CAFMI: Бюджет Кыргызстана потеряет 16 млрд. долларов вследствие запрета игорной деятельности

Согласно расчетам исследования на основе данных Государственной налоговой службы (ГНС), Национального статистического комитета (НСК) и Ассоциации игорно-развлекательных комплексов (АИРК) сумма расходов госбюджета вследствие запрета игорной деятельности может составить более 16 млрд. сом. Об этом говорится в исследовании Центрально-азиатского института свободного рынка (CAFMI) «Влияние игорной деятельности на социально-экономическое благосостояние населения в КР».
Как отмечается, косвенные потери из-за трудности в оценке не были включены. Следовательно, реальные потери государственного бюджета могут быть выше представленных расчетов.

До повышения налоговых ставок в 2008 году, налоговые поступления от игорной деятельности были меньше. После изменения налоговых ставок 9 из 25 казино закрылись, что привело к потере их экономического вклада, но при этом увеличились налоговые поступления от 16 оставшихся казино в виде обязательного патента на игровые столы и других налогов, отчисляемых в бюджет.
По данным НСК КР, вклад игорной деятельности в ВВП в 2010 году составил 0,24%. По оценочным расчетам авторов исследования, с учетом общих налоговых отчислений и валового дохода, вклад деятельности составил 0,7% ВВП.
Согласно оценкам исследования, в сфере игорной деятельности напрямую (в штате) и косвенно работают 12 610 человек.

Игорная деятельность косвенно влияет на развитие других связанных отраслей через потребление товаров и услуг на сумму 1 млрд. 179 млн. 193 тыс. 203 сом в год (оценочно); увеличивает денежные доходы населения через создание рабочих мест и налоговых отчислений; влияет на развитие инфраструктуры и строительства.
Запрет игорной деятельности станет причиной сокращения совокупного потребления в экономике и посредством мультипликативного эффекта приведет к снижению доходов работников прямо и косвенно вовлеченных в сфере обслуживания игорной деятельности. Естественно, данный негативный процесс отразится на государственном бюджете. В этом случае, объем выпадающих доходов государственного бюджета составит не 500 млн. сом, как утверждают государственные органы, а значительно превысить данную сумму.

«Полный запрет на игорную деятельность не приведет к решению проблемы, поскольку, учитывая опыт других, можно с уверенностью утверждать, что игорные заведения продолжат свою работу в нелегальной подпольной форме. К тому же, залы игровых автоматов могут беспрепятственно осуществлять игорную деятельность, несмотря на запрет, получив добровольный патент по предоставлению услуг развлекательных клубов. Следовательно, данный закон, по сути, направлен на ликвидацию деятельности только казино, а не полный запрет всех видов игорной деятельности», - отмечают специалисты CAFMI.
Эксперты отмечают, что принятый Закон КР «О запрете игорной деятельности в КР» приобрел резонансный характер, как среди экономистов, так и юристов. Данный закон не был тщательно подготовлен и принят в строгом соответствии с законодательством КР, что вызвало множество спорных вопросов и проблем вокруг него. При принятии данного законопроекта были нарушены 6 нормативных правовых актов и один международный пакт.

Как говорится в исследовании, принятие закона о запрете игорной деятельности на территории КР приведет к следующим серьезным последствиям: значительный ущерб госбюджету, потеря рабочих мест, потеря вклада в экономику, рост теневого оборота рынка и криминальных структур, отток капитала и ухудшение инвестиционного имиджа страны.
Центрально-азиатский институт свободного рынка (CAFMI) является независимым, некоммерческим, негосударственным мозговым центром, основанный 6 апреля 2009 года, с офисами в Бишкеке и Душанбе, а деятельность охватывает Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан.

Обсудим?
Смотрите также:

