В Бишкеке 6 июня открылась выставка «Кыргызская национальная одежда конца XIX – начала XX вв.»

В Бишкеке 6 июня открылась выставка «Кыргызская национальная одежда конца XIX – начала XX вв.» из коллекции Государственного исторического музея, посвященная 85-летию музея. Выставка продлится все лето, до конца туристического сезона. Она нацелена не только на иностранных туристов, но предназначена и для подрастающего поколения кыргызстанцев. Дети вместе с родителями во время летних каникул смогут познакомиться с историей национальной одежды, обычаями и традициями народа.
Кыргызская национальная одежда тесно связана с историей кыргызов и является составной частью материальной и духовной культуры нации. Она приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличается особым покроем. Верхняя одежда была широкой, длинной, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Ее шили из тонкого войлока, кожи, шкур животных и грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий, в основном выходных, изготавливали из покупных тканей, привезенных из Ферганы или Кашгара. В середине XIX века из России стали привозить и употреблять для пошива одежды ситец, сукно и другие фабричные ткани.
Одежда в кыргызском обществе отражала социальный статус, семейное положение и возраст. Все исследователи XIX века отмечали резкий контраст в одежде бедняков и знати. Традиционная одежда кыргызов реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX – начала XX вв.

К национальной мужской одежде относятся штаны из кожи или замши: чалбар, кандагай, жаргак-шым, войлочный халат – кементай, меховая шуба – ичик (ичик), головные уборы: тебетей, калпак, малакай. Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык, пайчеки из недубленой кожи.
Женщины носили платье – койнок и распашные юбки – бельдемчи, головные уборы: – элечек, шєкїлє, кеп такыя и другие. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги с легкой подошвой – ичиги или маасы. Детская одежда по своей форме была аналогична одежде взрослых, отличаясь только размерами и некоторыми особенностями в зависимости от возраста ее владельцев. Традиционный национальный костюм дополнялся ювелирными украшениями местных мастеров.
В XX веке кыргызский костюм приобретает европейские черты. Традиционными остаются только некоторые виды верхней мужской и женской одежды и головные уборы. В настоящее время национальная одежда сохранилась как праздничная и обрядовая, а также в качестве театрального костюма. В быту достаточно широко используются мужские головные уборы.
На выставке представлены комплекты и отдельные элементы женского, мужского и детского костюма XIX – XX веков, театральные костюмы известных артистов, а также изображения кыргызской одежды на рисунках известных художников – П. М. Кошарова, В. В. Верещагина и современного художника Т. Мусакеева, на редких архивных фотографиях и иллюстрациях.

Выставка создана на основе коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики. Комплектование ее началось в конце 20-х годов XX века. Выставка рассказывает об истории, красоте и изяществе кыргызской национальной одежды. Историк -заведующей информационным отделом музея Бактыгуль Мидиновой, рассказала, что коллекция национальной одежды терпеливо и кропотливо собиралась на протяжении многих лет. Экспонаты для будущей выставки появлялись в музее по-разному: одни найдены в ходе научно-исследовательских поездок по регионам республики, другие, старинные, принесли сами владельцы или их родственники.
- Как видите, одежда кыргызов была приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличалась особым покроем: широкая, длинная, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Основную часть одежды кыргызы в XIX веке шили вручную из кожи, шкуры, тонкого плотного войлока и сотканных из овечьей и верблюжьей шерсти тканей. Использовались кашгарские, среднеазиатские и фабричные российские ткани, которые широко распространились в последней четверти XIX века. К этому периоду относится приобретение готовой одежды: стеганые чапаны, мужские рубахи, тюбетейки, обувь, платки, всевозможные халаты. Одними из дорогих были халаты. Например, за парчовый халат, покупаемый для свадьбы, надо было отдать верблюда, за полушелковый - двух овец, - говорит Бактыгуль Мидинова.
Рассматривая экспонаты, невольно приходишь к мысли, что кыргызская одежда отражала социальный статус, семейное положение и возраст. Все исследователи XIX века, как гласят исторические источники, отмечали резкий контраст в одежде бедняков и знати. Для знати были доступны дорогие ткани, обувь, меха (соболь, выдра и другие), шелковые халаты, жемчуг, кораллы, а бедняки носили простую одежду.

- Вся верхняя одежда имела халатообразный вид. Зимой носили тулупы (тон), из меха лисы, волка шили ичик (шубу), сверху его покрывали тканью. Из белого или серого войлока шили кементай (головной убор), носили его табунщики и пастухи, и пользовался он большой популярностью. Из плотной шерстяной ткани шили широкие и длинные халаты - чепкен (чекмен). Он спасал от сырости и непогоды, надевали его поверх одежды, - продолжает историк.
Те, кто мало знает об истории создания и традициях изготовления кыргызской национальной одежды, смогут, посетив выставку, получить достаточно информации, чтобы сформировать представление о высоком уровне мастерства умельцев, живших на рубеже XIX-XX веков. Восхищение и гордость, желание сберечь и продолжить традиции - только часть позитивных эмоций, с которыми покидаешь музей.
_______________________
Входной билет:
Школьникам — 10 сомов
Студентам — 15 сомов
Взрослым — 30 сомов
Студентам-иностранцам — 75 сомов
Туристам — 150 сомов
Экскурсия — 50 сомов на группу.
Время работы: 10:00 – 18:00
Выходной: понедельник
Материл подготовлен редакцией аналитического сайта Time.kg
Обсудим?
Смотрите также: