Стратегический подход к международному регулированию химических веществ

стал основной темой семинара, который состоялся 23 -24 апреля 2013г в Бишкеке при поддержке Учебного и научно-исследовательского института ООН (UNITAR), UNDP и Посольства Швейцарии в КР.
В нем приняли участие Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при ПКР, Центр госрегулирования охраны окружающей среды и экобезопасности, Департамент по химизации и средствам защиты растений, ЮНИТАР, ПРООН/ГЭФ, независимые эксперты, а также неправительственные организации ОО «Экологическая экспертиза», ОО «Экоис» и «БИОМ». Активная работа этих НПО по СПМРХВ способствовала повышению внимания правительств к проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды токсическими веществами. Например, в результате этого созданы комиссии по вопросам химической безопасности.

Как сказал Jonathan Krueger, менеджер программы по химическим веществам и отходам ЮНИТАР, СПМРХ является руководящей базой, нацеленной на содействие обеспечению химической безопасности в мире. Сегодня химическое производство - одно из самых глобализированных секторов мировой экономики, а рациональное химическое регулирование - один из приоритетов на пути к Устойчивому Развитию. В ответ на рекомендацию, принятую Межправительственным Форумом по химической безопасности (1994 г.) в отношении Национальных Профилей, в 1995 году ЮНИТАР начал осуществление программы, направленной на помощь странам в подготовке Национальных Профилей с целью оценки их инфраструктуры для выявления пробелов в системе управления обращением химических веществ.

В рамках программы ЮНИТАР осуществлялась подготовка Профиля и в Кыргызстане на основании подписанного в 2008 году Меморандума о соглашении между ГАООСЛХ и ЮНИТАР. Обновленный Национальный профиль по регулированию химических веществ в КР подготовлен при финансовой помощи трастового фонда Программы быстрого старта для СПМРХВ.
Содержание Обновленного Химического профиля по регулированию химических веществ в Кыргызской Республике содержит данные, касающиеся производства и поставок химических веществ (ХВ), законодательства в области управления ХВ, функций государственных учреждений, осуществляющих управление ХВ, деятельности промышленности, межотраслевых комиссий, общественных организаций, доступа и использования информации, осведомленности и понимания проблем рабочими и общественностью в области обращения с химическими веществами, наличия доступных и необходимых ресурсов для управления ХВ, международных связей по вопросам обращения химических веществ.

Как сказала национальный эксперт И. Горшкова, данная разработка Химического профиля позволила сделать определенные выводы в области управления химическими веществами в КР:
• Не разработан единый базовый закон о химических веществах;
• Отсутствует комплексность подхода в области управления химическими веществами;
• Отсутствуют механизмы взаимодействия между ведомствами, занимающиеся вопросами управления химическими веществами;
• Отсутствует система государственной статистической отчетности по химическим веществам;
• Существующая система регулирующих механизмов (таможенный контроль, регистрация, лицензирование) не достаточно эффективно предотвращает поступление в оборот и использование опасных химических веществ;
• Недостаточно развита Национальная система мониторинга состояния окружающей среды;
• Не разработаны в республике санитарные нормативы накопления отдельных химических веществ в окружающей среде.

В связи с нерешенными проблемами экспертами были выдвинуты следующие рекомендации:
1. Сформировать межведомственную комиссию для координация деятельности министерств и ведомств в обеспечении безопасного использования химических веществ на всех этапах их жизненного цикла;
2. Разработать критерии приоритетности химических веществ и получение необходимого объема информации о них в зависимости от свойств;
3. Разработать базовый закон о химических веществах;
4. Сформировать базы данных по используемым в республике химическим веществам;
5.Разработать систему госстатотчетности по химическим веществам;
6.Модернизировать и усовершенствовать сеть мониторинга в соответствии с международными принципами и лучшими практиками;
7. Расширить международное сотрудничество для привлечения технической и финансовой помощи с целью разработки национального плана осуществления Стратегического подхода к международному регулированию химическими веществами в КР.

По словам директора ГАООСЛХ С.Атаджанова, хотя в Кыргызстане и было инициировано большое количество программ и проектов, выполняемых на уровне государства, однако результаты в области обеспечения химической безопасности остаются неудовлетворительными. Причина кроется в несогласованности работы государственных структур, в их нежелании делиться информацией, в дублировании многих действий, не обеспечивающих прогресс в решении проблем.
На семинаре были презентованы обзоры ситуации в сфере обращения ХВ в КР и возможностей применения лучших международных практик в области управления ХВ в КР. Они были подготовлены в рамках реализации проекта «Партнерская инициатива КР, ПРООН и ЮНЕП в области интеграции надлежащего управления ХВ в планы и процессы развития».

Снизить опасное влияние химических загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека можно путем предоставления качественной и доступной информации о них. Цель семинара - повышение информированности о реализации Стратегического Подхода к Международному Регулированию Химических Веществ (СПМРХВ) в Кыргызстане и конкретных мер, которые предпринимаются государственными структурами, международными организациями и гражданским обществом по реализации Глобальной Информационной Кампании по Стратегическому Подходу.
Текст : Ирина Байрамукова специально для www.time.kg
Обсудим?
Смотрите также: