Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ » Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

1 860


Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Экономический клуб в Бишкеке

создан с целью собрать экспертный потенциал на одной площадке при обсуждении актуальных вопросов, а также образования отечественной молодежи: студентов, аспирантов, предпринимателей. Молодежное экономическое крыло хочет разбираться в текущей экономической ситуации, не сидеть сложа руки, а вовлекаться в обсуждение тех или иных текущих проблем: состояние бюджета, состояние платежного баланса, экономический рост или инфляция и пр. В обсуждении принимают участие также чиновники. Выработанные в ЭК рекомендации передаются в соответствующие госорганы.

Координатор программы GIZ АсельУзагалиева рассказала, что эксперты Экономического клуба были активно задействованы при разработке законопроектов для МЭР.
На заседании клуба вступают не только наши эксперты, но и гости. К примеру, бывший председатель Бундесбанка из Германии, известные профессора из Москвы. Также были организованы и видеоконференции с другими зарубежными странами.

Председатель Экономического клуба Мурат Шаымкулов говорит, что заседания ЭК проводятся раз в месяц. Клуб существует около 2х лет.

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ
Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

На юбилейном январском заседании
темой обсуждения стала новая экономическая модель развития Кыргызстана.

«Нынче все чаще слышны разговоры о том, что задача КР- перейти из традиционной модели в дуалистическую, чтобы и традиционный, и исламский банкинг существовали параллельно»,- сказал Мурат Шаымкулов.

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Дуалистическая модель

Это когда
-государство оказывает политическую поддержку исламским банкам и другим исламским финансовым институтам;
- деятельность исламских финансовых институтов, как правило, регулируется специальным законом. В то же время исламские банки и страховые компании оперируют в одном правом поле с традиционными банками и страховыми компаниями;
- традиционные банки и страховые компании предлагают клиентам исламские финансовые продукты, открывают исламские «окна».

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

За ИЭМ

«У нас в кредитовании очень много рисков. В либеральной экономике у банка риска почти что нет, весь риск лежит на инвесторе. А в исламской модели кредитования риск сведен к минимуму и делится между банком, инвестором и т.д.», - говорит независимый эксперт Учкун Ташбаев, - Это подходит к нашему менталитету, особенно для кредитования аграрного сектора».
«Я 2 года назад для себя по всем параметрам принял исламскую модель экономики, так как она является социально выровненной, научно-обоснованной –затраты и выпуск продукции( межотраслевой баланс) сходятся», - считает Болот Балаков, сотрудник коммерческого банка.

Либерализация экономики и отношений предполагает, что у заемщика должен быть выбор. Кто захочет кредитоваться по ИПФ- пусть идет! Надо снять идеологические предрассудки! Тем более, что в нов исламском банке нет ограничений по вероисповеданию для работников: могут работать и мусульмане, и христиане, и верующие других религий, так как и христианство, и мусульманство основаны на религии Авраама.

Против ИЭМ

Вот сейчас нам страны ЮВА предлагают 420млн$ на развитие отечественной промышленности. Так что, нам теперь индуизм внедрять?




Молодой экономист Нурбек, много лет учился и работал в Малайзии : «Откуда такая уверенность в том, что ИЭМ в нашей стране будет успешной? Разве был сделан рыночный анализ? Сегодня Малайзия, например, не полностью внедрила ИЭМ, там большинство предпринимателей используют традиционное кредитование, берут кредиты с %-й наценкой. Зато в Иране, единственной стране, полностью внедрившей ИЭМ, ситуация не из самых лучших».


Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Третий не лишний

Специалисты утверждают, что и в Кыргызстане существует клиентурная база, желающая кредитоваться в соответствии с Исламскими экономическими принципами.

Но если мы переходим к дуалистической модели, то есть одновременно используем традиционные принятые на Западе и одновременно исламские принципы финансирования, тогда возникает проблема юридическая. При соблюдении каких-либо контрактов какую модель мы должны применять? Не придется ли привлекать 3-ю сторону для разрешения споров?
Эксперты пока не смогли дать ответы в кристаллизованном виде. Любой финансовый институт при использовании ИЭМ должен иметь Шариатский совет как надзорный орган за соблюдением стандартов внутри финансового института. У нас пока не простроена система муамолат – отделов, нет Шариатских советов. Скорее всего, все будет решаться через систему Третейских арбитражных судов.

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Это в далеком уровне нас настигнет
,если выстроятся все исламские институты.

В итоге возникнет вопрос индексации по проценту на уровень инфляции с точки зрения макроэкономики.
КР подписал 8-ю статью МВФ, согласно которой у нас все операции свободны. В обслуживании сделок участвует доллар или евро, вся эта денежная масса идет на материальный продукт, произведенный в КР. Происходит нагнетание инфляции. Исламская экономика задается вопросом: а нужно ли индексировать на уровень инфляции?

Кто будет подтверждать соответствие халал-продуктов?
Отечественный бизнес уже увидел спрос на халал-продукцию. Обоюдная выгода- потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели- доход от ее изготовления и реализации. И потому КР намерен развиваться в этой нише.
Первым шагом стало принятие регламентирующего порядок производства халал-продуции и оказания халал-услуг малазийского стандарта МSI- 500; 2009. Остро стоит вопрос контроля и подтверждения соответствия халал-продуктов заявленным халал-требованиям. Сегодня никто не подтверждает это соответствие: само государство не имеет прав контроля, а духовенство не может из-за недопустимости вмешательства религии в государственный строй.

- Еще в 2009г Правительством КР было утверждено положение о сукок, но до сегодняшнего времени выпуска ценных бумаг « сукок» так и не было, хотя механизм обращения этой ценной бумаги можно считать надежным способом финансирования проектов в КР.
Как будет работать это положение, если само государство по законодательству не может выпускать сукок и давать гарантию?

Исламские экономические термины являются для новшеством, хотя суть ценной бумаги узнаваема. Кто будет обучать экономистов арабской терминологии?

Юбилейное 20-е заседание ЭК эксперты посвятили обустройству в КР ИЭМ

Следовательно…

Исламская экономика рациональна, но доказательство рациональности не является полным доказательством ее необходимости. Существует и рациональное доказательство необходимости внедрения ИЭ – это вера в идею наличия Аллаха. Но является ли это исчерпывающим доказательством?

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК