Кооперативная модель экономического развития Кыргызстана

Кыргызстан двадцать лет строит рыночную экономику. Двадцать лет – серьезный срок, который позволяет подводить итоги и делать выводы. Что можно констатировать? Не вдаваясь в известные всем детали, можно сказать, что любой вопрос по экономике страны является проблемным. В этом случае, возможно, вместо того, чтобы пытаться найти секторальные и кратковременные решения, необходимо задаться вопросом о состоятельности выбранной либеральной модели как вектора экономического развития Кыргызстана. Однако, если выбранный путь не является самым правильным, какие альтернативные пути существуют? Известные процессы, произошедшие за последние тридцать лет, не позволяют возвращение плановой экономики считать возможной альтернативой. Кроме государственной и частной форм собственности, существует также кооперативная форма собственности. В экономической науке западных стран сложилась давние традиции кооперативистов, которые составляют отдельное ответвление школы социальной экономики. Если социалисты требуют повсеместное государственное вмешательство, а либералы – полную свободу рынка, то кооперативисты защищают кооперативную форму собственности как альтернативное решение существующих проблем экономики.
Что такое кооперация?
Возможно, на современном этапе развития Кыргызстана кооперативная форма организации стала бы решением определенных экономических проблем страны и локомотивом её дальнейшего развития. Тем более, что в условиях Кыргызстана уже есть предпосылки к становлению кооперативов. Этими предпосылками являются знакомые кыргызскому обществу системы: система взаимопомощи «ашар», популярная в народе система «черной кассы», или «шерине» и, конечно, система коллективного хозяйства, которая получила широкое распространение в сельскохозяйственной отрасли во времена СССР. Несмотря на то, что это совершенно разные виды кооперации, они, несомненно, будут способствовать пониманию и облегчать внедрение кооперации в Кыргызстане.
Кооперация – это форма добровольного объединения людей на определенных условиях для достижения общей экономической цели. Важно отметить, что история становления кооперативов показывает, что они всегда и везде появлялись как ответ на отсутствие или неэффективность рыночных механизмов удовлетворять нужды тех или иных категорий. Такая ситуация заставляла людей кооперироваться между собой. Объединяются в целях совместной обработки урожая, для получения кредита и т.д., то есть кооперативы представляют промежуточный этап для достижения конечной цели. Например, достижение и увеличение прибыли. В отличие от частного предпринимательства, у кооперативов нет единой коммерческой цели, вследствие чего сложно гарантировать долгосрочность кооперации, которая основывается только на индивидуальных инициативах. Учитывая нестабильность единых коммерческих интересов, которые бы спаивали долгосрочное сотрудничество участников кооперативов, центробежные силы внутри кооперативов, развитие кооперативов в мире стало возможным исключительно благодаря всесторонней поддержке со стороны государства. Для государства кооперативная форма удобна тем, что это не коммерческие организации, которые сложно удержать на малоприбыльной деятельности, и это не государственные учреждения, которые превратятся в бюрократические организации на постоянном попечительстве государства.
Традиционными областями, где кооперативная форма показала себя наиболее сильно, стали сельское хозяйство и связанные с ним отрасли, определенные сферы торговли, кредитно-сберегательная деятельность, строительство жилых зданий. Эти сферы экономики сложно организовываются в спонтанном порядке, что требует инициативы взаимопомощи, гарантом долгосрочности которых выступает государство.
Трехмерная модель кооперативной системы
Учитывая целесообразность и потенциал развития кооперативов в Кыргызстане, в данное время Центр перспективных разработок КР занимается изучением конкретных механизмов внедрения кооперативов в экономику Кыргызстана. Разработаны принципы трехмерной интегральной модели кооперативных хозяйств, которая позволит определить условия взаимодействия потребительских, производственных и кредитных кооперативов. Эта модель рассчитана на внедрение в сельскохозяйственную отрасль и, в случае успеха ее развития, может быть распространена на другие отрасли экономики. Почему сельскохозяйственный сектор?
Во-первых, эта традиционная сфера кооперативного взаимодействия в связи со спецификой аграрного сектора (высокая подверженность климатическим условиям, длинный производственный цикл, высокий временной разрыв между инвестициями и доходом и т.д.). В истории развития кредитных кооперативов можно наблюдать, что в странах, где они получили широкое распространение, как правило, аграрный сектор занимал важное место в экономике.
Во-вторых, это роль аграрного сектора в экономике Кыргызстана и существующие проблемы долгосрочного характера, которые имеют проявления краткосрочные и крайне ощутимые для населения. Сельское хозяйство занимает значительную часть ВВП страны, но улучшений в отрасли нет. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства продолжает снижаться в структуре ВВП (29,9% в 2004 г., 26,9% в 2007г., 22,1% в 2009 г.), отрасль продолжает оставаться одной из основных для кыргызской экономики. В ней задействовано 15% трудоспособного населения. Несмотря на то, что на развитие сельскохозяйственной отрасли были направлены многомиллионные проектные средства, существует госпрограмма по развитию сектора, сельское хозяйство по-прежнему переживает трудности из-за отсутствия денег, сбыта продукции, отсутствия адаптированных каналов финансирования, низкой механизации, устарелости агротехники, нехватки квалифицированных аграрных специалистов, и т.д. и т.п.
В целях развития отрасли в республике предпринимались попытки развития сельхозкооперативов. В 2008 году из 326 тыс. 740 сельскохозяйственных субъектов коллективными хозяйствами являлись лишь 4616 (1,41%). Из них государственные хозяйства 135 (0,04%), крестьянские/фермерские хозяйства 321856 (98,5%). Отсюда следует, что с одной стороны, кооперативное развитие в сельском хозяйстве чрезвычайно слабое. С другой стороны, существует проблема ошибочного понимания кооперативов как саморегулирующихся и самостоятельных механизмов, в то время как они должны создаваться по инициативе государства, особенно в условиях Кыргызстана.
Трехмерная кооперативная модель
Такая модель трехмерной интегрированной кооперативной системы могла бы состоять из крестьянских хозяйств, объединенных в производственные кооперативы, капитал которых может состоять из взносов членов в виде земли, оборудования или денежных средств. Модель также включит в себя потребительские кооперативы, которые, по примеру машинно-тракторных станций, будут заниматься обслуживанием производственных кооперативов, а также закупом сельхозпродукции. Третьим компонентом модели будут кредитные кооперативы, которые нужны для активизации сбережений, взаимного кредитования и создания гарантийной базы для получения льготных кредитов, выдачей которых могли бы заниматься специально для этого созданные кооперативные банки. Эта модель будет состоять из крестьянских хозяйств, объединенных в производственные кооперативы, капитал которых может состоять из взносов крестьян в виде земли, оборудования или денежных средств. Модель также включает в себя обслуживающие и закупочные кооперативы, которые, по примеру машинно-тракторных станций, будут заниматься обслуживанием производственных кооперативов, а также закупом сельхозпродукции. Третьим компонентом модели будут кредитные кооперативы, которые нужны для активизации сбережений, взаимного кредитования и создания гарантийной базы для получения льготных кредитов. Финансирование и расчетное обслуживание всей системы будет осуществляться специально созданным кооперативным банком, с высокой государственной долей участия в капитале. Такая модель имеет огромный потенциал роста и способна вывести сельское хозяйство Кыргызстана на качественно новый уровень.
Такой проект должен быть инициирован государством. На первом этапе можно создать государственную компанию, которая будет заниматься разработкой пилотной модели кооперативной системы для внедрения в каждой области страны. Она возьмет на себя разработку механизмов взаимодействия и координации деятельности кооперативов и кооперативного банка. Госкомпания по кооперации будет учреждать кооперативы внося в капитал основные фонды. В качестве центральной организации, госкомпания будет иметь управленческие и консультативные функции по отношению к кооперативам и кооперативному банку. На втором этапе государственная кооперативная компания учредит кооперативный банк, основное предназначение которого будет в предоставлении финансовых ресурсов для кооперативов и обслуживании их расчетных операций. Уставный фонд кооперативного банка будет состоять из взноса госкомпании и самих кооперативов. На третьем этапе стартует пилотный проект открытия кооперативных хозяйств. Крестьяне войдут в состав кооператива на долях пайщиков, предоставив свои земельные участки, а государство внесет начальный капитал в виде основных фондов (техники, земли, зданий) или оборотного капитала (семян, удобрений).
Современный Кыргызстан в некотором отношении напоминает страны Европы середины XIX века, которые так же, как и Кыргызстан, переживали экономические и политические проблемы. Если даже общее в истории европейских стран XIX в. и современного Кыргызстана лишь в формах выражения, а не в предпосылках, тем не менее, пути решения проблем могли бы быть похожими.
Назик БЕЙШЕНАЛЫ, Доктор экономических наук, заместитель директора Центра перспективных разработок КР
Обсудим?
Смотрите также: