Как в Южной Корее был сорван авантюрный военный переворот
Диктатор на шесть часов. Именно так теперь можно называть пока еще действующего президента Южной Кореи Юн Сок Еля. Который попытался вернуть страну на 40 лет назад, в период военной диктатуры – и проиграл. Как и почему это произошло и какими будут последствия?
Юн Сок Ель, избранный в 2022 году с минимальным (менее процента) отрывом от конкурента, оказался не очень удачным президентом. При нем в стране начались очередные экономические проблемы, а парламент находился под контролем оппозиции – она контролировала 192 места из 300.
В итоге депутаты отказались принимать президентский проект бюджета, а также пытались лишить полномочий важных и нужных президенту лиц – в частности, руководство прокуратуры, при помощи которого Юн Сок Ель надеялся пересажать своих политических оппонентов. Наконец, обсуждался и вариант импичмента самому президенту – в том числе и за то, что его жена получала дорогие подарки (в Южной Корее это весьма серьезный проступок).
Защититься президент не мог. Опереться на население тоже – его рейтинги колебались в районе 10-20%.
В этой ситуации Юн Сок Ель должен был просто досидеть свой срок как «хромая утка» и уйти – как это сейчас предстоит президенту Франции Эммануэлю Макрону. Ну или подать в отставку и объявить досрочные выборы. Однако он решил узурпировать власть.
Поздно вечером 3 декабря под предлогом наличия в стране «антидемократических сил» и «угрозы со стороны КНДР» он объявил в стране военное положение. Деятельность политических партий, а также ряд прав и свобод граждан (например, забастовки) были запрещены. Президент в обращении заявил о необходимости «уничтожить просеверокорейские силы и защитить конституционный демократический порядок».
И это не был сиюминутный порыв. Ряд южнокорейских депутатов отмечали, что последние несколько месяцев несколько ключевых военных должностей (связанных с обороной, контрразведкой и информационным противодействием КНДР) были заняты лицами, окончившими ту же среднюю школу, что и президент Юн Сок Ель. То есть он явно и давно готовился к подобному повороту.
Казалось бы, авантюра и глупость. Но здесь нужно понимать специфику Южной Кореи. Родовым пятном страны является теснейшая интеграция политических и деловых элит – своего рода проклятье чеболей.
Больших экономических концернов с политическими преференциями, в свое время поднявших южнокорейскую экономику, но сейчас обеспечивающих высочайший уровень коррупции во власти. Поэтому вариант «уйти в отставку и спокойно пожить на пенсии» и даже «уйти по истечении срока полномочий на пенсию» с южнокорейскими президентами не всегда проходит. Ряд руководителей южнокорейского государства после истечения своих сроков были осуждены за коррупцию, одна (Пак Кын Хе) получила импичмент и срок за коррупцию, а еще один – Но Му Хен, не дожидаясь приговора за коррупцию, покончил жизнь самоубийством.
Поэтому неудивительно, что Юн Сок Ель, выбирая между гарантированной тюрьмой и возможным спасением власти через госпереворот, выбрал второй вариант. Видимо, он надеялся на то, что народ смирится – демократия не успела пустить в стране глубокие корни. Она существует лишь с 1988 года – а до этого страной правили военные диктаторы. Да, никто из них в итоге не закончил хорошо (кого-то свергали, кого-то убивали, кого-то отдавали под суд), но это была уже проблема завтрашнего дня.
Надеялся Юн Сок Ель и на то, что западные партнеры с переворотом смирятся – на фоне усиления возможностей КНДР и будущего американо-китайского конфликта Вашингтону нужна сильная и стабильная Корея. И неважно, под чьим управлением.
Однако эти расчеты не сбылись. Во-первых, у оппозиции был инструмент для сопротивления – отменить введенный президентом режим чрезвычайного военного положения мог парламент. Для этого нужно было лишь проголосовать простым большинством. И оппозиция сразу выразила намерение этим инструментом воспользоваться.
Президент Юн попытался им помешать. Подчиняясь его указаниям, южнокорейская армия окружила парламент, попытавшись блокировать его работу. Но – и это во-вторых – население вышло на улицы для защиты депутатов. Они попытались заблокировать военных в то время, как депутаты со своими помощниками всяким возможным образом – через окна, заборы и даже на карачках между ног полицейских – пытались прорваться в сессионный зал.
И вот тут наступило в-третьих – армия, по сути, сделала выбор. Она не стала расстреливать демонстрантов, устраивать массовые аресты и охоту за депутатами. Не стала применять силу даже в ситуации, когда у солдат протестующие пытались вырывать винтовки. Солдаты и офицеры отказались проливать кровь и зарабатывать себе на приговор. Армия ограничилась формальным выполнением легитимного (а президент имел право вводить режим ЧС) указа главы государства.
При таком раскладе Юн Сок Ель был обречен. К часу ночи по местному времени 190 депутатов все-таки оказались в зале и единогласно проголосовали за отмену военного положения. «Мы будем защищать демократию вместе с народом», – заявил спикер парламента У Вон Сик. И в 4.30 утра президент этому решению подчинился.
