Создать аккаунт
Главная » НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ » Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?
НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

4 204


Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики до 2040 года определила многие приоритеты развития страны. В частности, в сфере защиты самых уязвимых: построение справедливой социальной защиты, защита и продвижение интересов детей и женщин, развитие системы социальных услуг и социального заказа. В Стратегии заложены правильные и эффективные меры. Но реальность их выполнения во многом зависит от того, есть ли в государственном бюджете соответствующие финансовые средства.

Попытаемся проанализировать

Так насколько проект бюджета Кыргызской Республики на 2019 год поддерживает приоритеты, заложенные в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы? Понятно, что Стратегия утверждена недавно и у ведомств, скорее всего, было мало времени для перекройки бюджета в соответствии с приоритетами стратегии. Однако самые важные приоритетные направления должны найти отражение в бюджете.
Посмотрим в целом на социальный бюджет страны на 2019 год с точки зрения соответствия его национальным приоритетам и способности защитить интересы уязвимых групп – семей в трудной жизненной ситуации, граждан с ограниченными возможностями здоровья и других.
В настоящее время на всех уровнях идет обсуждение проекта закона о бюджете на 2019 год. Из запланированных 161,7 миллиарда сомов расходов на социальную защиту выделяется 13,8 миллиардов сомов и на социальную помощь – 11 миллиардов. Много это или мало? Что необходимо, чтобы деньги «не застревали» где-то на пути к адресату?

Социальная защита

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

По словам Джамили Сопукеевой, независимого эксперта, система предоставления социальных услуг на местах в Кыргызстане не развита, а в полномочиях органов МСУ отсутствуют полномочия по предоставлению этих услуг. Тем не менее, расходы местных бюджетов на социальное развитие и защиту устойчиво растут. « Это объясняется тем, что в условиях отсутствия социальных услуг во многих регионах органы МСУ под давлением жителей и обстоятельств увеличивают финансирование данных расходов, однако в каждом конкретном муниципалитете структура и назначение этих расходов существенно отличаются,- говорит эксперт,- Города КР выполняют различный объем обязанностей по финансированию вопросов социальной защиты. Где-то функционируют полноценные учреждения и специальные подразделения мэрии, где-то работает лишь один специалист, а где-то данная функция не финансируется вовсе. Этим объясняется огромный разрыв между лидером рейтинга финансирования функций социальной защиты среди городов – городом Нарыном, где такие расходы составляют 465 сомов на душу населения, и, например, городом Кара-Су, где такие расходы составляют только 17 сомов или в 27 раз меньше!!! Такие разрывы говорят об отсутствии единой политики и системы социальной защиты, создавая неравные условия для граждан, в ней нуждающихся».

Выводы налицо

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?
- в городах
Видно, что рейтинг городов по расходам в сомах на социальную защиту (на душу населения в прошлом 2017 году) наглядно делит города на четыре группы или квартиля:
города без расходов на социальную защиту – 3 города,
города, несущие расходы от 17 до 100 сомов, – 9 городов (в 2016 году их было 7),
от 100 до 200 сомов – 10 городов,
от 200 до 465 сомов – 9 городов.

«В мэриях некоторых городов отсутствует городское управление социального развития, и местный бюджет не несет никаких расходов на социальную защиту и развитие. Население данных городов обслуживается районными управлениями социального развития, соответственно, социальные расходы в этих городах финансируются из республиканского бюджета. То есть, налицо несправедливость государственной политики в сфере социальной защиты и социального развития по отношению к разным городам. В городах третьей и четвертой групп имеются социальные расходы из местного бюджета, направленные на поддержку некоммерческих организаций, таких как реабилитационные центры для детей ЛОВЗ и малоимущих семей»,- говорит Надежда Добрецова, председатель ИПР.

- в селах
Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

Еще больший разрыв наблюдается в отношении финансирования расходов на социальную защиту в сельских МСУ. Так, в 80 раз больше айыльные аймаки Нарынского района финансируют эти расходы, чем сельские МСУ Манасского района. В среднем различие между средними группами составляет 3,8 раза.

А вот с городами разница небольшая, в отличие от ЖКХ, не более двух-трех раз, но в целом суммы финансирования совершенно незначительные.

«Это объясняется тем, что практически все социальные услуги являются вопросом государственного значения, поэтому местные бюджеты не вправе делать такие расходы. Это не было бы проблемой, если бы государство организовало предоставление социальных услуг, но, к сожалению, на 70% территории Кыргызской Республики государственные социальные услуги также отсутствуют. – возмущена Фатима Аллаярова,- специалист ЦЗД по защите прав несовершеннолетних. Нельзя умолчать об участившихся случаях закрытия центров социальных услуг, особенно в сельской местности, которые не имеют доступа к финансированию ни из государственного бюджета, ни из местного, хотя эти центры, по сути, выполняют государственные гарантии».
А как дело обстоит по районам?
Рейтинг районов по расходам сельских МСУ на социальную защиту на душу населения в 2017 году (в сомах) выглядит не лучше.

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

О нарушении прав языком цифр

Какие же права нарушаются при сложившейся ситуации? Это

1. «Всеобщая декларация прав человека»
принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
Статья 25
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
2) Конституция Кыргызской Республики
принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года, введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года.
Статья 9.
1. Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости.
2. Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья.
3. Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 53.
1. Гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом.
2. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
4. Социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.
Кодекс Кыргызской Республики о детях
от 10 июля 2012 года № 100
Статья 5.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), а также его морально-психологическое состояние, связанное с неспособностью самостоятельно преодолеть эту ситуацию.
Защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - комплекс мероприятий по оказанию услуг социально-экономического, социально-медицинского, социально-психологического, социально-правового и иного характера, направленных на устройство, социальную поддержку, социальную адаптацию и реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статья 7. Основные гарантии прав ребенка на жизнь и воспитание в семье
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным и соответствующим интересам ребенка и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.




Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы
Бишкек ноябрь, 2018 год
II. Человек – семья – общество
Равные возможности каждому гражданину
Видение: Сформирована система социальной поддержки, гарантирующая всем минимальные стандарты социальной защиты и сфокусированная на социально уязвимых слоях населения. При этом система оперативно реагирует на изменения социально-экономической ситуации, развивает востребованные виды социальных услуг и регулирует структуру адресной поддержки. Работа всей системы направлена на укрепление семьи, поддержку материнства и детства, нетрудоспособных граждан, оказание лицам с ограниченными возможностями здоровья поддержки для их успешной социальной интеграции, создающей им равные возможности для реализации своего потенциала.
Государственная политика в системе социальной поддержки будет опираться на следующие принципы:
- каждый гражданин в случае трудной жизненной ситуации своевременно получит комплексную, интегрированную, гибкую и адресную социальную поддержку, в том числе комплекс различных социальных услуг;
- система социальных услуг для детей и семей в трудной жизненной ситуации, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых граждан развита во всех регионах;
- в системе социальной защиты на основе комплексного и интегрированного подхода проведена цифровая трансформация, позволяющая минимизировать человеческий фактор при предоставлении услуг.
Определены следующие приоритетные задачи в сфере социального развития на среднесрочный период.
Будут разработаны и внедрены минимальные социальные стандарты. Необходимо ввести принципы адресности в категориальные компенсационные и другие социальные выплаты.
Стоит задача укрепить систему социального сопровождения детей и семей в трудной жизненной ситуации, лиц с ограниченными возможностями здоровья, одиноко проживающих пожилых людей в целях профилактики, своевременного выявления трудной жизненной ситуации и принятия эффективных мер.
Необходимо стимулировать строительство доступного социального жилья для уязвимых слоев населения, с предоставлением на условиях социального найма.

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

Вместе с тем государство должно поддерживать развитие рынка социальных услуг дневного или временного пребывания, реабилитационного характера, являющихся альтернативой интернатным учреждениям. Разработать и внедрить механизмы страхования, оплаты или сооплатыза получение социальных услуг с вариативностью выбора. Также делегировать ОМСУ вопросы организации и предоставления базовых неспециализированных социальных услуг для детей и семей в трудной жизненной ситуации, лицам с ограниченными возможностями здоровья, пожилым гражданам.
Будут расширены практики стимулирующих мер социальной поддержки в виде участия малоимущих слоев населения в общественных работах и доступа к обучению и совершенствованию навыков, знаний и технологий по ведению сельскохозяйственных и других видов производств.
Необходимо обеспечить доступ социально уязвимых слоев населения к реабилитационным, социальным услугам на основе современных цифровых технологий.
Требуется разработать и внедрить законодательные нормы и механизмы солидарной ответственности семьи в случаях трудной жизненной ситуации, лишения дееспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан, опеки и попечения родителей.
Государственная политика по поддержке семей в трудной жизненной ситуации будет опираться на признании труда по уходу за лицами с ограниченными возможностями здоровья, особенно в детском возрасте, как общественно значимого, с внедрением механизмов оплаты труда и вовлечения в систему социального, медицинского страхования.
Мы должны реформировать систему медико-социальной экспертизы с переходом на международные функциональные стандарты и подходы.
Необходимо обеспечить прозрачность и повысить адресность системы социальной защиты населения. Создание общенациональной открытой базы данных получателей социальных услуг обеспечит прозрачность и справедливость, и станет инструментом для определения наиболее нуждающихся граждан.
Размер государственных пособий нетрудоспособных граждан будет не ниже прожиточного минимума. Вместе с тем целесообразно создание возможностей максимальной интеграции такой категории граждан в общественно-полезные и экономически выгодные взаимоотношения.
Данные меры позволят снизить показатели детской бедности, а также вдвое уменьшить долю детей в возрасте до 5 лет, рост которых на 2 стандартных отклонения ниже среднего роста для своего возраста согласно стандартам физического развития детей. Истощение среди детей должно быть ликвидировано. Положение женщин с детьми, особенно с детьми ОВЗ, будет значительно улучшено. Каждый ребенок в Кыргызстане должен жить и развиваться в условиях семейного окружения.

Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, Доверие, Созидание» (утверждена Постановлением ЖК КР от 20 апреля 2018 года № 2377-VI).
Раздел 4. Человеческое измерение – основа развития.
«Значительную часть помощи государство оказывает через партнерство с гражданским обществом и частным сектором. Создана экономика ухода, или рынок социальных услуг, где социальный заказ исполняется лучшими провайдерами сферы».
«Требуется внедрить систему регулярной оценки эффективности, результативности, качества, ответственности и равенства доступа населения к социальным службам. Оценка будет базироваться на мониторинге качества оказываемых услуг на основе проведения опросов целевых категорий населения».


Выводы неутешительны!

Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?

Таким образом, ситуация в отношении финансирования расходов на социальную защиту из местного бюджета характеризуется несправедливым распределением нагрузки между населенными пунктами. Некоторые из них несут в 20 раз больше финансовых обязательств, чем другие. При этом в целом по стране система социальных услуг не развита, в сельской местности данные услуги практически отсутствуют. А это порождает неравенство в доступе к социальным услугам между городским и сельским населением.
«Разрывы в финансировании местными бюджетами расходов на социальную защиту просто недопустимы!,- говорит Надежда Добрецова,- Нужны не декларации, а системная работа госорганов в этом направлении!

Ирина Байрамукова




0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК