НБКР внес изменения в регулирование кредитного риска и операций с виртуальными активами
Основные изменения
Кредитный риск и его мониторинг
- Увеличен порог для ряда процедур с 250 тыс. до 300 тыс. сомов (касательно досье, проверок и исключений по LTV).
- Уточнены правила мониторинга залога: допускается использование видео и фотофиксации, а также установлена периодичность проверок для движимого имущества (не реже одного раза в год; при высокой доле обеспечения — раз в полгода).
- Для кредитов на сумму до 500 тыс. сомов без нарушений или реструктуризаций вводится платёжный мониторинг вместо полного ежегодного.
- Для кредитов свыше 300 тыс. сомов необходимо согласие супруга/супруги заемщика.
- Оценка целевого использования кредита может не требоваться для сумм ≤300 тыс. сомов и ≤500 тыс. сомов при безналичных переводах продавцу.
Операции с аффилированными лицами
- Лимит по отдельным метрикам увеличен с 15% до 20%.
- Порог «незначительных» сумм изменён: теперь это «от одного расчётного показателя» → от 300 001 сома.
- Основной LTV по ипотечным кредитам для связанных лиц устанавливается на уровне ≤80%, однако возможен рост до 100% при наличии дополнительного залога (депозит/недвижимость) или недвижимости, стоимость которой ≥140% от суммы кредита.
- Банкам с государственной долей ≥50% разрешено применять льготные тарифы по РКО для госорганов (при соблюдении определённых условий).
Операционный риск
- Оценка непрерывности может проводиться как в режиме постоянного мониторинга, так и периодически.
Классификация активов
- Банкам разрешено относить к «нормальным» забалансовые обязательства, которые могут быть отозваны или аннулированы без уведомления клиента.
Капитал и его достаточность
- Активы, обеспеченные МФО с рейтингом не ниже “AAA” (S&P или эквиваленты), могут учитываться на льготных условиях (в соответствии с установленными критериями).
- Некоторые инструменты капитала могут включаться в дополнительный капитал первого уровня по разрешению НБКР (по заявлению совета директоров банка).
Государственные гарантии и лимиты кредитования
- Обязательства с гарантией или поручительством по решению КМ КР (в том числе для обеспечения национальной и продовольственной безопасности) исключаются из ограничений при правильном бюджетном оформлении; общий объем таких гарантий не должен превышать 60% чистого капитала банка.
- Такое же исключение предусмотрено для проектного финансирования.
Драгоценные металлы и виртуальные активы
- При расчете лимитов по операциям с драгоценными металлами исключаются активы, связанные с первичным размещением виртуальных активов эмитента (в соответствии с Законом «О виртуальных активах»).
- Вводится эскроу-счет по виртуальным активам: трёхсторонний договор (VASP–клиент–банк), блокировка средств до выполнения условий с последующим перечислением продавцу VA.
Прочие изменения
- В инструкцию по ликвидации банков добавлен обязательный отчёт об исполнении плана ликвидации.
- Расширён перечень специальных счетов в инструкции по счетам (включён эскроу-счет по VA).
Конкретные изменения
1. Внести изменения в постановление Правления НБКР "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков" от 21 июля 2004 года № 18/3:
в Положении "О классификации активов":
- дополнить пункт 12.1 третьим абзацем следующего содержания:
"Банк вправе классифицировать забалансовые обязательства как 'нормальные', которые могут быть отозваны без уведомления клиента.";
2. Внести изменения в постановление Правления НБКР "О минимальных требованиях по управлению операционным риском" от 15 декабря 2005 года № 37/5:
в Положении:
- дополнить пункт 2.3 словами "или периодической" после "непрерывной".
3. Изменить постановление "Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами" от 26 августа 2009 года № 35/3:
- дополнить пункт 2.6 следующим абзацем:
"Исключаются активы в рамках оказания финансовых услуг, связанных с первичным размещением виртуальных активов эмитента.";
4. Внести изменения в постановление "О некоторых нормативных правовых актах НБКР" от 30 июня 2010 года № 52/4:
в Положении "О минимальных требованиях по управлению кредитным риском":
1) заменить "250000" на "300000" в пункте 12;
2) заменить "в лице" на ", определенного решением" в пункте 25;
3) изложить пункт 63-1 в новой редакции.
4) изменить пункт 65 по оценке целевого использования кредита.
5) изложить пункт 68 в новой редакции по мониторингу залога.
6) дополнить пункт 1 Приложения 1 абзацем о согласии супруга для кредитов свыше 300000 сомов.
7) изменить пункт 16-1 Приложения 1 по отчету о целевом использовании.
5. Изменить постановление "Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами" от 31 октября 2012 года № 41/12:
в Инструкции:
1) добавить абзац о эскроу-счете по виртуальным активам;
2) изменить пункт 15-1.
6. Изменить постановление "Об операциях с аффилированными лицами" от 31 мая 2017 года № 21/5:
в Инструкции:
1) изменить пункт 7;
2) изменить пункт 9;
3) изменить пункт 13.
7. Внести изменения в постановление "О ликвидации банков" от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-5-(НПА):
- дополнить пункт 25.
8. Изменить постановление "Об определении стандартов достаточности капитала" от 12 октября 2022 года № 2022-П-12/63-1-(НПА):
1) дополнить абзацем о международных финансовых организациях;
2) дополнить вторую часть инструментов капитала.
9. Изменить постановление "Об ограничениях кредитования" от 12 апреля 2023 года № 2023-П-12/23-5-(НПА):
в Инструкции:
- изменить подпункт 2 и второй абзац подпункта 3.
10. Внести изменения в постановление "О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при проектном финансировании" от 26 апреля 2023 года № 2023-П-12/27-8-(НПА):
- дополнить пункт 8.
Читайте также:
