Более 800 тыс. долларов перевели для обмена валюты — на суде мужчины рассказали, как с них брали расписки и держали в одном из домов в Аксы
Согласно данным, размещённым в Государственном реестре судебных актов, одному из осуждённых также предъявлено обвинение в распространении материалов, относящихся к запрещённой в Кыргызстане экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
В материалах уголовного дела указано, что в 2021 году М.М.А., М.М.С. и их сообщник М.У. (в настоящее время разыскивается) договорились о хищении чужих средств путём обмана. Они убедили потерпевшего И.Р. перевести значительные суммы в долларах на электронный кошелёк М.У., обещая обменять их на китайские юани и получить прибыль. В итоге И.Р. понёс убытки на сумму 437 тыс. 200 долларов (примерно 36,9 млн сомов), а другой потерпевший, М.С., — на 364 тыс. долларов (около 30,7 млн сомов). В общей сложности было переведено 801 тыс. 200 долларов, которые до сих пор не возвращены.
Кроме того, следствием было установлено, что в мобильном телефоне М.М.А. были найдены электронные книги и материалы, признанные экстремистскими. Судебно-религиоведческая экспертиза подтвердила, что эти файлы имеют экстремистский характер.
Согласно решению Первомайского районного суда, М.М.А. был приговорён к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества, а М.М.С. получил 5 лет тюремного заключения с аналогичными последствиями. Оба осуждённых лишены права заниматься экономической деятельностью на определённый срок.
Потерпевшие И.Р. и М.С. подали апелляционные жалобы в Бишкекский городской суд, требуя ужесточения наказания и полного возмещения ущерба, ссылаясь на крупный размер хищения и недостаточную строгость наказания.
Сами осуждённые и их защитники утверждают о своей полной невиновности в эпизоде мошенничества, заявляя, что лишь пытались помочь потерпевшему связаться с М.У., не участвуя в переводе средств и став жертвами вымогательства со стороны И.Р.
По их словам, расписки о возврате средств были подписаны под давлением во время незаконного удержания в одном из домов Аксыйского района Жалал-Абадской области.
Позиция первого обвиняемого
На слушании апелляционной инстанции М.М.А. подтвердил свои показания, данные в суде первой инстанции, и добавил, что потерпевший И.Р. ранее ездил в Россию, где знакомился с М.У., однако осуждённые не были с ним знакомы. Они сотрудничали с М.У. в строительстве. И.Р. и М.У. занимались валютными операциями, но между ними возник конфликт, в результате которого оба начали обвинять друг друга в мошенничестве.
Не сумев вернуть свои деньги, И.Р. стал требовать их с обвиняемых, утверждая, что «М.У. — ваш партнёр», после чего удержал их в заложниках и применил физическую силу, заставив написать расписку.
По словам обвиняемого, его удерживали вместе с другим лицом в течение 28 дней в одном из домов Аксыйского района, а второе лицо — 15 дней. В это время они звонили М.У. в Санкт-Петербург, сообщая ему: «Верни деньги, из-за тебя мы в заложниках». Эти слова были записаны на телефон и теперь служат доказательством.
К ним применяли насилие и заставили подписать расписку о возврате средств, при этом дата в расписке была указана неверно — проставлена была более ранняя дата, хотя документ был составлен в момент нахождения в заложниках.
Обвиняемый также заявил, что И.Р. нанял группу, которая привезла его в Бишкек, где его заставили написать расписку в одной из чайхан, а затем снова увезли в Аксы.
По этим фактам было возбуждено уголовное дело, и И.Р. с сообщниками были привлечены к ответственности за незаконное лишение свободы. В настоящее время И.Р. осуждён и находится под пробационным контролем.
Обвиняемый утверждает, что И.Р. не был никаким гарантом и не участвовал в переговорах между ним и М.У., а деньги напрямую отправлялись М.У. в Санкт-Петербург.
По словам обвиняемого, он уже 1 год и 7 месяцев находится под стражей по ложному обвинению. После обращения Т.А., М.У. вышел на связь и подтвердил, что получил деньги. Потерпевших отпустили только после того, как сын предложил передать им дом, в котором они проживали, с просьбой: «Отпустите моего отца».
М.У. по-прежнему находится в розыске, и обвиняемый просит оправдать его по этому эпизоду. По второму эпизоду, связанному с обнаружением экстремистских материалов, он признаёт свою вину, объясняя, что не знал о запрете на их просмотр и распространение.
Позиция второго обвиняемого
На заседании апелляционного суда М.М.С. также подтвердил свои предыдущие показания и добавил, что И.Р. ранее ездил в Россию и там познакомился с М.У., но обвиняемый не знакомил их. М.М.С. сотрудничал с М.У. в строительстве, тогда как И.Р. и М.У. работали самостоятельно.
После того как И.Р. не смог вернуть деньги, которые были переданы М.У., он стал требовать их от обвиняемых, утверждая, что М.У. — их партнёр. При этом И.Р. не был гарантом и не участвовал в переговорах, а деньги напрямую переводились М.У. в Санкт-Петербург. Обвиняемый также заявил, что не знал о переводе средств со стороны И.Р.
Он провёл 1 год и 7 месяцев под стражей по ложному обвинению. М.У. вышел на связь после обращения родственников, подтвердив факт получения денег.
Расписка, на которую ссылаются потерпевшие, была составлена под давлением, когда обвиняемые находились в заложниках. И.Р. также нанял неизвестных, которые удерживали обоих в заложниках: один из них находился в неволе 15 дней, а другой — 28, в доме Аксыйского района. В этот период они звонили М.У., находившемуся в Санкт-Петербурге, и сообщали: «Верни деньги, из-за тебя мы в заложниках». Эти слова были тайно записаны и служат доказательством.
Кроме того, дата в расписке была указана неверно, с более ранней датой.
Обвиняемый утверждает, что после обещания передать дом в Узбекистане, который удерживавшие их лица не передали, одного из заложников отпустили через 15 дней. Заявление по факту возвращения средств было подано в ГКНБ.
В результате расследования по факту захвата заложников И.Р. и несколько других лиц были осуждены. И.Р. сейчас находится под пробационным контролем, а М.У. по-прежнему разыскивается.
В связи с изложенным, обвиняемый просит о своём оправдании.
Апелляционная коллегия, ознакомившись с делом и заслушав стороны и свидетелей, пришла к выводу о доказанности вины осуждённых и оставила приговор без изменений. Взыскание ущерба с осуждённых в пользу потерпевших также осталось без изменений.
М.У. остаётся в розыске, и расследование в отношении него продолжается.
Читайте также:
Тюрьма для пожизненно осужденных появилась в Кыргызстане.
Новый режимный корпус оборудован в колонии в селе Жаны-Жер Сокулукского района. До этого времени в...
Урмат Барыктабасов приговорен к четырем годам лишения свободы.
Таков вердикт Первомайского районного суда Бишкека, вынесенный в среду в 19 часов. Барыктабасов...
Почему митингуют в Кыргызстане?
Институт общественной политики обратился к экспертам с вопросом о том, что является движущей силой...
Ракетно-ядерный потенциал Китая в 2025 году
Модернизация стратегического и нестратегического ядерного арсенала Китая в последние годы проходит...
СИН планирует снизить число отбывающих наказание в исправительных учреждениях на 462 человека
Государственная служба исполнений наказаний (ГСИН) выносит на общественное обсуждение законопроект...
Российский ядерный арсенал в 2025 году
В журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» в колонке «Ядерный блокнот» вышел очередной ежегодный...
Устойчивый туризм в Кыргызстане: быть или не быть?
Специалисты говорят, что мы и наши пращуры видим мир неодинаково. Возможно, что-то меняется в...
Первая "чистая зона" для осужденных женщин построена в Кыргызстане
Сегодня Программа по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (КАДАП) передала...
«Фоккер»? Нет, «Мессер»!
От редакции: просто бесподобное историческое исследование, которое не оставит равнодушным...
Главы айыл окмоту и пастбищных комитетов Нарынской области посетили Суусамыр для обмена опытом по управлению пастбищами
28-29 августа главы айыльных аймаков, пастбищных комитетов Атбашинского и Нарынского района...
ГСБЭП предоставил промежуточные итоги расследования по выводу из КР $700 млн
Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП) при правительстве КР...
Месарош Владислав Фердинандович
Революционный скульптор Месарош Владислав Фердинандович (Ласло) – венгерский скульптор,...
Открытый Кыргызстан 2021
Проект Европейского Союза «Открытые сообщества - открытые СМИ» организовал церемонию вручения для...
Фиельструп Федор Артурович
Первые шаги в этнографии Фиельструп Федор Артурович – один из тех ученых, кто стоял у истоков...
Еще раз о французском почти Бофайтере
Недавно наткнулся на статью четырехлетней давности «Боевые самолеты. Почти французский...
Абрамзон Саул Матвеевич
«Пытливый, талантливый исследователь…» Абрамзон Саул Матвеевич, виднейший ученый-этнограф,...
Жизнь с ВИЧ за решеткой
Угрозе ВИЧ в Кыргызстане подвержены все группы населения. Реальностью ВИЧ- инфекция стала и во...
"Адилет" проанализировал проект закона о конфискации имущества до решения суда
Правовая клиника "Адилет" представила свой анализ законопроекта "О внесении...
Ядерный арсенал Израиля в 2025 году
В журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» в колонке «Ядерный блокнот» вышел очередной ежегодный...
Итоги года от Tazabek. Более 30 тыс. предприятий Кыргызстана в 2024 году заработали почти 800 млрд сомов
- В 2024 году более 30 тысяч предприятий и организаций действовали в реальном секторе экономики. С...
Открытие нового здания Государственного центра судебных экспертиз
Управление ООН по наркотикам и преступности и Министерство юстиции Кыргызской Республики усиливают...
В Бишкеке появился «Дом Русской книги»
Открытие специализированного магазина, в котором будут представлены книги на русском языке,...
Хлопкоробы Кыргызстана несут убытки
Хлопкоробы Кыргызстана несут убытки. Цены на хлопчатник резко упали. В связи с этим крестьянам не...
О причинах, по которым качество постройки «Осляби» могло оказаться ниже ожидаемого
В предыдущей статье я рассмотрел недостатки организации управления Санкт-Петербургским портом и...