Сейчас в Южной Корее начинается разбор полетов. Армию (за исключением каких-то генералов) скорее всего не тронут. У Вон Сик отметил «зрелость наших военных». США самоустранились – они выразили «серьезную обеспокоенность» происходящим, а представители администрации Байдена уверяли, что Юн Сок Ель не согласовывал с ними решение о введении режима ЧС.
Самого же президента поставили перед выбором: либо он добровольно уходит в отставку, либо получает импичмент. Для импичмента нужно 2/3 голосов в парламенте, то есть 200 голосов, а у оппозиции лишь 192. Однако к требованию отставки или импичмента присоединилась часть пропрезидентской партии «Сила народа». Ее лидер Хан Дон Хун потребовал отставки всего кабмина, а также выразил желание исключить президента Юна из стройных партийных рядов.
И, по всей видимости, исключат. Сбросят, как балласт. И самое громкое, что останется в истории от действующего президента Южной Кореи – его неудачная шестичасовая попытка стать военным диктатором.
Читайте также:
ENCOUNTER: "2 мая улица хромая"
На майских праздниках начинающих участник проекта " Энкаунтер " Александр Семёнов из...
Обращение Президента Кыргызской Республики Отунбаевой Р.И. (выступление в Жогорку Кенеше)
Обращение Президента Кыргызской Республики Отунбаевой Р.И. (выступление в Жогорку Кенеше)...
Почему митингуют в Кыргызстане?
Институт общественной политики обратился к экспертам с вопросом о том, что является движущей силой...
Соблюдение прав и свобод человека
8 декабря, в Отеле «Орион» (г. Бишкек) Акыйкатчы Кубат Оторбаев провел пресс-конференцию на тему...
Аждар Куртов: В ряде случаев США препятствуют России очень неконструктивно
Интервью с главным редактором журнала Российского Института Стратегических Исследований «Проблемы...
Полиция Петербурга задержала более 300 человек на митинге против коррупции
Петербургские правоохранители задержали более 300 человек на митинге против коррупции, проходившем...
В Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» будут внесены изменения
В Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному...
Еще раз о французском почти Бофайтере
Недавно наткнулся на статью четырехлетней давности «Боевые самолеты. Почти французский...
Российский ядерный арсенал в 2025 году
В журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» в колонке «Ядерный блокнот» вышел очередной ежегодный...
Подготовка к поливному сезону идет полным ходом
15 марта Служба водных ресурсов при МСХ КР организовала пресс-тур по объектам ирригации для СМИ....
Выборы в ЖК как обнажение накопившихся проблем политической системы КР
С момента независимости Кыргызстан провел множество парламентских выборов, среди которых выборы...
Ракетно-ядерный потенциал Китая в 2025 году
Модернизация стратегического и нестратегического ядерного арсенала Китая в последние годы проходит...
Хлодвиг I. Король франков
Хлодвиг I (Chlodwig) (466–511). Ставший королем (rex) салических франков в 15 лет, из династии...
Югославия между Мировыми войнами
Королевство Югославия, образованное в 1918 году как Королевство сербов, хорватов и словенцев,...
Пять предвыборных рисков для Кыргызстана
Экспертное сообщество республики определило основные риски, которые ждут страну при проведении...
Концерт на Дворцовой площади 28 мая 2017, кто выступает днем и вечером
на и площади 2017, днем Концерт кто вечером 28 мая Дворцовой выступаеткто вечером и днем площади...
Исхак Масалиев: У отдельных политиков присутствует вечное желание прослыть реформатором!
Интервью с известным общественным деятелем Исхаком Масалиевым — Исхак Абсаматович, в отношении вас...
Месарош Владислав Фердинандович
Революционный скульптор Месарош Владислав Фердинандович (Ласло) – венгерский скульптор,...
В преддверии выборов президента лидеры различных политических партий намерены провести общенациональный курултай.
В преддверии осенних выборов президента страны лидеры различных политических партий и...
Парк секс-скульптур в Южной Корее! Не для впечатлительных.
До 18 лет в парк не пускают. И вы до 18 лет под кат не заходите. Находится этот парк на острове...
Футбольный турнир между командами политических партий
28 мая в спортивном комплексе «Дордой» состоялся I футбольный турнир между молодежными крыльями...
Гейдар Джемаль: Вокруг Киргизии, как и вокруг Центральной Азии в целом, складывается довольно жесткий набор мотиваций со стороны внешних игроков
С историческим обретением суверенитета перед Кыргызстаном стояло много испытаний, и ещё больше,...
Китай проиграл США важную битву за Филиппины
Фото из открытых источников Арест бывшего президента Филиппин Родриго Дутерте, который называл...
Родриго Дутерте: полагаться в мире можно только на слово России и Китая
В понедельник вечером президент Филиппин Родриго Дутерте прибывает с визитом в Москву. Накануне...