Главная » Новости » Экономика » Россия объединяет небо, воду, и дороги в одну цифровую систему
Экономика

Россия объединяет небо, воду, и дороги в одну цифровую систему

Россия объединяет небо, воду, и дороги в одну цифровую систему


Минтранс России одобрил дорожную карту, цель которой — создание единой системы идентификации для всех видов автономного транспорта. Изначально программа была сфокусирована на беспилотной авиации, но теперь охватывает также автомобильный, водный и специализированный транспорт, включая роверы. Об этом рассказал Алексей Райкевич, генеральный директор АО "ЭРА-ГЛОНАСС", на форуме "Транспортная неделя – 2025".

По словам эксперта, инициатива включает два ключевых аспекта. Первый — необходимость технологического суверенитета, чтобы избежать паралича системы автономного транспорта в случае конфликтов. Второй аспект обозначает необходимость пересмотра терминологии: Райкевич считает термин "беспилотник" устаревшим, так как он подразумевает управление человеком. Реальная экономическая выгода, по его мнению, достигается только в случае полной автономии транспорта. Зарубежные примеры, например, в авиации, показывают, что один оператор способен контролировать до 50 беспилотных летательных аппаратов, что подтверждает тенденцию к автономности.

Развитие отрасли зависит от появления гибридных транспортных средств, считает эксперт. Он приводит пример: беспилотное судно может автономно транспортировать грузы по водным путям, экономя на инфраструктуре, а с него же может взлетать вертолет для доставки груза весом 100-200 кг в отдаленные населенные пункты. Однако для успешной реализации таких проектов необходимо быстрое внедрение технологий. Попытка использовать устаревшие методы может привести к 15-летнему отставанию.

Беспилотная авиация стала практическим полигоном для тестирования новых технологий. В реестре Росавиации зарегистрировано около 140 тысяч беспилотных воздушных судов, что позволяет быстро собирать данные и анализировать угрозы. В мае 2025 года был проведён успешный эксперимент в Калужской области, в ходе которого были интегрированы несколько российских платформ, использованы отечественные протоколы обмена данными и криптография по ГОСТ. Разработанное решение обеспечивало передачу данных в системы контроля воздушного пространства, где легальные дроны обозначались зеленым цветом, а нарушители — красным, что позволяло платформам для борьбы с дронами принимать меры. Райкевич добавил, что даже легальный беспилотник, пересекший границу, подлежит нейтрализации.

На основе полученного опыта была создана единая система идентификации, которая интегрирует данные из различных источников: первичной радиолокации, многопозиционных систем, автоматического зависимого наблюдения и информации от Госкорпорации по ОРВД. Собранные данные проходят многократную проверку и обогащение. Теперь проект переходит на новый этап: Минтранс утвердил план по разработке единой системы идентификации для автономного транспорта, что делает его ведомственным проектом. Это означает, что идентификация касается всех беспилотников — от катеров до автомобилей и роверов.

Цифровая идентификация становится жизненно важным аспектом безопасности. Райкевич иллюстрирует это на примере ровера, который доставляет пиццу: алгоритм, по которому дрон останавливается по сигналу человека, уязвим — злоумышленник может легко его воспроизвести и украсть груз. Подобные риски существуют и для беспилотных автомобилей. Поэтому на первом этапе должна быть реализована возможность дистанционной проверки транспортных средств на дороге, а в случае подозрений — активация систем экстренной остановки.

Эти задачи также связаны с вопросами кибербезопасности и создания доверенной среды. Следующие шаги будут заключаться в нормативном закреплении параметров системы и ее масштабировании. Важную роль в этом процессе сыграет разработка единых стандартов идентификации, которые будут применяться ко всем видам транспорта. Райкевич отметил, что создание отдельных спутниковых систем для разных видов транспорта нецелесообразно с экономической точки зрения. Необходимо объединить системы контроля, управления, идентификации и экстренного реагирования на единой платформе. Такая система должна быть защищена от взлома и иметь резервирование для обеспечения общей устойчивости.

Напоминаем, что NATCAR ожидает серьезную трансформацию рынка грузоперевозок с внедрением беспилотных технологий. По их мнению, высокая капиталоемкость этих процессов приведет к изменениям в бизнес-моделях и появлению четырех новых форматов работы в транспортной сфере. LR

Источник: logirus.ru
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК