Самая немилитаристская страна

После прошлогодних трагических событий в Оше и Джалал-Абаде, которые принесли много бед людям, власти стали уделять армии особое внимание. Правда, пока это выражается в демонстративных визитах первых лиц государства в особые воинские части, оснащению которых действительно могут позавидовать соседние страны.
Во время последней президентской инспекции в одну из пограничных частей в Баткенской области на полигоне один из военнослужащих не смог справиться со своим оружием. Этот досадный случай наглядно демонстрирует сегодняшнее состояние кыргызской армии, с одной стороны, проявление непрофессионализма, а с другой стороны, отсутствие реальной государственной поддержки армии.

Кыргызская особенность
Кыргызстан — самая невоенизированная страна в Центральной Азии. Судите сами. По официальным данным, Кыргызстан имеет самые малочисленные Вооруженные силы — всего 15 тысяч человек, включая внутренние войска МВД (3600 человек) и Национальную гвардию (около 1500 человек). Правда, стоит уточнить, что это данные 2-3-х летней давности. Возможно, они поменялись в сторону увеличения, но, вряд ли стоит ожидать, что намного. Так что и сегодня Кыргызстан продолжается оставаться самой немилитаристской страной.
Странным в национальной армии является то, что она разделена по региональному признаку — на Северную и Южную группировки войск.
Северная группировка. Мотострелковая дивизия, отдельная мотострелковая бригада, зенитно-ракетный полк, прикрывающий столицу, и аэродром базирования авиаполка, два отдельных пулеметно-артиллерийских батальона, один пограничный отряд и пограничная комендатура.
Одной из особенностей Северной группировки является то, что в ее зоне находятся два иностранных военных объекта: Международный центр транзитных перевозок — бывшая военная база НАТО «Манас» (больше известная как американская военная база) и военно-воздушная база России в Канте.
Южная группировка. Горнострелковая бригада, отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, четыре пограничных отряда. Зона компетенции группировки — три южные области.
Кыргызская армия состоит из сухопутных войск, артиллерии и военной авиации, которая досталась ей от советского прошлого. Самую большую помощь в поставках военной техники и оружия, а также в ее обновлении Кыргызстан получает от России.

Как сообщают казахские и российские источники, военное финансирование на сегодня приравнивается к финансированию других министерств, что не позволяет Вооруженным силам Кыргызстана выполнять возложенные на них задачи. Военный бюджет остается на уровне порядка 460 миллионов сомов, а вопрос о приобретении военной техники, как и в прошлые годы, на сегодня остается открытым.
Критическая ситуация, сложившаяся в Вооруженных силах, вынудила Жогорку Кенеш принять закон «О военизированных населенных пунктах», в котором определяются статус городов и поселков, расположенных в приграничной зоне, права и обязанности граждан, проживающих там. В законе также определен перечень населенных пунктов, подпадающих под этот законодательный акт.
Согласно новому закону, в приграничных районах республики вводится особый режим проживания, специальная контрольно-пропускная система и обязательный порядок регистрации. Утверждены ограничения для приезжающих сюда граждан.
Жители особых территорий теперь вправе приобретать, хранить, носить при себе и использовать оружие в пределах, предусмотренных новым законом. Ополченцы будут получать за свою службу денежное вознаграждение.
На этот шаг власти пошли от отчаяния, чтобы хоть как-то решить проблемы приграничных районов. Особенно это касается южных регионов.
Эта инициатива, как ни странно, встретила понимание среди граждан и военных. Единственный вопрос, как это все будет осуществляться на практике?
Проблемой может стать еще и то, что любые начинания во время правления бывшего президента Бакиева сейчас встречают в штыки из политических соображений.

Будут ли свои рейнджеры на Ала-Тоо?
Разговоры про профессиональную армию не утихают последние несколько лет. Каждый раз все эти начинания упираются в железебетонное сопротивление армейских генералов. Сопротивляются и некоторые депутаты, которые пришли в парламент из силовых структур.
Один из главных аргументов — в подрастающем поколении нужно воспитывать патриотизм. Только вот воспитание какое-то малоубедительное, так как благодаря реформам в армии, теперь она в Кыргызстане реально стала рабоче-крестьянской: в ней служат только бедные слои населения. У ребят из благополучных семей появилась легальная возможность «откосить» через узаконенные каналы откупа, которые называются альтернативной службой.
Реформы эти начались еще при Исмаиле Исакове, который сейчас является депутатом социал-демократической фракции в парламенте.
В 2008 году было сказано, что в армии через несколько лет не будет прапорщиков, их заменят сержанты. По его словам, это связано с желанием сделать армию полупрофессиональной. Отчасти роль и функции прапорщиков возьмут на себя главные сержанты. Это звание уже вводится в армии Кыргызстана с лета 2007 года. Их обязанности уже разработаны.
Мирослав Ниязов, эксперт по военным вопросам, не скрывает своего пессимизма. По его словам, во-первых, бюджет не позволяет содержать профессиональную армию. Во-вторых, сегодня молодежь призывного возраста разъехалась на заработки, чтобы прокормить свои семьи. Профессиональная армия требует больших затрат, так что «пока не поднимем бюджет, говорить об этом рано».

Самое больное место — призыв
Срок службы в армии сокращен до одного года. По разным данным, ежегодно в армию призываются свыше 3 тысяч молодых людей, а на альтернативную службу — свыше 10 тысяч! Откупиться от перспективы тянуть военную лямку можно всего за 300 долларов.
Бывают курьезные случаи, если не сказать грустные. Когда в армию призывают старшеклассников. Особенно такая ситуация характерна для сельской местности. Такой случай был зафиксирован в Аксыйском районе, где, по данным Лиги защиты прав ребенка, были призваны 4 старшеклассника, не достигших 18-летнего возраста. До них призвали еще троих.
«В связи с низким уровнем престижа Вооруженных сил Кыргызстана личный состав сформирован за счет сельской молодежи кыргызской национальности, и частично русской — за счет русскоязычного населения на севере страны. Большинство личного состава имеет среднее образование», — говорится в одном из военных обзоров казахских экспертов.
Национальный состав — самое больное место армии. Подавляющее большинство военнослужащих этнические кыргызы. Этот фактор стал объектом резкой критики иностранных экспертов и местных правозащитников, когда анализировали причины трагических событий прошлого года в Оше и Джалал-Абаде. Есть мнение, что однородный национальный состав армии отрицательно сказался на доверии населения этих областей, в частности этнических узбеков, к армии.
Текст: Артур Орунбек. Журнал Оазис
Обсудим?
Смотрите также: