По его словам, концепция рецидива была отменена в 2019 году с новой редакцией Уголовного кодекса, однако это решение не оправдало себя и не дало ожидаемых результатов. В текущей ситуации рецидивисты могут рассчитывать на пробацию и условно-досрочное освобождение, что ставит их на один уровень с теми, кто совершает преступления впервые.
Аширходжаев отметил, что новый законопроект вводит ряд мер для повышения ответственности за рецидив:
- Ужесточается ответственность за преступления, совершенные при рецидиве. Наказание не может быть ниже половины, а за опасный рецидив — не менее двух третей, при особо опасном — не менее трех четвертей максимального срока наказания.
- Не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если преступление было совершено в составе организованной группы при опасном или особо опасном рецидиве.
- Рецидив считается отягчающим обстоятельством.
- Пробационный надзор не применяется к рецидивистам, осужденным за опасные преступления.
- Условно-досрочное освобождение не применяется к осужденным за рецидив.
- Для ряда преступлений, связанных с организованной преступностью, вводится дополнительный квалифицирующий признак, если они совершены при опасном или особо опасном рецидиве, что предполагает более строгие меры ответственности.
Бекешев поинтересовался, какая норма вносится в статью 18 Уголовного кодекса.Аширходжаев процитировал: "Не является преступлением действие или бездействие, которое формально подпадает под признаки деяния, предусмотренного этим Кодексом, но не представляет общественной опасности из-за своей малозначительности, а также действия, совершенные с целью защиты суверенитета, национальной и информационной безопасности".
"Вы действительно считаете это правильным?" - уточнил Бекешев.
Замминистра ответил, что именно поэтому вводится данная норма.Бекешев призвал коллег отклонить этот "противонародный" законопроект. Он подчеркнул, что если внимательно изучить поправки, можно увидеть, что Уголовный кодекс ставится выше Конституции, и должностные лица смогут оправдывать преступления под предлогом обеспечения безопасности.
Он заявил: "Мы предоставляем иммунитет для преступлений! Как комитет мог пропустить такой законопроект?! Конституция важнее кодексов!" Бекешев также отметил, что действия в целях безопасности не должны считаться преступлением, подчеркивая, что это касается всех граждан.
Тем не менее, замминистра уверил, что проект соответствует Конституции, так как состав преступления определяется именно Уголовным кодексом.
Заместитель председателя комитета по судебно-правовым вопросам Суйунбек Омурзаков добавил, что в решении комитета указано на необходимость исключить пункт 2 статьи 18 из законопроекта.
Бекешев подчеркнул, что он указал лишь на одну из норм, добавив, что проект включает и другие положения, касающиеся налогообложения, которые могут негативно сказаться на бизнесе. "Не следует позволять правоохранительным органам легализовывать свои преступления", - заключил он.
Эльвира Сурабалдиева также спросила, будет ли исключена статья, упомянутая Бекешевым. Аширходжаев подтвердил, что это действительно будет сделано, и что также рассматривается исключение статьи 50.