Конституционный суд Кыргызстана: Восстановление смертной казни не соответствует Конституции
Конституционный суд Кыргызстана, рассматривая представление Президента о проекте Закона, который предполагает возможность применения смертной казни за тяжкие преступления, такие как изнасилование детей и убийство с применением насилия, заявил, что любые изменения в Конституцию должны учитывать их совместимость с основами правового порядка и защитой прав человека.
10 декабря 2025 года Конституционный суд провел заседание, на котором анализировалось представление Президента о возможных поправках к Основному закону. Суд отметил, что предлагаемые изменения могут негативно повлиять на принципы, на которых строится правовая система страны, и на гарантии прав и свобод граждан.
Суд подчеркнул, что Конституция защищает права человека как высшую ценность, а любые изменения должны учитывать их системный характер и возможные последствия. Особенно важно избегать регресса в области защиты прав, так как стабильность этих прав является основой демократического общества.
В этом свете Конституционный суд указал на то, что запрет смертной казни и признание права на жизнь не только имеют правовое, но и ценностное значение. Эти принципы определяют стандарты уголовной политики и правосудия в стране.
Если бы смертная казнь была восстановлена, это означало бы отказ от существующих стандартов и отклонение от выбранного вектора, направленного на защиту достоинства личности и прав человека.
Кроме того, суд упомянул и международно-правовой аспект. Конституция Кыргызской Республики признает общепризнанные принципы международного права, что накладывает обязательства на страну соблюдать международные договоры. Например, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, государство не может оправдывать неисполнение договора внутренними нормами.
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, участником которого является Кыргызстан, направлен на полную отмену смертной казни и не предполагает возможности для её восстановления. Это означает, что вступив в Протокол, Кыргызстан обязался не вводить смертную казнь вновь, что было бы несовместимо с Конституцией и международными обязательствами.
На основе вышеперечисленных аргументов Конституционный суд пришел к выводу, что восстановление смертной казни через конституционные изменения противоречит основному закону и является недопустимым. Таким образом, проект Закона «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» не может быть вынесен на референдум, а все действия по его реализации подлежат прекращению с момента вступления в силу решения Конституционного суда.
Суд подчеркнул, что Конституция защищает права человека как высшую ценность, а любые изменения должны учитывать их системный характер и возможные последствия. Особенно важно избегать регресса в области защиты прав, так как стабильность этих прав является основой демократического общества.
В этом свете Конституционный суд указал на то, что запрет смертной казни и признание права на жизнь не только имеют правовое, но и ценностное значение. Эти принципы определяют стандарты уголовной политики и правосудия в стране.
Если бы смертная казнь была восстановлена, это означало бы отказ от существующих стандартов и отклонение от выбранного вектора, направленного на защиту достоинства личности и прав человека.
Кроме того, суд упомянул и международно-правовой аспект. Конституция Кыргызской Республики признает общепризнанные принципы международного права, что накладывает обязательства на страну соблюдать международные договоры. Например, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, государство не может оправдывать неисполнение договора внутренними нормами.
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, участником которого является Кыргызстан, направлен на полную отмену смертной казни и не предполагает возможности для её восстановления. Это означает, что вступив в Протокол, Кыргызстан обязался не вводить смертную казнь вновь, что было бы несовместимо с Конституцией и международными обязательствами.
На основе вышеперечисленных аргументов Конституционный суд пришел к выводу, что восстановление смертной казни через конституционные изменения противоречит основному закону и является недопустимым. Таким образом, проект Закона «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» не может быть вынесен на референдум, а все действия по его реализации подлежат прекращению с момента вступления в силу решения Конституционного суда.
Внимание! У нас есть ещё каналы в соцсетях, читайте и смотрите:
- Telegram
- Youtube
Читайте также:
