Алмамбет Шыкмаматов: ГНС с нового года начнет второй этап реформ
Президент поставил перед ГНС задачу сделать налоговые процедуры максимально простыми для предпринимателей, сохранив при этом баланс интересов бизнеса и государства.
"Первый этап реформ завершен, и его результатом стало отмена ЭТТН для большинства товаров, отмена обязательного использования кассовых аппаратов, ускорение процесса цифровизации и упрощение налогового администрирования. Мы сделали процедуры более удобными и прозрачными, уменьшили бюрократическое давление, упростили процесс подачи отчетности и уплаты налогов. Кроме того, была проведена внутриведомственная реорганизация", - пояснил Шыкмаматов.
"Сразу после новогодних праздников начнется второй этап реформ. В его рамках будет внедрен новый электронный модуль учета KEZET, который заменит налоговых инспекторов - человеческий фактор будет исключен. Благодаря KEZET мы сможем следить за движением товаров от момента производства или импорта до выхода чека на кассе.
Этот модуль разработан на основе передовых эстонских решений в области цифровизации государственных услуг. KEZET позволит минимизировать субъективность в работе инспекторов, автоматически выявлять расхождения в отчетности, сократит число проверок и полностью исключит коррупционные риски. Тестирование KEZET запланировано на январь 2026 года. В течение полугода будут проходить адаптация, обучение и настройка процессов. С мая начнется сокращение штатных инспекторов, так как контрольные функции перейдут на систему. На первом этапе планируется уволить 500 сотрудников, а еще 500 - через полгода. В настоящее время в ГНС работают 3 400 человек, и через год их число уменьшится на тысячу", - добавил он.
Шыкмаматов отметил, что такое значительное сокращение не приведет к уменьшению контроля. Напротив, это шаг к созданию более эффективной и прозрачной системы без коррупции. Цифровой модуль обеспечит точную и прозрачную работу, исключая вмешательство."Мы нацелены на то, чтобы налоговая служба отошла от карательной модели работы и стала полноценным сервисом для бизнеса и граждан. Основная задача государства - не наказывать, а помогать предпринимателям в выполнении их обязательств, делая это просто и без лишних затрат. Налоговая служба должна предоставлять удобные цифровые инструменты, понятные правила, своевременные консультации и поддержку, чтобы налогоплательщик чувствовал себя партнером, а не объектом давления. Такой подход способствует повышению доверия, стимулирует добровольную уплату налогов и создает более устойчивую экономическую среду", - заключил Шыкмаматов.
Все наши реформы направлены на поддержку развития бизнеса, особенно малых и средних предприятий. В Кыргызстане сегодня созданы одни из самых благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в СНГ, что касается запуска бизнеса, его регистрации и налоговых процессов", - добавил он.
Читайте также:
