Кара-Кече работает на максимуме, но угля все равно мало: мнение эксперта

Дуйшенбек Камчыбеков, председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана, высказал свою точку зрения относительно временной нехватки угля, которая наблюдается в этом отопительном сезоне, несмотря на рост объемов добычи.
Он отметил, что в Кыргызстане объемы добычи угля постоянно увеличиваются. Например, если в 2020 году было добыто 2,7 миллиона тонн, то в 2024 году этот показатель вырос до 4,4 миллиона тонн, что составляет 60% прироста. Тем не менее, даже такой рост не смог предотвратить дефицит угля с началом холодов.
Причины нехватки угля
1. Позднее начало подготовки к зимнему сезону
Многие граждане начинают закупать уголь только по мере наступления холодов. Сентябрь и октябрь 2025 года оказались аномально теплыми, что привело к резкому увеличению спроса с приходом морозов, что создало дополнительную нагрузку на логистику и поставщиков.
2. Увеличение спроса из-за опасений касательно энергоограничений
После слухов о возможных ограничениях на подачу электроэнергии, граждане начали активно закупать уголь, что также способствовало росту спроса.
3. Популярность угля Кара-Кече в южных регионах
В последние годы уголь из Кара-Кече стал особенно востребован в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях.
Основная часть угля поступает к перекупщикам и затем отправляется в южные регионы, где спрос на него достиг рекордных уровней за последние годы.
В результате, объем угля, который раньше использовался для обеспечения Бишкека и Чуйской, Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областей, значительно сократился.
4. Увеличенный экспорт угля из южных регионов
Нарынская область производит половину всего угля в стране, остальная часть добывается в южных регионах. Тем не менее, покупатели из Узбекистана и Таджикистана готовы платить больше, что приводит к значительному экспорту угля.
В 2024 году экспорт составил 1,7 миллиона тонн, что составляет 78% от всей добычи юга и 38% от общего объема угля в Кыргызстане.
Если бы уголь из южных регионов в первую очередь поступал внутренним потребителям, дефицита в северных областях можно было бы избежать.
5. Ценовые факторы и влияние перекупщиков
Цены на уголь в южных областях традиционно выше. В условиях растущего спроса перекупщики начали предлагать водителям и посредникам более высокие закупочные цены, что привело к значительному потоку угля на юг и росту цен на уголь, продаваемый частными перевозчиками в северных регионах.
6. Принятые меры для стабилизации ситуации
Государственные органы и ОАО "Кыргызкомур" предприняли ряд действий для улучшения ситуации:
введены ограничения на продажу угля частным водителям и предпринимателям на Кара-Кече;загружается уголь только на транспорт, направляющийся на официальные топливные базы с установленной фиксированной ценой, а также на машины, направленные местными властями;в Жумгальском районе организованы пункты контроля грузового транспорта для предотвращения перегрузки и разрушения дорог;согласно постановлению правительства, экспорт угля автотранспортом разрешен только через "Кыргызкомур";с октября 2025 года ограничен экспорт угля марок БК и БР;совместно с местными властями создаются топливные базы, распределяется грузовой транспорт и контролируется снабжение углем населения.
Добыча на Кара-Кече увеличивается, но спрос растет быстрее
ОАО "Кыргызкомур" активно увеличивает объемы добычи. Например, на разрезе Кара-Кече:
в 2020 году было добыто 213 тысяч тонн;в 2024 году - 1,5 миллиона тонн, что более чем в 7 раз превышает предыдущий уровень.
С 1 января по сегодняшний день 2025 года реализовано 1,0 миллиона тонн угля для населения, социальных учреждений и Бишкекской ТЭЦ.
На месторождении работает 615 человек в режиме двухсменного графика, круглосуточно. В эксплуатации находится около 250 единиц техники. Каждый день загружается 350–450 машин, то есть каждые три минуты уходит одна машина. Таким образом, Кара-Кече функционирует на полную мощность, как заявил эксперт.
Читайте также:
