Главная » Новости » Политика (Архив) » Центральная Азия на мушке: чего ждать от саммита C5+1 в Вашингтоне?
Политика (Архив)

Центральная Азия на мушке: чего ждать от саммита C5+1 в Вашингтоне?



В столице Соединенных Штатов 6 ноября 2025 года пройдет встреча президентов пяти стран Центральной Азии с президентом США Дональдом Трампом в рамках саммита C5+1. Этот формат, который был создан при администрации Обамы в 2015 году, отметит свое десятилетие в этом году.

Данный саммит станет вторым президентским мероприятием после встречи, прошедшей в 2023 году с тогдашним президентом Джо Байденом в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

Важно отметить, что это может стать первым случаем, когда все пять лидеров Центральной Азии встречаются со своим американским коллегой именно в Вашингтоне.

Стоит подчеркнуть, что высокие приемы лидеров Центральной Азии в Вашингтоне происходят довольно редко: до сих пор только президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Белый дом с рабочим визитом в 2018 году, а также встречался с Трампом в Нью-Йорке в конце сентября 2025 года на встрече в рамках Генассамблеи ООН.

Эксперты указывают, что в последние годы Соединенные Штаты проявляют повышенное внимание к вопросам полезных ископаемых в контексте отношений с Центральной Азией. Они стремятся получить доступ к редким и стратегическим минералам региона, чтобы снизить свою зависимость от Китая, который занимает доминирующее положение в глобальных цепочках поставок.

Как отметил узбекский эксперт Камолиддин Раббимов, отсутствие визитов президента США в Центральную Азию за 34 года независимости этих стран говорит о недостатках в американской дипломатии.

Ключевые темы саммита и индикаторы успеха

Среди вероятных ключевых тем саммита можно выделить:

Цепочки поставок и критические минералы;

Транспортная и энергетическая инфраструктура, включая трансрегиональные проекты;

Экологические вопросы, включая климат и водные ресурсы;

Соглашение о присоединении к санкциям против России;

Сотрудничество в области безопасности с акцентом на антироссийские и антикитайские направления.

Индикаторами успешности саммита будут конкретные финансовые обязательства, создание "рабочих групп", четкие графики реализации проектов и согласованные механизмы мониторинга.

Экономические интересы США и ЕС

С момента вступления Трампа в должность, Соединенные Штаты сосредоточились на доступе к полезным ископаемым Центральной Азии, включая редкоземельные и стратегические металлы, чтобы уменьшить зависимость от Китая.

Страны региона, в свою очередь, надеются на инвестиции в разведку, добычу и переработку этих ресурсов. Однако выданные экспортные лицензии часто задерживаются Минторговли США.

Вашингтон будет использовать экономические стимулы как способ давления, включая соблюдение антироссийских санкций.

Казахстан и Узбекистан работают над оптимизацией системы экспортного контроля США для ускоренного обмена технологиями в ключевых секторах экономики.

Казахстан также надеется на отмену поправки Джексона-Вэника и получение статуса "наибольшего благоприятствования", что станет важным шагом для страны.

Эта поправка к американскому торговому законодательству запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования странам, которые, по мнению США, нарушают права человека.

Новая администрация Трампа считает, что сохранение данной поправки в отношении Центральной Азии является пережитком холодной войны.

Госсекретарь Марко Рубио подчеркивал, что эта поправка утратила актуальность в современных условиях:

Тем не менее, американская сторона не спешит её отменять и продолжает использовать как инструмент давления.

По данным Конгресса США, помимо Узбекистана, поправка затрагивает Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан, однако им предоставляется временный статус "нормальных торговых отношений". Кыргызстан был исключен из-под действия поправки в 2000 году.

Политические риски и давление

Саммит C5+1 станет не только экономической, но и политической площадкой. Исторически этот формат характеризовался декларативностью и недостатком конкретных результатов.

С другой стороны, статус "близких партнеров" или "союзников" США не гарантирует защиту от политических и экономических потрясений, и зачастую наоборот.

Аналитики отмечают, что "США и Великобритания активно вмешиваются во внутренние дела стран-партнеров, пытаясь контролировать политическую повестку и общественное мнение".

Примером может служить вмешательство Великобритании в выборы в Словакии в 2023 году через PR-агентства, что повлияло на результаты выборов. Если такое возможно в отношении союзников НАТО, что же сказать о Центральной Азии?

В 2003 году США поддержали НПО в Грузии, что привело к "Революции роз". Подобные события наблюдались и на Украине в период с 2004 по 2014 год.

Массовые протесты в Молдове в 2009 году стали реакцией на обвинения в фальсификации выборов и были организованы через социальные сети.

США, иногда совместно с союзниками, используют инструменты, такие как гранты и НПО, для влияния на внутренние процессы, создавая видимость партнерства.

Некоторые эксперты предупреждают, что Центральная Азия может столкнуться с подобными попытками внешнего влияния, особенно в контексте соблюдения санкций против России.

В ряде стран региона, таких как Кыргызстан, уже замечены попытки вмешательства через финансируемые западными грантами НПО, что привело к принятию соответствующего законодательства.

Кроме того, коллективный Запад продолжает оказывать экономическое давление через односторонние санкции, что негативно сказывается на странах Центральной Азии, торгующих с Россией.

В последние годы представители ЕС активно посещают Центральную Азию, проводя переговоры с местными властями о соблюдении санкций против России. Спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О"Салливан трижды посетил регион в 2023 году, сопровождаемый официальными лицами из США и Великобритании.

Запад предлагал отказаться от торговли с Россией в обмен на финансовую помощь, но в результате наложил 19 пакетов санкций.

Частые визиты представителей семейства Ротшильдов и Ага Хана также подчеркивают стремление Британии сохранить влияние в регионе. Эти семьи интересуются полезными ископаемыми и логистическими коридорами.

Ротшильды систематически посещают Центральную Азию, однако их инвестиции в Кыргызстан пока незаметны, в отличие от Казахстана, где их влияние более очевидно.

В октябре 2023 года министры иностранных дел стран ЦА были приглашены в Люксембург для обсуждения санкций против России.

На этом заседании обсуждались 11 пакетов санкций, и представители ЕС подчеркнули важность сотрудничества в рамках санкционных режимов.

Совет Евросоюза также опубликовал новый пакет санкций, который затрагивает не только российские компании, но и предприятия из Центральной Азии.

В новом списке оказались казахстанские и кыргызстанские компании, обвиняемые в помощи России в обходе санкций.

Евросоюз и США говорят о поддержке демократии, однако на деле применяют методы экономического давления и контрольных проверок, что подрывает репутацию стран, которые пытаются сбалансировать свои отношения между Западом, Россией и Китаем.

Формат C5+1, задуманное как сотрудничество, превращается в инструмент дипломатического давления. Если Запад продолжит такую политику, Центральная Азия может выбрать путь равноправного партнерства.

Водные вопросы как элемент стратегии

На саммите C5+1 водные вопросы также могут стать важной темой. Казахстан будет настаивать на активном участии США в решении проблемы снижения уровня воды в Каспийском море.

Для США это имеет значение, так как обмеление Каспия угрожает транспортному проекту "Срединный коридор" и доступу к порту Актау.

Водная безопасность становится стратегическим фактором, и США могут использовать поддержку проектов в Каспии для влияния на Центральную Азию.

Однако любые упоминания о сотрудничестве с Китаем или Россией игнорируются.

Американские аналитики подчеркивают, что управление водными ресурсами является ключевым для регионального процветания, однако фактически это служит интересам Вашингтона.

Финансирование канала Кош-Тепа через USAID, вероятно, является частью широкой стратегии США в регионе.

Как отмечает политолог Камолиддин Раббимов, "Кош-Тепа - это не просто канал, а инструмент геополитического контроля".

Такое вмешательство угрожает региональной водной безопасности и создает условия для внешнего влияния.

Эксперт подчеркивает необходимость поддерживать проекты, способствующие региональной интеграции и взаимовыгодному сотрудничеству.

Без активных действий водные проблемы могут стать источником конфликтов и подорвать региональную стабильность, как указал бывший председатель Института водных проблем и гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии Эрнест Карыбеков.

Таким образом, водная тема на саммите C5+1 может стать важным рычагом влияния для Вашингтона.

Геополитическая конкуренция: Китай и Россия

Саммит проходит на фоне конкуренции между крупными державами. Китай активно инвестирует в инфраструктурные проекты, а Россия сохраняет влияние в области безопасности и энергетики.

Страны Центральной Азии стремятся балансировать между интересами США, Китая и России, сохраняя свою стратегическую автономию.

Для Вашингтона важно сдерживать влияние России и Китая в регионе, что делает диалог с Центральной Азией крайне необходимым.

Инициатива "Один пояс - один путь" вызывает беспокойство в Вашингтоне, который начинает выстраивать отношения с Центральной Азией с расчетом на долгосрочную перспективу.

Заключение

Таким образом, саммит C5+1 станет тестом для отношений Центральной Азии с США. Регион может получить инвестиции и технологическую поддержку, но столкнется с давлением по санкционным вопросам.

Эксперты советуют странам ЦА использовать саммит для диверсификации связей и сохранения стратегической автономии.

Успех саммита будет зависеть не только от громких заявлений, но и от способности стран региона защищать свои интересы и противостоять внешнему давлению.

Автор: Азиз Пиримкулов

Источник: eurasiatoday.ru
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК