Главная » Новости » Экономика » Риски и развитие. Как в Кыргызстане намерены регулировать искусственный интеллект?
Экономика

Риски и развитие. Как в Кыргызстане намерены регулировать искусственный интеллект?

С каждым днем растет количество вопросов о регулировании искусственного интеллекта в Кыргызстане. Каково текущее состояние этого процесса и какие мнения высказывают эксперты и депутаты?
Эти вопросы стали темой обсуждения на Центральноазиатском киберюридическом форуме.

Мнения экспертов

Кыргызстанские разработчики видят в искусственном интеллекте возможность для выхода на международный IT-рынок, как отмечает директор Парка высоких технологий Азис Абакиров.
Излишнее регулирование может навредить развитию технологий. У нас еще сохраняется определенная свобода в интернете.

Он также добавил: "С учетом этических и других угроз, которые несет ИИ, разработчики видят в нем шанс на глобальный рынок. Например, в этом году американский президент выделил $500 млрд на развитие ИИ, а в Китае появился новый проект DeepSeek". По его словам, в Кыргызстане лишь небольшая группа людей пытается конкурировать с международными игроками.
Таким образом, представители IT-сектора рассматривают ИИ как экономическую возможность, а не как угрозу. В этом же духе высказался депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев, подчеркнув, что к регулированию ИИ в стране следует подходить очень осторожно.
Он выразил опасения, что "регулирование может восприниматься как запрет", что в Центральной Азии часто приводит к ограничениям.
Бекешев также отметил, что в Кыргызстане развиваются собственные проекты в области ИИ, такие как Akyl AI и AiRun.

Но такая динамика может быть нарушена из-за чрезмерного регулирования.

Бекешев добавил, что Кыргызстану стоит обратить внимание на опыт Европы и других стран, которые могут вводить жесткие меры регулирования, влияя на крупные компании, такие как OpenAI и Google.
По его мнению, "необходимо сохранять пространство для развития талантов" и избегать ограничений, которые могут навредить развитию местных инициатив в области ИИ.

Эксперт по защите данных из Yango Group Денис Садовников также отметил, что регулирование ИИ не должно быть воспринято как запрет, так как мошенники могут использовать любую технологию.
В качестве примера для Кыргызстана часто рассматриваются подходы других стран. В мире существуют различные концепты регулирования ИИ: европейский, основанный на правах человека, англосаксонский, предполагающий саморегулирование, и сингапурский, который сочетает оба подхода, как отметила депутат Мажилиса Казахстана Екатерина Смышляева.

Смышляева рассказала, что Казахстан выбрал комбинированную модель, которая учитывает лучшие практики. Важным аспектом является то, что противозаконные действия должны оставаться в центре внимания, при этом часть запретительных норм должна быть сосредоточена на них.

Казахстан также разработал закон об ИИ, в котором предусмотрены меры для поддержки технологического прогресса и регуляции использования авторских прав.
В этом контексте предусмотрен равный доступ разработчиков к большим данным и вычислительным ресурсам, что регулируется законодательством. Этические вопросы также играют важную роль, особенно в отношении высокорисковых технологий.

Что касается соблюдения авторских прав, в Казахстане разрешили обучение ИИ на открытых произведениях, если автор не установил запрет на их использование. "Мы приняли обратный принцип: использование допускается по умолчанию, а защита действует только при явном несогласии автора", - объяснила Смышляева.

ИИ в Цифровом кодексе

Как сообщил депутат Дастан Бекешев, нормы о регулировании ИИ уже включены в Цифровой кодекс Кыргызстана. Здесь технология рассматривается с учетом принципа "технологической нейтральности".

Это означает, что регулирование касается не самого алгоритма, а сферы его применения. Например, если ИИ используется в финтехе для кредитования, действуют правила финансового регулятора, а в медицине - нормы Минздрава. "Мы не создавали какого-то "цифрового монстра", который бы контролировал каждую строчку кода", - добавил депутат.

Ведущий партнер консорциума по разработке цифрового законодательства Татту Мамбеталиева разъяснила, что основная цель Цифрового кодекса - избежать административного регулирования. Предлагается взаимодействие на четырех уровнях: телеком-секторов, систем, сервисов и данных.

Системы ИИ, которые способствуют цифровому благополучию, относятся к категории повышенного риска, и их владельцы должны принимать меры для снижения возможного вреда, неся за это ответственность по законодательству Кыргызстана.

При этом конкретные правила разработки и применения ИИ передаются профессиональному сообществу, которое может установить стандарты, охватывающие этические вопросы, управление данными и качество разработки.

Особое внимание уделяется прозрачности. Если ИИ взаимодействует с потребителями, они должны быть об этом уведомлены, кроме случаев, когда присутствие алгоритма очевидно. Информация о применении ИИ считается общедоступной и должна быть размещена на сайтах компаний.

Дополнительные требования касаются чувствительных технологий. Пользователи систем распознавания эмоций и классификации по биометрическим признакам должны информировать об использовании таких решений. Аналогичные правила действуют для дипфейков, где необходимо раскрывать их искусственное происхождение.

Таким образом, Кыргызстан стремится к осторожному регулированию ИИ, избегая жестких запретов и акцентируя внимание на саморегулировании. Эта стратегия должна поддержать развитие местных ИИ-проектов, не препятствуя их запуску, и обозначить ключевые границы для высокорисковых технологий. Остается открытым вопрос: удастся ли достигнуть такого баланса на практике.

Фото на главной странице: Shutterstock.
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК