Украина поставила крест на «зеленой» повестке Евросоюза
Украина занимала особое место в водородной стратегии ЕС. Малозаселенные южные регионы – Запорожская, Херсонская, Николаевская и Кировоградская области – предоставляли прекрасные возможности для того, чтобы плотно усеять их ветряками и солнечными панелями.
Результаты региональных выборов в Германии, на которых главными аутсайдерами оказались «зеленые», являются логичным результатом сопоставления ожиданий и реальности теми немецкими избирателями, для которых тема «зеленой энергетики» и защиты окружающей среды еще не так давно были альфой и омегой их жизненных приоритетов. С тех пор многое изменилось не только для немцев, но для европейцев и Европы в целом, и теперь в приоритете стоят вопросы, занимающие куда более низкие позиции в пирамиде Маслоу.
Важнейшим элементом разочарования жителей Германии в собственном правительстве стало отсутствие результатов по «зеленой» повестке. Наиболее ярко это отсутствие проявилось в реализации пресловутой водородной стратегии ЕС. Документ появился в 2020 году, его краеугольным камнем было масштабное строительство мощностей по производству «зеленого» водорода как внутри Евросоюза, так и за его пределами в соотношении 50/50. В итоге, согласно стратегии, к 2050 году до 15% европейской энергетики должно было быть завязано на водороде.
Производить водород должны были при помощи крупных установок электролиза, питающихся от источников чистой энергии, преимущественно от солнечных и ветряных электростанций. Ввиду неопределенности будущего атомной энергетики ЕС ее в расчет производства водорода особо не брали. Строительство СЭС и ВЭС требует огромных земельных ресурсов, а также воды. Так, для производства единицы энергии при помощи ветроэлектростанций требуется на треть больше площадей, чем, например, для газовой электростанции, а при помощи солнечных станций – в 15 раз больше.
Понятно, что в перенаселенной Европе таких площадей нет, да и климат не всегда подходящий. По этой причине водородная стратегия предусматривала строительство половины электролизных мощностей – до 40 ГВт – за пределами ЕС, а именно в Северной Африке, на Западных Балканах и на Украине. Больших водных артерий нет и там, но кого в ЕС заботят нужды местного сельского хозяйства и населения.
Украина, впрочем, занимала особое место в водородной стратегии ЕС. Грабительский для государства «зеленый тариф» спровоцировал бурный рост в стране числа СЭС и ВЭС, на которых хорошо поднялись ряд зарубежных инвесторов, местная компания ДТЭК Рината Ахметова и ряд более мелких игроков. К тому же малозаселенные южные регионы – Запорожская, Херсонская, Николаевская и Кировоградская области – предоставляли прекрасные возможности для того, чтобы плотно усеять их ветряками и солнечными панелями.
Уже в 2021 году германская Siemens и ДТЭК Рината Ахметова подписывают соглашение о строительстве установки электролиза в Мариуполе. Базой строительства должен был выступить один из металлургических заводов, принадлежащих Ахметову, вполне возможно, что ныне разрушенная «Азовсталь». Параллельно Германия и США вели переговоры о снятии санкций с «Северных потоков» – вовлечение Украины в зеленую повестку ЕС могло быть частью этой сделки.
Масштабное строительство возобновляемых источников энергии, электролизеров и систем хранения энергии в конечном итоге наталкивалось на важнейшее препятствие – проблему транспортировки полученного водорода в ЕС. Единственной транспортной артерией такого рода могла быть украинская газотранспортная система (ГТС), по которой водород сначала как смесь с природным газом, а впоследствии и как отдельный продукт мог попадать в Европу. Для этого ГТС или, по крайне мере, отдельные ее части, должны были подвергнуться масштабной модернизации, о которой к тому времени говорили уже лет пятнадцать.
К слову, альтернативным источником водорода для Европы тогда вполне серьезно рассматривалась и сама Россия. Новенькие «Северные потоки» послужили бы идеальным средством доставки этого нового экспортного продукта. В этом смысле и украинская ГТС, и «Северные потоки» были неотъемлемыми элементами европейского энергоперехода. Тем удивительнее было наблюдать, как против строительства, а после – против введения в эксплуатацию «Северных потоков» выступали немецкие «зеленые». Декларируя обязательность энергоперехода, нынешние аутсайдеры политической игры в Германии своими руками закладывали основу своей будущей политической аннигиляции.
В Северной Африке, которая также должна была стать водородной базой ЕС, тоже нарастает нестабильность. Алжир и Ливия уже не являются младшими партнерами ослабленных европейских экономик и выставляют собственные требования к ЕС. На этом фоне канцлер Германии Олаф Шольц пытается выстроить отношения с наиболее лояльными Западу государствами Африки, в частности – с Нигерией, обладающей значительными запасами газа. Шольц ведет с нигерийскими лидерами диалог и о водороде. Но здесь проблема все та же – как доставить. Проектируемый много лет Транссахарский газопровод проходит по нелояльным Западу государствам Сахеля (в частности, по Нигеру), а значит, не может считаться вполне надежным маршрутом.
На фоне кризиса европейской «зеленой» повестки не унывает киевский режим. В марте 2024 года украинский министр энергетики Герман Галущенко заявил о том, что Киев намерен использовать существующую газопроводную инфраструктуру для экспорта водорода в Европу. По словам Галущенко, из 10 млн тонн к 2030 году, которые предполагает импортировать ЕС, Украина могла бы дать от 3,5 до 5 млн тонн. При этом производить водород предполагается на территориях, ставших непригодными для сельского хозяйства в результате боевых действий.
Распродать страну не тушкой, так чучелом – если не в качестве базы для производства зерновых, подсолнечника и арбузов, так хоть под бесконечные поля, усеянные солнечными и ветроэлектростанциями, питающими гигантские установки электролиза. Возможно, такой постапокалиптический пейзаж для юга страны видят единственно возможным в Киеве.
Читайте также:
«Зеленые» технологии для малого и среднего бизнеса в странах ЦА
В конце апреля 2014г. в Кыргызстане состоялся выездной тренинг семинар (стадии тур) для...
Концепция развития зеленого фонда города Бишкек: механизмы реализации
По итогам экологической сессии, проведенной Общественным фондом «Институт экологических решений» в...
Кыргызстан – страна чистой воды
«Кыргызстан – страна чистой воды» лозунг этот работает не на каждого. Сегодня его в республике...
Управление экологической информацией – опыт Кыргызстана
На форуме портала www.caresd.net прошла Электронная дискуссия на тему «Практика и проблемы сбора,...
Ракетно-ядерный потенциал Китая в 2025 году
Модернизация стратегического и нестратегического ядерного арсенала Китая в последние годы проходит...
Голубой вагон бежит, качается, скоро, видимо, завалится...
Необходимое предисловие от редакции "ВО" Данный материал является прекрасной картинкой...
Мedia landscape KG 2020
28 ноября ОФ “Центр Медиа Развития” совместно с ОФ “Центр Поддержки СМИ” провели форум для...
Выставки солнечных установок
Кризисы, происходящие в энергетике в последние годы всех изнурили, заставляя искать альтернативные...
Платформа для сотрудничества в области охраны окружающей среды и водных ресурсов
Четвёртая конференция ЕС – Центральная Азия на высоком уровне Бишкек, 13-14 февраля 2013г....
Что скрывает полог реликтового леса? Фоторепортаж
На территории Кыргызстана, по склонам Ферганского и Чаткальского хребтов горной системы Тянь-Шаня,...
Эксперты обсудили возможности создания Клуба «зеленого" бизнеса
В Бишкеке состоялось Национальное обсуждение «Экологически дружелюбный бизнес – опыт, вызовы и...
Водная стратегия Кыргызстана. Грозит ли миру «водный апартеид»?
По оценке ООН, сегодня в мире почти 900 миллионов людей не имеют доступа к чистой воде, а 2,7...
Зеленые ростки будущего.
«Все великие дела начинаются с малого»- кыргызская пословица Хотите познакомиться с «Рыбками»,...
Российский ядерный арсенал в 2025 году
В журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» в колонке «Ядерный блокнот» вышел очередной ежегодный...
Представители государственных органов Таджикистана изучили опыт внедрения индикаторов «зеленого» роста
С 21 сентября по 25 сентября Кыргызстан посетили представители государственных органов и проектов...
Международный День охраны окружающей среды
15 декабря 1972г на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды Генеральной Ассамблеей...
Правительство планирует отменить 277 лицензий и разрешений (перечень)
Согласно Среднесрочной программе развития КР на 2012-2014 годы планируется сокращение...
Ресурсо- и энергосбережение - путь к устойчивому туризму
Сегодня понятие устойчивости в туризме включает в себя несколько аспектов: снижение углеродного...
Shanghai Electric ускоряет развитие водородной энергетической цепочки
Shanghai Electric объявила о разработке технологии щелочного электролиза Z-серии, энергосберегающей...
На повестке дня – адаптационная стратегия страны
Кыргызстан готовится принять участие в Глобальной Конференции ООН по устойчивому развитию, которая...
Климатические решения для дома и семьи
27 ноября 2020 в селе Лебединовка для группы из 25 фермеров и представителей общественных...
Климатические решения для дома и семьи
27 ноября 2020 в селе Лебединовка для группы из 25 фермеров и представителей общественных...
Концепция «зеленой экономики» для Кыргызстана
Концепция «зеленой экономики» превратит Кыргызстан в « зеленого азиатского дракона» надеются...
Нарын-Сырдарья: три истории реки
«Вода – источник жизни» - всегда говорили в Центральной Азии. Сегодня это значит, что вода -...