Межэтническая напряженность на юге Кыргызстана влияет на приграничные отношения с Узбекистаном
Спустя больше года после межэтнического конфликта между узбеками и кыргызами в южных областях Кыргызстана, ситуация остается неразрешенной. Как сообщают местные наблюдатели, ситуация на государственной границе и узбекском анклаве Сох ухудшается. Более того, узбекский комитет по охране границ сообщает, что «определенные представители» администрации Баткенской области Кыргызстана стремятся «искусственно усугубить ситуацию».
Следует вспомнить, что в сентябре 2010 года между главами пограничных ведомств Кыргызстана и Узбекистана было достигнуто соглашение о возобновлении работы таможенных пограничных постов «Девайрам» в Сохском районе Узбекистана и «Газпром» в Баткенской области Кыргызстана. Оба пограничных пункта функционировали в соответствии с данным соглашением. Тем не менее, с 1 мая кыргызский погранпункт «Газпром» был закрыт в одностороннем порядке. Пункт был закрыт в течение трех месяцев, несмотря на многочисленные запросы узбекской стороны. Впоследствии, с августа 2011 года был закрыт узбекский пункт «Девайрам».
Пресс-служба вышеупомянутого узбекского комитета по пограничному контролю отметила, что меры, принятые в отношении невыполнения кыргызской стороной условий соглашения, были восприняты негативно жителями нескольких приграничных кыргызских деревень. К примеру, несколько жителей кыргызских сел «Апкан» и «Боз Адыр» организовали акции протеста, заблокировав транзитную дорогу между Риштаном и Сохом. Комитет попросил кыргызскую сторону воздержаться от принятия односторонних решений по вопросу, который должен решаться на межправительственной основе, а также принять меры по прекращению и предотвращению действий отдельных лиц.
В целом, отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном далеко не дружественные. Как сообщает Министерство энергетики Кыргызстана, Узбекистан снова повысил цену на ввозимый в Кыргызстан газ; в этот раз на 14%, с 244 долларов США до 278 долларов за тысячу кубометров газа.
Более того, экономика южного Кыргызстана все еще существенно страдает от последствий межэтнического конфликта. Один из крупнейших рынков южного Кыргызстана и Ферганской долины «Карасуу» несет большие потери. На протяжении многих лет узбекские граждане являлись основными клиентами этого рынка. После закрытия границы во время июньского конфликта, численность покупателей на рынке сократилась вдвое. Тем не менее, как рассказывают местные жители, некоторые узбекские граждане пытаются пересечь границу незаконно именно для того, чтобы попасть на этот рынок.
Другим признаком затянувшейся напряженности являются постоянные жалобы жителей приграничных сел о незаконных поступках пограничников или других представителей власти.
Получена информация о том, что инцидент на границе Баткенской области и анклава Сох уже разрешен, а дорога между Риштаном и Сохом открыта. Но, как аявил глава департамента обороны и правоохранительных органов Баткенской области Арстан Ходжаев, «решение о закрытии пограничного пункта «Газпром» на кыргызско-узбекской границе было принято пограничной службой Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики. Поэтому местная администрация не уполномочена принимать решения в отношении государственной границы, в том числе по вопросам открытия или закрытия контрольно-пропускных пунктов». Далее Ходжаев отметил, что во время блокады дороги жителями кыргызских деревень местные власти провели встречи и убеждали людей не подвергаться панике. По словам представителей кыргызских властей, никто из представителей власти не был заинтересован в разжигании подобных провокационных действий местным населением.
В целом, трагические события июня 2010 года все еще отражаются на повседневной жизни жителей южного Кыргызстана. Для многих эта тенденция вызывает особую обеспокоенность и тревогу, поскольку враждебность между людьми, которые жили вместе, разделяли идеологические и религиозные взгляды на протяжении многих лет, является признаком глубокой межэтнической враждебности между кыргызами и узбеками, проявившейся относительно недавно.
Текст: Эркин Ахмадов CACI Analyst
Обсудим?
Смотрите также: