Наука в Кыргызстане не в чести

Наука в Кыргызстане не в чести. Об этом сегодня заявил президент Национальной академии наук Абдыганы Эркебаев. По его словам, за 20 лет научное оборудование, аппаратура в Академии не обновлялись. Сегодня академия наук испытывает большие проблемы.
“О том, что реформа в академии наук нужна, вряд ли поспоришь. К примеру, наукой в Америке занимаются сегодня 155 нобелевских лауреатов, в Евросоюзе- 44, в России- два. В отечественных научных кругах о нобелевских лауреатах мечтают, но в осуществление мечты не верят. Пока ученых заботит: как вообще сохранить саму академию?”

В институте химии на специальном аппарате проводят, пожалуй, самые громкие эксперименты. Здесь изучают нанотехнологии, которые помогают сохранять и экономить электроэнергию. Таких разработок у доктора химических наук сотни. Только вот реализовывать их некому.
“Есть даже разработка- теплый кирпич. Я обращалась к чиновникам, к бизнесменам помочь. Если реализуем новшество, можем сами производить теплые кирпичи”, - говорит доктор химических наук Сулайманкулова.
Есть старая академическая шутка- на один вопрос имеется два мнения, а у академика- три. Так вот, третье мнение как раз в том, на какие деньги эти исследования внедрять. Годовой бюджет академии наук 248 миллионов сомов. Из них 197 миллионов уходят на зарплату, а оставшаяся часть на оплату коммунальных услуг. На исследования и разработки денег нет и не предусмотрено.

“На приобретение оборудования или техники не выделяется ни тыйына. И никогда они не обновлялись”, - говорит президент Национальной академии наук Абдыганы Эркебаев.
Поэтому ученые не возражают против оздоровления Академии, в которой после Советского Союза прошла весьма болезненная реформа. Главная - это масштабное сокращение бюджетных ставок. Из четырех тысяч сотрудников академии осталось тысяча восемьсот. Но зарплаты от этого больше не стало. Ученые получают 10 тысяч сомов в месяц, а аспиранты стипендию в 500 сомов.
Абдыганы Эркебаев делится с журналистами положением дел в академии. Радуется тому, что есть люди прошлого поколения, заслуженные, много знающие, способные передать опыт, только вот нет тех, кто этот опыт может перенять: “Молодые ушли в бизнес. Есть несколько аспирантов, которые получают 500 сомов. Отсутствие молодежи в науке я называю утечкой мозгов.”
Как остановить утечку мозгов? Создание условий для научной работы - универсальный ответ на вопрос. И тогда вернутся уехавшие и может быть удержим тех, кто уже ищет себе теплое местечко в других странах.

"Оборудование для проведения работ, зарплата не меньше 15 тысяч сомов. Было бы неплохо, если бы было служебное жилье".
Небольшие, но все же деньги государство готово дать в обмен на инновации. Главное - суметь выдвинуть такие перспективные проекты, в которых мы можем догнать, не догоняя, а перегоняя. Они уже есть, говорят в академии наук. У государства ученые пока просят самую малость: выслушать и посмотреть на то, чем занимаются люди науки. И тогда стране не придется импортировать те же теплые кирпичи или краски, лекарства или семена новых культур.

Молодой аспирант Арзыбек Махмадов в будущее отечественной науки все же верит. Иначе не проталкивал бы свои идеи. На молодых - и надежда, говорят в академии. Впрочем, ученые заглядывать так далеко в своей жизни не любят.
Текст: Назира Ахмедова, Алтынхан Бабаев, ОПК
Обсудим?
Смотрите также: