Прошло ровно десять лет с «мюнхенской речи» Путина
Сегодня исполнилось ровно десять лет с момента выступления президента РФ Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Путин стал первым за 55 лет российским лидером, выступившем на этом ежегодном мероприятии.
«Мюнхенская речь» Путина была посвящена однополярности современной мировой политики. Глава государства также коснулся своего видения места и роли России в современном мире с учетом нынешних реалий и угроз, отметив, что не намерен мириться с текущим статусом страны как одного из аутсайдеров мировой политики.
Озвученные Путиным намерения превратить Россию в один из полюсов мировой политики, как отмечали политологи, не соответствовали месту, которое Россия занимает в мировой экономике.
На Западе в связи с этим пришли к выводу, что Путин будет пытаться получить ведущую роль России на мировой арене силовыми методами, что в странах Запада и в особенности в США восприняли как началом нового витка холодной войны.
В американских политических кругах отмечали, что в речи Путина имели место «агрессивные высказывания, которые кто-либо из российских лидеров делал со времен холодной войны».
Среди ключевых тезисов «мюнхенской речи» Путина выделяются:
«Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».
«Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам».
«Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН».
«Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся менять эту традицию и сегодня».
Сенатор США Джон Маккейн посчитал многие тезисы Путина агрессивными, а некоторые замечания — «граничащими с паранойей». Сенатор Линдси Грэхам заметил: «Своей единственной речью он сделал больше для объединения США и Европы, чем мы сами смогли бы сделать за десятилетие».
Речь Путина обсуждали все мировые СМИ. Financial Times в своей статье писала, что Путин «просто почувствовал себя Даниилом в яме со львами, где можно не думать о том, что кого-то еще можно обидеть», a The Guardian назвала его слова «самым мощным наступлением Путина на США за все семь лет своего президентства».