Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Толубек Адрахманов: В последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет..
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Толубек Адрахманов: В последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет..

12 760


Толубек Адрахманов: В последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет..

Анкетирование среди студентов подтвердило, что идеологизация ислама в Кыргызстане укрепляет корни. Недавно Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева совместно с Госкомиссией по делам религий провел социологическое исследование на тему "Молодежь и ислам". Преподаватели кафедры теологии составили анкету из 39 вопросов, которую распространили среди студентов 12 вузов столицы, включая сам университет им. И. Арабаева, КНУ, медакадемию, бывший политех, Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Академию МВД, БГУ, КРСУ и др.

Наш собеседник — ректор КГНУ им. И. Арабаева кандидат исторических наук Толобек АДРАХМАНОВ.

- Толобек Абылович, инициатива исследования принадлежит вашему вузу, чем объясняется такой интерес?

- Невозможно не заметить, что в последние годы исламский джамаат республики стремительно молодеет. Это особенно бросается в глаза во время массовых религиозных мероприятий. Возникает вопрос: кто он, молодой, мобильный, креативный мусульманин Кыргызстана? Каковы его духовные ценности, какой он хочет видеть свою страну, чего ожидает от завтрашнего дня. И самое главное: мусульманство для этих ребят — просто формальность, продиктованная желанием стать как все, или высшая ценность? Осознанно следуют они исламу или нет?

СПРАВКА Всего в анкетировании приняли участие 2 100 человек. Большинство (86,4%) составили кыргызы, подавляющую часть (95 %) — семейные, больше половины (55,6%) — женщины.

Несколько лет назад у нас в университете было открыто теологическое отделение, при нем создана исследовательская лаборатория. Анкетирование среди студентов — это только часть большого проекта, который она осуществляет. Мы ставим задачу изучить состояние, проблемы кыргызстанского ислама, определить перспективы его развития. Предстоит еще несколько этапов, а потом будет создан полноформатный портрет кыргызстанского мусульманства с учетом региональных, этнических, половозрастных, семейно-брачных, профессиональных и других характеристик.

- Как собираетесь использовать результаты исследований?

- Для ученых, аспирантов, магистрантов это огромное научное богатство. Статические данные могут быть также полезными для специалистов, изучающих религиозную ситуацию в Кыргызстане, историков, философов, политологов, конфликтологов и т.д. Кроме того, они должны представлять определенный интерес для государственных органов. Уже сейчас на основе первых результатов можно делать какие-то выводы, чтобы в зародыше предотвратить нежелательное развитие ситуации в стране.

- Лично вас результаты анкетирования удивили?

- В целом — нет. Примерно так себе их и представлял, теперь получил подтверждение. Но есть и неожиданные нюансы.

- Как вы прокомментируете тот факт, что треть опрошенных юношей и девушек считают ислам идеологией? Какие в связи с этим у Кыргызстана вырисовываются перспективы?

- Честно говоря, есть сомнения в том, что юноши и девушки четко представляют себе, что такое идеология и какой силой она обладает. Но если их значительная часть ответила на вопрос осознанно, то это наталкивает на тревожные мысли. Налицо тенденция идеологизации ислама. Думаю, это результат того, что государство самоустранилось от работы по формированию в обществе духовных и нравственных ценностей, уступило нишу, что называется без боя, духовенству. Конечно, очень трудно определить, где для молодежи кончается религия и начинается идеология, но в любом случае идеологизация религии — нежелательная для светского государства тенденция.

- Почти треть респондентов также не против вмешательства религии в политику. То есть в нашем случае речь идет о том, чтобы и ДУМК участвовало в управлении государством. Как вы себе это представляете?




- Политизация ислама — тоже нежелательное явление. Но если все же духовенство будет рваться к власти, то это должно происходить в условиях существующей системы государственного устройства, то есть парламентской республики. Сначала формируется исламская интеллигенция, потом создается партия, затем она участвует в выборах в местные и центральные органы власти.

Кстати, по результатам анкетирования уже сейчас 38,4% студентов готовы отдать свои голоса за верующего претендента или партию, уделяющую внимание вопросам религии. Заметьте, разговор идет даже не о религиозных лидерах или политических партиях. Не следует забывать и о незаконных, насильственных способах вмешательства религии в политику. Все это наводит на серьезные размышления. Особенно в условиях, когда иммунитет государственной власти Кыргызстана ослаблен бесконечными политическими конфликтами, а общество все еще находится во взведенном состоянии, болезненно и остро реагируя на малейшие опрометчивые шаги верхов.

- Больше двух третей опрошенных высказались за хиджаб в вузах. Многие ли в вашем университете его носят, как вы относитесь к образу студентки в хиджабе и вообще к нарастанию в нашем обществе этой тенденции?

- Вообще-то свобода в выборе одежды — проявление демократии. Другое дело — хиджаб как атрибут религиозности, и наше отношение к нему. Мне кажется, отдельные верующие, особенно молодежь, воспринимают его как модный, романтичный образ. Хотя если следовать исторической правде, наши предки никогда не носили хиджабов и арабских шароваров, хотя тоже были мусульманами. Или взять Турцию: в стране очень сильны позиции ислама, но там редко кто ходит в хиджабах, пакистанских одеяниях. От этого наши турецкие братья не стали менее верующими.

- Как вы расцениваете тот факт, что почти 10 % опрошенных не считают "Хизб ут-Тахрир" экстремистской организацией и очень даже значительное число не против, чтобы иностранцы распространяли здесь какие-либо религиозные учения?

- На самом деле меня больше тревожит тот факт, что почти половина студентов не знает о "Хизб ут-Тахрире". Это еще одно подтверждение слабой информационно-идеологической работы государства. Молодежь имеет поверхностное представление о религиозной ситуации в стране, и ее мало интересует проблема религиозного прозелитизма.

- К каким выводам располагает социологическое исследование в целом? Подтверждает ли оно, что кыргызстанское общество стоит на пути превращения светского государство в исламское?

- Выводы неутешительные. Во-первых, как и основная часть кыргызстанского общества, студенты-мусульмане лишь формально являются мусульманами: 82,6% их вообще не знают, к какому мазхабу относятся, и только 12,6% отметили, что к ханафизму.

Во-вторых, основная часть ребят безграмотны в вопросах религии: на многие вопросы не знали, что сказать, или отвечали наугад. Ясно, что при таком уровне информированности они являются легкой жертвой для сомнительных исламских течений. При этом следует отметить, что сами студенты признают свою непросвещенность, поэтому 65% из них согласились, что в школах надо вводить уроки религии.

В-третьих, ощущается сильный крен в ценностной ориентации молодежи в пользу религиозных факторов. Несмотря на серьезные изъяны в религиозной грамотности, исламизация идет быстрыми темпами.

В четвертых, мне импонировало, что 47,6% студентов поддерживают идею об исламе с кыргызскими ментальными особенностями, то есть исламе, основанном на ценностях ханафизма. А ханафизм, как известно, весьма толерантное направление, считающее приемлемыми народные обычаи и обряды.

- Ваши рекомендации для руководства страны, госорганов?

- Мусульманский ренессанс в Кыргызстане — неоспоримый факт. Отвергать ислам или, наоборот, пустить все на самотек — весьма опасно. Здесь нужно поступать очень продуманно, тонко и комплексно. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы урегулировать процесс и ввести его в нужное русло, придав оптимальные темпы, параметры, не допустив распространения влияния радикальных течений. В первую очередь, конечно же, позаботиться о молодежи.

Текст: Дина РАИМБЕКОВА. СК


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК