсуждение тех или иных текущих проблем: состояние бюджета, состояние платежного баланса, экономический рост или инфляция и пр. В обсуждении принимают участие также чиновники. Выработанные в ЭК рекомендации передаются в соответствующие госорганы.
Координатор программы GIZ АсельУзагалиева рассказала, что эксперты Экономического клуба были активно задействованы при разработке законопроектов для МЭР.
На заседании клуба вступают не только наши эксперты, но и гости. К примеру, бывший председатель Бундесбанка из Германии, известные профессора из Москвы. Также были организованы и видеоконференции с другими зарубежными странами.
Председатель Экономического клуба Мурат Шаымкулов говорит, что заседания ЭК проводятся раз в месяц. Клуб существует около 2х лет.


На юбилейном январском заседании
темой обсуждения стала новая экономическая модель развития Кыргызстана.
«Нынче все чаще слышны разговоры о том, что задача КР- перейти из традиционной модели в дуалистическую, чтобы и традиционный, и исламский банкинг существовали параллельно»,- сказал Мурат Шаымкулов.

Дуалистическая модель
Это когда
-государство оказывает политическую поддержку исламским банкам и другим исламским финансовым институтам;
- деятельность исламских финансовых институтов, как правило, регулируется специальным законом. В то же время исламские банки и страховые компании оперируют в одном правом поле с традиционными банками и страховыми компаниями;
- традиционные банки и страховые компании предлагают клиентам исламские финансовые продукты, открывают исламские «окна».

За ИЭМ
«У нас в кредитовании очень много рисков. В либеральной экономике у банка риска почти что нет, весь риск лежит на инвесторе. А в исламской модели кредитования риск сведен к минимуму и делится между банком, инвестором и т.д.», - говорит независимый эксперт Учкун Ташбаев, - Это подходит к нашему менталитету, особенно для кредитования аграрного сектора».
«Я 2 года назад для себя по всем параметрам принял исламскую модель экономики, так как она является социально выровненной, научно-обоснованной –затраты и выпуск продукции( межотраслевой баланс) сходятся», - считает Болот Балаков, сотрудник коммерческого банка.
Либерализация экономики и отношений предполагает, что у заемщика должен быть выбор. Кто захочет кредитоваться по ИПФ- пусть идет! Надо снять идеологические предрассудки! Тем более, что в нов исламском банке нет ограничений по вероисповеданию для работников: могут работать и мусульмане, и христиане, и верующие других религий, так как и христианство, и мусульманство основаны на религии Авраама.
Против ИЭМ
Вот сейчас нам страны ЮВА предлагают 420млн$ на развитие отечественной промышленности. Так что, нам теперь индуизм внедрять?
Молодой экономист Нурбек, много лет учился и работал в Малайзии : «Откуда такая уверенность в том, что ИЭМ в нашей стране будет успешной? Разве был сделан рыночный анализ? Сегодня Малайзия, например, не полностью внедрила ИЭМ, там большинство предпринимателей используют традиционное кредитование, берут кредиты с %-й наценкой. Зато в Иране, единственной стране, полностью внедрившей ИЭМ, ситуация не из самых лучших».

Третий не лишний
Специалисты утверждают, что и в Кыргызстане существует клиентурная база, желающая кредитоваться в соответствии с Исламскими экономическими принципами.
Но если мы переходим к дуалистической модели, то есть одновременно используем традиционные принятые на Западе и одновременно исламские принципы финансирования, тогда возникает проблема юридическая. При соблюдении каких-либо контрактов какую модель мы должны применять? Не придется ли привлекать 3-ю сторону для разрешения споров?
Эксперты пока не смогли дать ответы в кристаллизованном виде. Любой финансовый институт при использовании ИЭМ должен иметь Шариатский совет как надзорный орган за соблюдением стандартов внутри финансового института. У нас пока не простроена система муамолат – отделов, нет Шариатских советов. Скорее всего, все будет решаться через систему Третейских арбитражных судов.

Это в далеком уровне нас настигнет
,если выстроятся все исламские институты.
В итоге возникнет вопрос индексации по проценту на уровень инфляции с точки зрения макроэкономики.
КР подписал 8-ю статью МВФ, согласно которой у нас все операции свободны. В обслуживании сделок участвует доллар или евро, вся эта денежная масса идет на материальный продукт, произведенный в КР. Происходит нагнетание инфляции. Исламская экономика задается вопросом: а нужно ли индексировать на уровень инфляции?
Кто будет подтверждать соответствие халал-продуктов?
Отечественный бизнес уже увидел спрос на халал-продукцию. Обоюдная выгода- потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели- доход от ее изготовления и реализации. И потому КР намерен развиваться в этой нише.
Первым шагом стало принятие регламентирующего порядок производства халал-продуции и оказания халал-услуг малазийского стандарта МSI- 500; 2009. Остро стоит вопрос контроля и подтверждения соответствия халал-продуктов заявленным халал-требованиям. Сегодня никто не подтверждает это соответствие: само государство не имеет прав контроля, а духовенство не может из-за недопустимости вмешательства религии в государственный строй.
- Еще в 2009г Правительством КР было утверждено положение о сукок, но до сегодняшнего времени выпуска ценных бумаг « сукок» так и не было, хотя механизм обращения этой ценной бумаги можно считать надежным способом финансирования проектов в КР.
Как будет работать это положение, если само государство по законодательству не может выпускать сукок и давать гарантию?
Исламские экономические термины являются для новшеством, хотя суть ценной бумаги узнаваема. Кто будет обучать экономистов арабской терминологии?

Следовательно…
Исламская экономика рациональна, но доказательство рациональности не является полным доказательством ее необходимости. Существует и рациональное доказательство необходимости внедрения ИЭ – это вера в идею наличия Аллаха. Но является ли это исчерпывающим доказательством?
Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: