Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Мухаммедкалый Дюшекеевич: Обманутые пенсионеры или есть, над чем задуматься…
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Мухаммедкалый Дюшекеевич: Обманутые пенсионеры или есть, над чем задуматься…

5 124


Мухаммедкалый Дюшекеевич: Обманутые пенсионеры или есть, над чем задуматься…

Зарубежные пенсионеры, обвешавшись фотоаппаратами, начинают узнавать мир, путешествуют по разным странам, отдыхают в лучших курортах мира и ни в чем себе не отказывают. Доработав до пенсии, на старости лет, они могут себе это позволить. Как живется нашим пенсионерам?
В начале месяца, я побывала в почтовом отделении № 5 г. Бишкек. 8 часов утра. Пенсионеры, а их человек 20-30 уже заняли очередь. Выдача пенсии начинается с 9-00. Конечно, дедушки и бабушки нет-нет да обращаются к сотрудникам с вопросами, тут их ожидает откровенная грубость. Не ответят, а гавкнут. Никто из них не возмущается, принимают хамство за должное, отходят в сторону молча. Знают, что спорить бесполезно, здоровье дороже.
Мое появление вызвало заметное оживление. Как по мановению волшебной палочки, появляется начальник почтового отделения № 5 Б.С.Байганалиева. На мой вопрос, почему именно в этом почтовом отделении всегда столько много пенсионеров, ответила, что, деньги поступают не во время, мол, сами пенсионеры не дисциплинированные и т.д. Объяснения вовсе не убедительные. Наверное, почтовики, такой тип людей, которые никогда не постареют, не будут пенсионерами и у них всегда будет отличная память. Как вести себя с пожилыми людьми, которые постоянно переспрашивают, уточняют и как им отвечать, пусть остается на их совести. Вопросы касающиеся начисления пенсии волновали самих пенсионеров куда больше, а ответить на них, я попросила Председателя Соцфонда Кыргызской Республики М.Д.Абулгазиева.

- Мухаммедкалый Дюшекеевич, Вам известно, сколько пенсионеров проживает в Бишкеке?

- Безусловно. 72.942 человек.

- Прежде чем задать вопрос о размере пенсий, хотелось бы узнать какова потребительская корзина среднестатистического горожанина на сегодняшний день?

- Это входит в наши обязанности. Прожиточный минимум включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Согласно статистике, для жителя города Бишкек, величина прожиточного минимума за 2010 год составила 3626 сомов (по республике - 3502 сома), для пенсионера 3258 сом (по республике - 3146 сомов). За 4 квартал 2010 года эта величина составила 3981 сом (по республике -3850 сом), для пенсионера 3586 сом (по республике – 3477 сом). За 1 квартал еще нет данных Нацстаткома, так как стоимость прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально к 10 числу.

- Насколько известно, общая численность пенсионеров по республике составляет 531,5 тысяч пенсионеров, в том числе 470 тысяч человек, получают пенсию ниже прожиточного минимума - примерно 2800 сомов. Если обратиться к той же статистике, то постоянно идет рост цен на продукты питания, услуги и т.д. На ваш взгляд, это нормально?


- Поэтому-то в январе текущего года премьер-министр Алмазбек Атамбаев поставил перед Сойфондом Кыргызской Республики вопрос об увеличении доходов пенсионеров. Правительство запланировало повышение пенсий до прожиточного минимума пенсионера, что также предусмотрено в Конституции КР. В настоящее время, в целях обеспечения защиты интересов пенсионеров принято постановление Правительства КР «О повышении размеров пенсий с 1 мая 2011 года». Повышение будет осуществлено по трем позициям. При повышении суммы страховых частей пенсий (СП1+СП2) по дифференцированной шкале от 600 сомов до 100 сомов надбавки получат все пенсионеры. При этом самые низкие пенсии повышаются в больших размерах, или на 600 сом (это касается пенсий по случаю потери кормильца на 1 иждивенца, пенсий по инвалидности 3 группы, с неполным стажем), а самые высокие пенсии – на 100 сом.

- Простите, Мухаммедкалый Дюшекеевич, но, подобная «уравниловка», уже не устраивает определенных пенсионных лиц.

- Надо иметь гражданское сознание. Повышение «порогового» уровня заработной платы с 2300 сомов до 5000 сомов для исчисления первой страховой части пенсии (СП1) затронет большую часть пенсионеров и позволит существенно увеличить соответствующие размеры пенсий. Данное повышение коснется тех, кто заработал страховой стаж до 1996 года, то есть в основном в «советское время».

Ну и последнее. Увеличиваются размеры надбавок некоторых категорий лиц (гражданам, репрессированным по политическим мотивам в 1930-1950 годы, и впоследствии реабилитированным; инвалидам I группы по зрению; пенсионерам, достигшим 80 лет; почетным донорам; инвалидам I группы, а также одиноким пенсионерам II группы; узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период второй мировой войны; жителям блокадного Ленинграда) на 50 сомов. Увеличение размеров надбавок касается не всех категорий получателей пенсий. Это связано с тем, что выплата данных надбавок осуществляется из средств республиканского бюджета, а инвалиды, участники войны и лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС уже помимо надбавок к пенсиям, размер которых от 475 сомов до 350 сом, органами по социальной защите с 1 января 2010 года получают ежемесячные денежные выплаты компенсаций взамен льгот в размерах от 7000 сомов до 2500 сомов.
После повышения пенсий в соответствии с таким механизмом средний размер пенсии составит 3156 сомов, что больше на 356 сом, чем в прошлом году. Однако этого повышения пенсий с 1 мая 2011 года при прогнозируемой инфляции 16,8% будет недостаточно. Кроме того, Социальный фонд уже начал работу по разработке вариантов повышения пенсий и доведению пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

- Вот я сомневаюсь. Страна не развивается. Как в таких условиях можно прогнозировать пенсионный бюджет?

- Планирование бюджета Социального фонда КР процесс трудоемкий и кропотливый. В этом процессе Социальный фонд не один. В основу бюджета Социального фонда берутся данные, которые прогнозируются Министерством экономического регулирования КР с перспективой на несколько лет вперед. Прогнозные данные, в свою очередь, имеют юридическое закрепление – они утверждаются Правительством Кыргызской Республики, и их выполнение отслеживается на постоянной основе. А Соцфонд постоянно представляет сведения в Правительство КР, Министерство экономического регулирования КР, Национальный статистический комитет КР о предварительных итогах исполнения бюджета, о финансировании выплат пенсий за соответствующий период. Итоги исполнения бюджета за соответствующий год ежегодно размещаются на сайте «Токтом».

- Поясните, каким образом достигается прозрачность бюджетного процесса и расходования средств Социального фонда.

- После апрельских событий 2010 года во многих министерствах и ведомствах были созданы общественные наблюдательные советы. Сюда входят госорганы, профсоюзы, общественные объединения и организации, представляющие интересы граждан.
Также надо сказать, что аудит деятельности Социального фонда осуществляет Счетная палата Кыргызской Республики, а в соответствии с Законом о бюджете Социальный фонд ежегодно отчитывается перед Жогорку Кенешом Кыргызской Республики. Итоги исполнения бюджета Социального фонда ежегодно размещаются на сайте «Токтом».
Кроме того, представителями Социального фонда проводятся встречи с общественностью, на постоянной основе публикуются сведения в СМИ о положении дел в системе государственного социального страхования. Разве это не говорит о прозрачности деятельности Соцфонда?




- Представители бизнес-сообщества выступают с резкой критикой затянувшегося процесса передачи функций сбора страховых взносов в ГНС, обосновывая это прямыми интересами самого Соцфонда. Как Вы это объясните?

- Указом главы государства, сбор, контроль за поступлением и т.д. планировалось передать Государственной налоговой службе КР (ГНС) в 2 этапа. С 1 января 2010 года ГНС были переданы функции администрирования страховых взносов с неорганизованного сектора экономики: физических лиц - индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, а также проведение проверок субъектов предпринимательства.
По поводу лишних проверок надо сразу сказать, что Соцфонд не против проверок предпринимателей только одним госорганом (например, налоговой службой или совместно сотрудниками ГНС и Соцфонда), главное, чтобы сохранялась информация об уплате страховых взносов каждого работника на протяжении всего трудового стажа вплоть до пенсионного возраста, то есть на протяжении 40 и более лет. Если налоги являются безвозмездными, то страховые взносы являются возмездными и их уплата должна персонифицированно учитываться на личном счету каждого работника.
Передача полномочий по администрированию страховых взносов организованного сектора планировалась на втором этапе с 1 июля 2010 года в связи с введением электронной формы отчетности для целей ведения персонифицированного учета граждан и необходимостью урегулирования всех вопросов учета поступающих страховых взносов.
Однако по итогам работы за 1 полугодие 2010 года стала очевидна преждевременность принятых решений. Появились обезличенные страховые взносы, что не дает возможности правильного назначения, перерасчета и выплаты пенсий. В случае передачи Государственной налоговой службе несовершенного программного модуля существовала реальная угроза срыва как самого процесса администрирования страховых взносов, так и всей пенсионной реформы. Кроме того, успешному переходу функций препятствовали такие проблемы как недостаточная техническая подготовка Государственной налоговой службы и отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения участников государственного социального страхования с новым уполномоченным органом по администрированию страховых взносов.
В этом плане Кыргызстан повторил горький опыт России. В 2001 году в России сбор страховых взносов был передан в налоговые органы, но затем пришлось его вернуть в Пенсионный фонд.
В настоящее время в Кыргызстане планируется повысить уровень технического оснащения и программного обеспечения Государственной налоговой службы для ведения электронного персонифицированного учета страховых взносов. Передача функций по администрированию страховых взносов Государственной Налоговой службе намечена на конец 2012 года, а с 01.09.2011 г. планируются пилотные проекты передачи функций сбора страховых взносов на базе Октябрьского РУСФ г. Бишкек и Сокулукского РУСФ.

- Как Соцфонд КР распределяет денежные средства?

- Ежемесячно с 1 по 18 число перечисляются денежные средства на выплату пенсий и иных социальных выплат для пенсионеров города Бишкек в пределах ежедневной потребной суммы до 17,0 млн. сомов в филиал ГП «Кыргыз почтасы» Бишкекский почтамт. В почтовых отделениях утвержден график выплаты пенсии на каждого пенсионера столицы. Согласно договора, между Социальным фондом КР и ГП «Кыргыз почтасы» выплата пенсии производится с 1 по 25 числа путем доставки пенсионерам на дом. Также по письменному заявлению пенсионера выплата производится через кассу почтовых отделений. Распределение пенсионных средств по почтовым отделениям производится с учетом нагрузки на почтальонов, учитывая риски при выплате пенсии. Доставка пенсионных средств с филиала ГП «Кыргыз почтасы» Бишкекский почтамт до отделений связи производится в 2-3 раза в день. Соответственно почтальонами доставка пенсии пенсионерам на дом производится в первой и второй половине дня по лимиту утвержденного на почтальонов. Скажу больше, выплата пенсий производится за месяц вперед, поэтому в Социальный фонд Кыргызской Республики жалоб и заявлений от пенсионеров г.Бишкек по поводу задержки пенсии не поступало.

- Какие меры социальной защиты предусматриваются в дальнейшем? Пенсионеры могут надеться на уважительное будущее?


В перспективе базовая часть пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже 12 процентов от средней зарплаты, а также будет продолжена тенденция приоритетного повышения низких размеров пенсий с целью приближения размера пенсии к прожиточному уровню пенсионера. Наряду с этими мерами Социальный фонд КР планирует рассмотреть возможность изменения механизма индексации вкладов, находящихся на личных страховых счетах.

- Мухаммедкалый Дюшекеевич, снова возвращаюсь к вопросу пенсий. Почему до 2008 года в Соцфонд отчисляли 8 % от заработной платы, а с 2010 года – 10 %.

- До 2010 года все страховые взносы, уплаченные работниками -8% от начисленного дохода и работодателям -17% от фонда оплаты труда, направлялись на выплату текущих пенсий. При выезде на постоянное место жительства в другую страну или в случае смерти гражданина, все его отчисления оставались в пенсионном фонде Кыргызстана. В случае наличия иждивенцев, последним выплачивалась пенсия по утере кормильца.
С января 2010 года в пенсионную систему Кыргызстана введен накопительный компонент. Теперь работник уплачивает страховые взносы в размере 10 % от начисленного в его пользу дохода. 8% по-прежнему, направляются на выплату текущих пенсий, не наследуются и не изымаются при выезде за пределы республики на постоянное место жительство, 2 % в Государственный накопительный пенсионный фонд (далее ГНПФ) и накапливаются на его личном страховом счете. После принятия соответствующего Закона КР, эти средства буду инвестироваться в экономику страны, и приносить инвестиционный доход. Пенсионные накопления, сформированные из страховых взносов в размере 2% из начисленного дохода работнику и полученного инвестиционного дохода, являются собственностью гражданина. Соответственно, на них распространяется право наследования и изъятия в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызстана. Выплаты из ГНПФ будут производится не ранее чем с 1 января 2013 года.

- Теперь мне совсем не понятно, когда будет принят Закон о накоплении и почему именно деньги пенсионеров должны инвестировать экономику страны? На мой взгляд, это неправильно и не совсем хорошая идея. Старики считают каждый тыйын, деньги нужны им сегодня и сейчас. Никакие дивиденды пенсионеры не получают, для чего и кого копить? Инвестировать страну за счет пенсионеров? Вопрос остался открытым…


P.S. Ответа на него я не получила, хотя, видит Бог, старалась. Ясно одно, что проработав всю жизнь, пенсионеры так и не дождутся светлого будущего, а при случае, государство не прочь на жалких грошах залатать свои нескончаемые дыры. Никогда нашим пенсионерам не отдыхать на лазурных берегах теплого моря, не любоваться экзотическими диковинками и не лакомиться заморскими изысками. Тут бы денег хватило на хлеб насущный, да на самое необходимое лекарство, как говорится, день простоять, да ночь пережить. При любом раскладе власть предержащие должны знать, что самыми уязвимыми слоями населения были и остаются наши пенсионеры.

Текст: Нурия Шагапова специально для Time.kg


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК