Страсти по «Первому каналу»

За последние несколько недель популярный российский телеканал стал одним из основных информационных трендов в масс-медиа страны. Причиной этому стали заявления депутата Жогорку Кенеша Омурбека Абдрахманова о необходимости прекратить оплачивать трансляцию «Первого канала» из госбюджета. Поначалу Абдрахманов утверждал, что бюджет страны не должен перечислять Москве по 50 миллионов сомов за трансляцию ОРТ. Затем, когда эта информация была опровергнута посольством России, которое распространило официальное заявление о том, что никаких денег ОРТ не получает и телесигнал доставляется до границ республики бесплатно, нардеп поменял точку зрения.
«Бюджет этого канала составляет 1 млрд. долларов, что больше бюджета Кыргызстана. За год этот канал получает более 100 млн. долларов прибыли. А наш бюджет имеет более 400 млн. долларов дефицита. Поэтому, я считаю, что российский «Первый канал» мог бы без напряжения сам платить за распространение своих сигналов, как и другие каналы России и Кыргызстана», - сказал парламентарий.
Однако обязательства по оплате трансляции телеканала кыргызская сторона взяла на себя добровольно еще в 1996 году, подписав с правительством России соответствующее соглашение. В документе предписывалось выделять 10,3 миллионов сомов за обеспечение трансляции РПО РМТР, которое является подразделением «Кыргызтелекома», в целях информационной безопасности. Однако со временем стоимость трансляции возросла до 50 миллионов сомов. Хотя в 2006 году президентским указом была закреплена прежняя цифра. Почему РПО РМТР в 4 раза увеличило оплату, Абдрахманову выяснить так и не удалось.

«Почему-то сегодня выплачивается не 10 миллионов сомов, а 50 миллионов сомов в год. Мы не нашли эти следы. На основании какого решения эти средства выплачиваются? А если РПО РМТР, к примеру, установит оплату в 100 миллионов, тоже такую сумму заплатят?» - задавался вопросами накануне на заседании парламентского комитета инициатор данной темы.
Ответа на этот вопрос не знают и в ОТРК, которая является учредителем ЗАО «Первый канал – Кыргызстан».
«В 2006 году расходы составили 17 млн. сомов, в 2007 году - 26 млн. сомов, в 2008 году - 23 млн., и так ежегодно. Но следует учесть, что в 1997 году всего 6 часов была трансляция канала, после 2002 года трансляция увеличилась, и сейчас она составляет 18 часов», - пояснил депутатам ситуацию глава ОТРК Кубат Оторбаев.
Депутатов такая формулировка не устроила, поэтому большинство народных избранников высказались за то, чтобы связисты исходили из установленных сумм. К примеру, парламентарий Дастан Бекешев предложил РПО РМТР решить проблему обеспечения сигнала ОТРК по всему Кыргызстану.
«На юге страны есть населенные пункты, где наши граждане не видят национальных телеканалов, а смотрят телепередачи Таджикистана и Узбекистана, пусть из этих средств связисты решают данную проблему», - сказал парламентарий.

В свою очередь, глава парламентского комитета Ахматбек Кельдибеков высказал точку зрения, что у связистов и так достаточно финансовых ресурсов, которые они получают за счет операторов сотовой связи.
Что не вызывало вопросов у депутатов, так это популярность ОРТ у кыргызстанцев и необходимость сохранить телевещание канала. Хотя отдельные народные избранники считали, что необходимо оставить ОРТ только в формате кабельного ТВ.
- Из чисто экономического вопроса ситуация переросла в политическую, - отмечает член Наблюдательного совета ОТРК Игорь Шестаков. – Теперь те, кто заинтересован сократить информационное пространство российских СМИ в республике, будут действовать такими методами. Но как показывают многочисленные опросы, ОРТ является самым популярным телеканалом, и с этим мнением политики должны считаться.
Поставлена ли окончательная точка в вопросах трансляции ОРТ, пока сказать однозначно сложно, но в том, что в поддержку эфира российского телеканала готовы выступить многие кыргызстанцы, сомневаться не приходится.
Текст: Союзбек Аскаров Регион.kg
Обсудим?
Смотрите также: