Кто в доме хозяин или зачем США применили "мать всех бомб"
13 апреля вооружённые силы США в Афганистане впервые применили бомбу GBU-43, известную как самая большая неядерная бомба. Её сбросили на пещерный комплекс, используемый боевиками террористической организации «Исламское государство» в районе Ачин в провинции Нангахар вблизи от границы с Пакистаном. Официально целью операции было уничтожение пещерных укреплений и туннелей.
В ходе авиаудара было уничтожено 36 исламистов. О жертвах среди мирного населения не сообщается. Эксперты и политики встретили данные об итогах операции неоднозначно. Аналитики разошлись во мнениях, что было настоящей целью США и на какой эффект на самом деле рассчитывал Пентагон.
Это первый случай использования «матери всех бомб» с момента её разработки в 2002 году. Отвечая на вопрос «почему же потребовалось 15 лет, чтобы сбросить её?», — автор статьи Эмили Дрейфус высказывает убеждение, что правительство США просто до сих пор не имело подходящей цели.
Старший советник центра стратегических и международных исследований Марк Кансиан указал, что ограниченный выпуск бомбы GBU-43 вызван был не «её непомерной стоимостью», а только лишь немногочисленными вариантами её использования.
MOAB не является особенно сложным оружием. Технически это просто большая канистра с большим количеством взрывчатки.
Марк Кансиан, советник центра стратегических и международных исследований
По информации Aljazeera, оценки сил ИГ в Афганистане различаются. Американское командование заявляет, что речь идёт о группе в 700 бойцов, сами афганские чиновники говорят о примерно полутора тысячах человек. По другим оценкам, численность боевиков доходит до четырёх тысяч.
Бывший заместитель специального представителя ООН по Афганистану Питер Гэлбрейт отметил, что террористы не концентрируют свои силы в этой стране, в связи с чем условия ведения боевых действий разнятся с условиями в Сирии и Ираке. Наличие районов компактного проживания большого числа гражданских исключило применение такого оружия, как GBU-43 при штурме Ракки и Мосула.
«Когда вы используете его в отдалённой сельской местности вроде провинции Нангархар в Афганистане, вероятно, вы будете иметь некоторую уверенность в том, что жертв среди гражданского населения не будет», — отметил он.
Бригадный генерал армии США в отставке Марк Киммитт вообще не увидел в применении супербомбы ничего необычного. Он заявил, что «хотя её размер был немного больше, чем обычно, это была обычная военная миссия против обычной военной цели».
Командующий американскими войсками в Афганистане генерал Джон Николсон высказался в пользу официальной версии, назвав бомбу «самым подходящим боеприпасом для уничтожения преград и поддержания темпов наступления».
Бывший президент Афганистана Хамид Карзай, напротив, резко раскритиковал действия США, назвав их бесчеловечными.
"Это не война с террором, а бесчеловечное и самое жестокое использование нашей страны как полигона для новых и опасных видов оружия", - Хамид Карзай, бывший президент Афганистана.
Директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров высказал убеждение, что применение GBU-43 в Афганистане было произведено не из соображений военной целесообразности, а ради психологического эффекта. По его словам, это было сделано «для устрашения Талибана, а заодно и всех остальных».
Военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин в интервью RT высказал такое же мнение, указав, что подобные «сверхбомбы», как правило, не используются в ходе военных действий.
"Такой снаряд доставить может только транспортный самолёт, который очень уязвим для ПВО. В Афганистане американцы смогли применить GBU-43/B только потому, что у этой страны нет зенитно-ракетных комплексов", - Виктор Литовкин, военный обозреватель.
Член комитета по международным делам Совета Федерации России Игорь Морозов назвал применение бомбы новой «попыткой США установить мировое господство», которая только спровоцирует новый виток гонки вооружений и увеличения напряжённости в мире.
Отставной полковник армии США Дуглас Макгрегор охарактеризовал операцию гораздо спокойнее. По его мнению, бомбардировка вообще не оказала никакого влияния на ход военного противостояния в Афганистане.
"Бомбардировка не имела смысла в каком-либо стратегическом смысле. Единственный вывод, который может сделать любой разумный военный аналитик, — это то, что президенту плохо советуют", - Дуглас Макгрегор, полковник в отставке.
Несмотря на различные оценки действительного ущерба, нанесённого операцией США в Афганистане, почти все аналитики сходятся в том, что эта миссия привлекла к себе внимание не потому, что является важным этапом борьбы с ИГ, а потому, что она включает в себя очень, очень большую бомбу.
Политический обозреватель стратегического исследовательского центра RAND Ребекка Циммерман приходит к заключению, что использование бомбы такого размера в настоящее время, вероятно, является своеобразным назиданием всем, кто балансирует на грани войны с США. И это тот случай, когда «размер имеет значение».