Кыргызская элита: волки в овечьей шкуре
Правящий эшелон в Кыргызстане абсолютно разрознен. Исполнительная ветвь власти не подчиняется законодательной, которая в свою очередь лоббирует принятие выгодных себе нормативно-правовых актов. О бардаке в судебной системе можно говорить бесконечно. И все эти люди считают себя вершителями судеб, а проще говоря, политической элитой страны.
Желание чиновников восстать над всем миром, подтолкнуло активную общественность собраться и обсудить проблему их псевдоэлитарности.
Элитным будешь?
Для начала необходимо определить, кто же относится к элитным группам с точки зрения науки, и кто фактически ворвался в эту прослойку общества. Политологи склонны к определению, что элита - это нечто самое лучшее. Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению с другими. В настоящее время термин «элита» используется в качестве определения той части общества, которая имеет власть и влияние. Не всегда это высокоинтеллектуальные люди.
Несколько лет назад Академия государственного управления при президенте КР провела исследование с целью выяснить, как в республике формируются элитные группы. К совершенной модели политической элиты причисляют тех, кто соответствует нравственным, моральным принципам, профессиональным качествам, внесенному вкладу. В другую модель входят все лица, занимающие государственные должности и строящие политику. Однако в Кыргызстане ни государственные, ни общественные институты не приобрели устоявшуюся форму элиты, где могли бы работать правовые принципы.
В этом плане роль правящей элиты огромна. На них возлагается большая ответственность. По словам представителя Академии государственного управления Аиды Алымбаевой, большое влияние за последние 20 лет в формировании элитных групп сыграли неформальные институты. «Бывшие президенты формировали кадровую политику. В советское время эта функция была возложена на партию. Сейчас же преимущество отдается представителям кланов, регионов, а не их профессиональным качествам», - пояснила Аида Алымбаева.
Она добавила, что с оттоком профессиональных кадров из этнических меньшинств сокращается с каждым годом число людей в элите нетитульной нации. «В 2007 году мы не увидели ни одного представителя нацменьшинств среди элиты. Роль женщин в исполнительной ветви власти также ограничена», - сказала Аида Алымбаева.
Цена вопроса
Впрочем, в условиях рыночной экономики стало возможным попросту купить привилегированный статус. Но стать-то благодаря этому истинным представителем элитных кругов вряд ли кому удастся. Напомню, главным критерием элитарности является высокий интеллект.
Начиная с 90-х годов, в республике издаются книги о представителях элиты. Доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев сделал весьма интересное наблюдение. В последнем издании к элите причислено 60 процентов никому не известных людей. «В книге так и написано, что за 20 тысяч сомов можно стать членом элитного клуба. Чтобы попасть в Жогорку Кенеш, депутаты тоже должны платить огромные суммы», - пояснил он.
По его словам, в Кыргызстане можно выделить несколько элитных групп. Первая - элита, оставшаяся после распада Советского Союза. Однако эта интеллигенция превратилась в кухонную - они не выражают своего мнения. Вторая - нынешняя власть: депутаты, чиновники, предприниматели. Это разрозненная элита - они работают только в своих интересах. Третья - местная элита. В нее входят авторитетные, решающие вопросы в районах и областях люди. Они могут организовать население на стабилизацию и дестабилизацию обстановки. Власти имеют очень плохую с ними связь. В целом эти группы не взаимодействуют друг с другом, если только им не нужно решить личные вопросы. В государственных интересах они не работают.
Кто нам мешает, тот нам поможет
Мнение общественности разделилось на тех, кто считает, что элита в Кыргызстане есть, но требует консолидации, и на тех, кто не признает существующие «группировки» элитой.
На круглом столе в ИА «24.kg» «Кыргызские элиты: нет взаимодействия, нет государства» кинорежиссер Эмиль Джумабаев завил, что в Кыргызстане нет элиты. «Исторически сложилось так, что у кыргызов отсутствовали традиции государственности. Независимость упала на нас, как снег на голову, в течение 20 лет мы с ней справляемся. Нам нужно использовать этносы, проживающие в КР, которые несут в себе традиции государственности. Этнически мы никогда не договоримся. Юг Кыргызстана можно отнести к окраине мусульманской цивилизации, а север - к евразийской кочевой великой степи», - сказал он.
Именно из-за разделения на север и юг нет целостности правящей элиты. Политики не признают друг друга, а порой боятся ступить на чужую территорию. Они активно пользуются этим разделением для становления личных амбиций. Их объединяет единственное желание - любой ценой заполучить власть, хотя бы в отдельно взятом регионе, но для местного населения он станет и богом, и правителем.
Правящая элита привыкла сваливать ответственность на некие внешние силы, которые своей рукой расставляют их как пешки на игровом поле. Прикрываясь этим, они продолжают разыгрывать свою партию, не задумываясь, что целенаправленно толкают страну к пропасти в виде третьей революции.
Российские эксперты склонны к мнению, что проблемы в Кыргызстане рождены внутренним контекстом, а не внешними игроками. По словам директора политологического центра «Север - Юг» Алексея Власова, третья революция в Кыргызстане может произойти от неспособности элит договариваться. «Я не склонен искать руку Запада. Запад, скорее, использует комплекс внутренних проблем, которые складывались годами. Элите нужно ясно осознать, если раскол не будет преодолен, если произойдет революция, Кыргызстан будет отброшен назад. Элитные группы обособятся, продолжится процесс дробления на региональные, земляческие, клановые группировки», - пояснил он.
Алексей Власов считает, что элита такая, каков уровень политической культуры. Если можно людей вывести за тысячу сомов, это свидетельство определенного качества элиты и политической культуры общества. Проплаченные митинги выдаются за политическую активность. Но это не признак демократии, так же как и число партий в стране. В итоге, неизвестно, к чему мы движемся, нет четко обозначенной цели.
У Кыргызстана единственный выход - усилить давление на элиту, побудить ее к консолидации и преодолению разногласий. «Нужен «Пакт о ненападении». Давление должны осуществлять лидеры общественного мнения, гражданское общество. Если элита не будут консолидироваться, ситуация не изменится. Элита должна услышать мнение общества», - резюмировал эксперт.
На тонущем корабле
Однако если бы политическая элита слышала чаяния народа, то страна не находилась бы на грани, социально-экономическое положение не было бы так подорвано. А в последние годы, по наблюдению доцента кафедры политологии КРСУ Игоря Халанского экономика Кыргызстан деградировала до неофеодального уровня. «У нас нет политической элиты. Это бизнесмены в шкуре политиков. Предприниматели нацелены на получение всеобщей выгоды, бизнесмены - личной. Они пытаются протащить и защитить свои интересы. В республике существуют противоречия между формой государства и содержанием. Раньше была советская высокотехнологичная экономика. Сейчас она деградировала до неофеодального уровня. Воспитывать высокоинтеллектуальных людей она не может», - пояснил Игорь Халанских.
Эксперты отмечают, что республика неминуемо движется к краю пропасти. Власть фиктивна, обоюдной, целенаправленной работы нет. Это создает очередную угрозу для дестабилизации обстановки. На уровне гражданского общества договориться еще можно, но власть в этом направлении проигрывает, она не идет на контакт.
Конечно, счет не идет на секунды, время еще есть, но оно работает против элит и общества, ведь они разобщены, хотя и находятся на одном корабле: кто-то на палубе, кто-то в трюме, кто-то у руля. Но при малейшей качке они могут с легкостью поменяться местами.
Текст: Юлия КОСТЕНКО ИА «24.kg»
Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Обсудим?
Смотрите также: