Кыргызские власти открыто признаются, что наркотики используются для дестабилизации политической ситуации в стране

Кыргызские власти открыто признаются, что наркотики используются для дестабилизации политической ситуации в стране. Такую версию власти впервые озвучили после «тюльпановой революции», когда сбежавший из страны президент Аскар Акаев, комментирую политические события в стране, неоднократно заявлял, что беспорядки спровоцированы на деньги наркомафии.
Второй раз это версия прозвучала уже в 2010 году, когда Кыргызстан пережил одну из самых черных страниц в своей современной истории — межэтнические столкновения на юге страны. Одной из версий был назван возможный передел сфер влияния в местном наркобизнесе. Во время саммита ОБСЕ в Астане (2011) президент переходного периода Роза Отунбаева откровенно призналась, что Кыргызстан не в состоянии самостоятельно противостоять экспансии международных наркомафий.
Глава ОДКБ Николай Бордюжа даже сделал сенсационное заявление о том, что один из членов семьи экс-президента КР Курманбека Бакиева причастен к транзиту наркотиков. Фактически прозвучало серьезное обвинение, что высокопоставленные лица из окружения президента причастны к наркомафии. С приходом к власти Бакиева в Кыргызстане был ликвидирован ряд государственных агентств, работающих с незаконным оборотом наркотиков.
Роза Отунбаева восстановило Государственное агентство по контролю наркотиков, которое было ликвидировано прежним президентом. ОДКБ в лице Николая Бордюжа приветствовало это решение кыргызских властей, пообещав, что помогут оснастить агентство всеми необходимыми современными спецсредствами и спецтехникой
На данный момент достигнуты определенные договоренности между Управлением ООН по наркотикам и преступности и правительством КР. В свое время расформированное агентство также было создано с помощью ООН, и тогда этот проект носил название «Ошский узел».
ООН выделит 3,4 миллиона долларов на укрепление государственной службы по контролю наркотиков в Кыргызстане. Проект будет реализовываться в период с апреля 2011 года по март 2013 года и в его рамках будет оказана помощь в виде поставок оборудования и подготовки кадров.
Другая новость: Государственный департамент США впервые внес в список международных наркобаронов представителя криминального мира Кыргызстана Камчы Кольбаева. Шум вокруг его ареста в Абу-Даби вызвал целый переполох в Бишкеке. Но через некоторое время его отпустили. Ряд оппозиционных СМИ сообщил, что к его освобождению причастны некоторые высокопоставленные политики.

Южный транзит
По оценкам экспертов, до 20 процентов всех наркотиков, выращиваемых в Афганистане, переправляются в Россию и Европу через территорию Кыргызстана. Существование такого активного транзита наркотиков в приграничной зоне, особенно в Ферганской долине, является предметом напряженности социального и этнического характера. Это в случае, когда в преступную цепочку входят представители одной из этнических общин.
Авторитетный эксперт Валентин Богатырев, руководитель аналитического консорциума «Перспектива», считает, что у главы государства есть все полномочия, чтобы решительно действовать в борьбе против наркомафии. Другой вопрос, нужно ли это президенту страны? Если, по мнению иностранных и местных экспертов, ряд депутатов и членов правительства имеют от прямых до косвенных отношений к незаконному обороту наркотиков.
Для усиления эффективности работы вновь работающее агентство намерено открыть филиал в самой отдаленной Баткенской области, которая находится на стыке границ трех стран, и граничит на юге с труднопроходимыми горными рядами, которые граничат с Таджикистаном.
Сегодня в штате всего 45 сотрудников, а протяженность государственной границы на юге страны составляет около тысячи километров, и большинство ее проходит по труднейшим горным тропам и ущельям, сложных для контроля. Самым сложным участком принято считать Баткенскую область, куда поступает самый большой поток наркотиков из Таджикистана. Дальше наркотики везут в Ош, оттуда в Бишкек и еще дальше.
При таких официальных данных на практике в еженедельных сводках милиции в основном фигурируют одинокие курьеры, которых милиция арестовала за 100 граммов марихуаны.
Ежегодно, по данным правоохранительных органов, только через Ошскую и Баткенскую область перевозится до 20 тысяч килограммов наркотических веществ. Большинство этих наркотиков перевозится в Россию или дальше в Европу. По данным российского ФСБ, на границе России и Казахстана перехватывается 30% наркотрафика. Как сообщает МВД КР, в 2010 году было изъято 10 тонн наркотиков.

Снижение объемов перехваченных наркотиков, по мнению властей, отрицательно сказывается на криминогенной ситуации в стране. Первые лица государства не скрывают, что наркодоллары становятся источником финансирования экстремистских организаций, дестабилизирующих политическую обстановку в Кыргызстане.
Одна из версий прошлогоднего межэтнического конфликта в Оше это передел сфер влияния в наркобизнесе после апрельских событий. Представители силовых структур открыто говорили, что наркомафия финансировала эти кровопролитные столкновения между двумя этническими общинами в Оше. После конфликта этот прибыльный нелегальный бизнес пережил очередной передел зон влияния.
В 2011 году наблюдается увеличение объемов ввозимых в Кыргызстан из Афганистана наркотиков. «Возрастает спрос на афганский гашиш. Например, за восемь месяцев 2010 года по всей стране было изъято 384 килограммов гашиша, а за 8 месяцев 2011 года — 505 килограммов. Также увеличилось количество изъятого афганского героина: в 2010 году изъято 129 килограммов героина, в 2011 — 238 килограммов», — сообщил Адилбек Ботобаев, начальник Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД КР.
Основная доля выявленных наркотиков приходится на МВД — 87 %, Государственная таможенная служба изъяла 0,3 %, Государственная служба по контролю за наркотиками изъяла 9,1 %, ГКНБ — 1,5 %, Госслужба исполнения наказаний — 1,1
Все наркотики афганского происхождения через соседний Таджикистан попадают в Кыргызстан, а именно в Чон-Алайский и Алайский районы Ошской области из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, либо в Баткенскую область и далее в Ош.
Кыргызстан в последние годы стал страной не только транзита, но и потребления. Средний возраст потребителей наркотиков — не старше 30 лет, а начинается с 14-15 лет. Самое опасное то, что среди молодежи растет потребление именно «тяжелых» наркотиков. И если раньше было небольшое потребление наркотиков растительного происхождения, то в последнее время идет рост потребления синтетических наркотиков.

Правительство Кыргызстана больше всего беспокоит не только рост потребления наркотиков внутри страны, но и активная вовлеченность наркомафии в политику. Силовые структуры все чаще говорят о том, что за дестабилизирующими факторами стоят преступные группировки, занимающиеся незаконной торговлей наркотических средств.
Скоро в стране президентские выборы и силовые структуры очень беспокоит возможная эскалация политической ситуации, провоцируемая наркомафией и международными экстремистскими организациями. Тем более, как уверяют эксперты, сейчас в этой сфере полный разлад из-за того, что преступные группировки разделились на мелкие из-за ликвидации более крупных группировок. Преступный мир переживает такой же хаос, что и политический.
Текст: Таир Мамиров журнал Оазис
Обсудим?
Смотрите также: