14/365: Охота с беркутом. Беркутчи

Координаты: Южный берег Иссык-Куля. Мажалы-Ата. Салбурун. Чолпон-Ата. Фестиваль «Игры кочевников» и тд.
В последние годы Кыргызстан стала местом проведения множества красочных фестивалей охотников с ловчими птицами, которые привлекают внимание туристов и, заодно, способствуют возрождению традиционных обычаев.
Кыргызы используют беркутов в охоте уже около 10 веков. На заре человеческой цивилизации, когда никто еще и не слыхивал об огнестрельном оружии, не было для охотника помощника вернее, чем правильно обученная ловчая птица. В старину прирученные беркуты помогали выживать целым аилам: защищали стада от волков, добывали шкуры для одежды и мясо для еды. Считалось, что подарив сыну птенца этой могучей птицы, отец желал ему вырасти сильным и отважным, под стать питомцу. При этом в столь смелом шаге скрывался и чисто педагогический момент. Вырастить, обучить и натаскать хищную птицу для охоты требовало неимоверного терпения, настойчивости, доброты и широты души.
В качестве ловчих птиц, дрессировка которых была доведена до большого совершенства, служили орлы, соколы, ястребы. Промысловое значение имела главным образом охота с орлами-беркутами (буркут), с помощью которых добывали лисиц, иногда волков, косуль. Охота же с соколами и ястребами на пернатую дичь была скорее любительской — спортивным занятием. Чаще всего она служила развлечением знати.
Охота с беркутом – часть кыргызской культуры. Беркутчи – так называли опытных ловцов птиц, занимающихся их выучкой, – пользовались в народе большим уважением. До сих пор живут легенды и предания о знаменитых охотниках и их питомцах. Укрощение и выучка дикого беркута – занятие сложное и даже опасное, требующее особого терпения и выдержки. Зато потом питомец с лихвой вознаградит своего воспитателя: добудет любую степную живность, перехитрит лису, да и в волка когти вонзить не побоится.
Отправляясь на промысел, беркутчи облачают своих питомцев в специальное снаряжение. Когда желаемая добыча оказывается на доступном расстоянии, один из них сдергивал с головы своего беркута колпачок и подбрасывал его в сторону удаляющейся жертвы.
На охоту беркутчи выходили и поодиночке, и группой. Они прекрасно знали повадки любого животного, места его обитания и сезонной охоты, время появления приплода и особенности рациона. Идя по следу, охотник заранее предвидел, где зверь притаился, откуда может напасть, как станет хитрить, путая след, и как будет защищаться. Охотничий промысел требовал немалого опыта, храбрости и упорства.
В целях возрождения традиционного охотничьего искусства, которое веками являлось неотъемлемой частью быта кочевого народа, в Кыргызстане уже несколько последних лет повсеместно проводят фестивали «Салбурун».
«Салбурун» - это комплексная групповая охота с луком, ловчими птицами и тайганами – гончие собаки исконно кыргызской породы.
Некоторым из них охота с беркутом кажется жестокой забавой, но кыргызы считают, что это намного гуманнее, чем стрелять по беззащитным животным из ружей. Здесь у охотника и добычи равные шансы и беркут подчас рискует ничуть не меньше, чем защищающийся от него волк. Охота с ловчими птицами – это, скорее, борьба характеров, выносливости и воли к жизни.























Обсудим?
Смотрите также: