В дружбе с заграницей нужно знать меру
Фото из открытых источников
Страх дружбы с Америкой, Китаем и с кем угодно еще – обратная сторона нашего традиционного понимания дружбы. Это страх того, что на очередном празднике дружбы мы опять потеряем меру. Впрочем, есть у русских и поговорка: «Дружба дружбой, а табачок врозь». Надо вспоминать ее почаще.
Русские любят дружить. Понятие дружбы в нашей традиции наделено особым значением. Друг должен быть искренним, бескорыстным, самоотверженным, не должен держать камня за пазухой – так нас учат с детства. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...» При этом очень важно, чтобы у каждого был друг, потому что без друга человек несчастен.
Сходное понятие дружбы мы привычно распространяем и на отношения между странами и населяющими их народами. Нам очень важно знать, что в мире у нас есть друзья. Не просто союзники или партнеры, а верные и надежные товарищи. Отправляясь в другую страну, мы задаемся вопросом: а любят ли там русских?
У нас сложились традиционные представления о наших естественных друзьях, хотя с течением времени они могут меняться. Когда-то, полтораста лет тому назад, в моде был панславизм, и с тех пор мы склонны считать друзьями и даже братьями православных славян. При этом постоянно разочаровываемся, но снова надеемся на лучшее.
Вроде бы привыкли, что правящая элита Болгарии из века в век предает Россию при малейшей возможности, но всё равно болгары для нас «братушки». Есть вопросы и к сербам, которые то снаряды для ВСУ поставят, то «по ошибке» проголосуют за антироссийскую резолюцию в ООН, но мы всякий раз прощаем – они ж свои, родные.
В то же время среди людей левых взглядов существует поверье, будто самые надежные друзья России – те страны, где правили или до сих пор правят коммунисты, поэтому, чтобы быть достойными их дружбы, нам самим надо сделаться как можно левее.
Это звучит правдоподобно, если не вспоминать, что Советский Союз и ортодоксально-коммунистический Китай долгое время были на грани ядерной войны, а вот с капиталистической Россией КНР живет душа в душу и, по выражению Си Цзиньпина, «стоит спина к спине». В то же время Вьетнам, которому мы когда-то помогали воевать против американцев, сегодня считается потенциальным союзником США.
Формально понятие «дружбы» не чуждо международному праву: испокон веков государства заключали между собой «договоры о мире и дружбе». А после начала СВО, когда коллективный Запад стал добиваться международной изоляции России, у нас появился и термин «недружественные государства»; таким образом, все остальные страны были признаны дружественными.
Сегодня мировой ландшафт меняется. США вдруг начали третировать своих многолетних союзников, а в то же время представители вашингтонской администрации, такие как Стивен Уиткофф, не устают произносить комплименты в адрес России и лично Владимира Путина.
И тут создается впечатление, что у нас есть выбор, которого не было раньше: с кем дружить? Безоглядно броситься в объятия Дяди Сэма, всей страной затянуть песню «Америкэн бой, уеду с тобой»? Есть опасность вновь утратить субъектность, стать вассалом гегемона, которому мы вроде бы уже бросили вызов. Гордо отказаться от сближения с США, чтобы не подводить тех, кто протянул нам руку в трудное время? Можно упустить важные возможности.
Об этом сегодня много говорят, и в этих разговорах важно не путать человеческую дружбу и ту специфическую «дружбу», которая бывает между странами. Государство – это сложная система, а не единая личность, поэтому простодушный психологизм тут только мешает пониманию.
А между тем общественное мнение нередко грешит таким психологизмом. Мы бываем ревнивы, придирчивы, обидчивы. Скажем, в любимой нами Армении приходит к власти Пашинян, и мы тут же вспоминаем, как хорошо пел Муслим Магомаев и какие плохие фильмы снимает Сарик Андреасян. Будем, стало быть, больше дружить с Азербайджаном. Но не успели на это настроиться, как происходит инцидент с азербайджанским самолетом, и вот уже мы требуем от наших властей поставить Баку на место. В результате никакой широкой и безоглядной дружбы не получается ни тут, ни там. Но стоило ли вообще на нее рассчитывать?
Лидеры государств, встречаясь, нередко называют себя друзьями, примерно как монархи прошлого обращались друг к другу «государь, брат мой». Но если говорить о сложном и многоплановом взаимодействии государств, то разумнее было бы исходить из того, что никакой дружбы между ними быть не может. Всегда есть области совпадения интересов и области противоречий.
Часто вспоминают высказывание Палмерстона о том, что у Англии нет постоянных союзников, а есть только постоянные интересы. Этот британский цинизм нам органически чужд, но я бы рискнул сказать, что у России есть единственный друг – своя голова на плечах, и дружить надо прежде всего с головой.
Однако не только дружбу, но и вражду не стоит абсолютизировать – если, конечно, речь не идет об открытой войне. Упорная абсолютизация русофобии сегодня лишает Европу разума. И если у Дональда Трампа есть какая-то заслуга в области российско-американских отношений, то она состоит не в том, что он протянул России руку дружбы, а в том, что он отказался от абсолютизации вражды.
Этот взгляд на вещи можно было бы сформулировать так: о'кей, нам было бы проще, если бы этих русских на свете не было, но мы попробуем жить с ними на одной планете. И аналогичный подход – у наших дипломатов: мы с Америкой никогда не станем друзьями, но можем сотрудничать ко взаимной выгоде и на благо всего человечества.
Может быть, для кого-то в таком подходе слишком много «цветущей сложности», но альтернатива ему – своего рода «государственная социофобия», неспособность выстроить отношения с неудобными партнерами, при этом на самом деле любой неподконтрольный партнер неудобен.
Иногда такая социофобия принимает форму радикального «имперства» и постулирует, что страна не сможет существовать спокойно до тех пор, пока мы не возьмем Берлин, Париж, Вашингтон и т. д. Порой она сопровождается навязчивой, парализующей волю боязнью удара в спину, обмана, вообще каких-то будущих неожиданностей, которые сделают тщетными наши сегодняшние усилия.
Мне кажется, страх дружбы с Америкой, Китаем и с кем угодно еще – обратная сторона нашего традиционного понимания дружбы. Это страх того, что на очередном празднике дружбы мы опять потеряем меру, всё подарим, всё раздадим. Впрочем, есть у русских и поговорка: «Дружба дружбой, а табачок врозь». Пожалуй, надо вспоминать ее почаще.
Читайте также:
Кыргызская элита: волки в овечьей шкуре
Правящий эшелон в Кыргызстане абсолютно разрознен. Исполнительная ветвь власти не подчиняется...
Почему митингуют в Кыргызстане?
Институт общественной политики обратился к экспертам с вопросом о том, что является движущей силой...
Друзья познаются в беде
События, связанные ядерной катастрофой в Японии, страшное цунами не перестают сходить со страниц...
Еще раз о французском почти Бофайтере
Недавно наткнулся на статью четырехлетней давности «Боевые самолеты. Почти французский...
Мощное землетрясение на Востоке Японии. Друг познается в беде!
Так названа выставка, открывшаяся в КГМИ имени Гапара Айтиева. Она организована Посольством Японии...
Месарош Владислав Фердинандович
Революционный скульптор Месарош Владислав Фердинандович (Ласло) – венгерский скульптор,...
Ракетно-ядерный потенциал Китая в 2025 году
Модернизация стратегического и нестратегического ядерного арсенала Китая в последние годы проходит...
Родриго Дутерте: полагаться в мире можно только на слово России и Китая
В понедельник вечером президент Филиппин Родриго Дутерте прибывает с визитом в Москву. Накануне...
Каталонская карта и святой Матфей.
Несколько лет назад не было средств массовой информации Кыргызстана которые бы не писали о том как...
ООН поддерживает сельских женщин.
С 18 по 20 сентября в рамках программы ООН «Единство действий» состоялся пресс-тур в Ошскую...
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ: Китай и Кыргызстан - надежные партнеры и добрые соседи
Об этом заявил Чрезвычайный и Полномочный посол Китая в Кыргызстане Ци Даюй, прежде работавший в...
Россия царей, генсеков и президентов: почему всё заканчивается одним и тем же
Говорят, история не знает сослагательных наклонений. Но если бы элита царской России была бы...
Ганзейский союз
Портовый город Любек был фактическим центром Ганзы — экономическим союзом торговых городов и их...
Суслова Светлана Георгиевна
«Запрячу в берет поседевшую прядку и юной любовью весь мир одарю!» Суслова Светлана Георгиевна –...
Отомстить соседям и избежать своего участия в мясорубке войны - Болгария в ВМВ
По той части Европы, где находится Болгария, каток Второй мировой войны прошёл особенно жёстко. Её...
Болгария душит симпатии к России арестами и насилием
Фото из открытых источников На уходящей неделе МИД РФ выступил в защиту одного из болгарских...
Российский ядерный арсенал в 2025 году
В журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» в колонке «Ядерный блокнот» вышел очередной ежегодный...
О причинах, по которым качество постройки «Осляби» могло оказаться ниже ожидаемого
В предыдущей статье я рассмотрел недостатки организации управления Санкт-Петербургским портом и...
Гумилев Лев Николаевич
«…Я писал все, что хотел, а не то, что велели» Гумилев Лев Николаевич. Ученый, создавший...
Воздушные пираты — это не выдумка Хаяо Миядзаки
Воздушные пираты. Ну вот, опять начинается – сейчас начнут ворчать читатели из определенной...
Дядюченко Леонид Борисович
В вечном движении по тропе времени Дядюченко Леонид Борисович – член Союза писателей СССР (1966...
Всё! Нету больше вашей Америки…
Нравится нам это или нет, но современный мир всё ещё во многом построен вокруг Соединённых Штатов...
Хлодвиг I. Король франков
Хлодвиг I (Chlodwig) (466–511). Ставший королем (rex) салических франков в 15 лет, из династии...
БМП, на которой бы я пошёл в бой
За три года ведения боевых действий средней интенсивности на Украине в общественном мнении всё...