В Узбекистане вступили в силу новые правила для скутеров. Что изменилось
С 1 октября в Узбекистане вступили в силу новые нормы, касающиеся водителей мопедов и скутеров, согласно которым они обязаны иметь государственный номер и водительские права. Журналисты "Газеты" пообщались с курьерами, которые столкнулись с трудностями из-за этих изменений, а также изучили ситуацию в автошколах и службах доставки.
С начала октября на улицах Ташкента стало заметно меньше курьеров на скутерах и мопедах. В социальных сетях участились сообщения о штрафах для водителей, не имеющих необходимых документов, и о случаях конфискации их транспортных средств.
Корреспонденты "Газеты" провели опрос среди курьеров, представителей служб доставки и автошкол, которые обучают на категорию "А", дающую право управления мопедом или скутером.
Мнения курьеров
Азизбек Олимжонов, курьер из Андижана:
Я работаю курьером с ноября прошлого года и до недавнего времени использовал скутер. Из-за отсутствия водительских прав мне пришлось с 1 октября перейти на велосипед, который я также арендуют. Скутеров на дорогах стало гораздо меньше, и в первые дни новых правил я часто видел, как водителей штрафуют.
Заказов по-прежнему достаточно, но сейчас их стало даже больше. Мы получаем бонусы за высокий спрос на велокурьеров, и работаем без перерывов. Бонус за каждый выполненный заказ составляет 40%. Если доставка стоит 20 тысяч сумов, с бонусом клиент платит 32 тысячи. Аренда велосипеда — 380 тысяч сумов в неделю. Если я выполню 100 заказов за неделю, получу бонус в 280 тысяч, так что фактически плачу только 100 тысяч за аренду.
Однако город не приспособлен для велодвижения, поэтому приходится выезжать на проезжую часть, что небезопасно. На скутере было удобнее и комфортнее, но я бы хотел, чтобы процесс получения водительских прав для скутеров сделали проще.
"Количество заказов для велокурьеров увеличилось в два раза"
Мухаммад Норов, велокурьер из Кашкадарьинской области:
Я работаю курьером уже три месяца и использую свой велосипед. Пытался заработать на скутер, но теперь это стало сложнее. С 1 октября у нас количество заказов увеличилось в два раза — с 30 до 60 в день. Я раньше работал рядом с Экобазаром, а теперь охватываю большее расстояние, так как курьеров не хватает.
Раньше на карте приложения все заказы были "жёлтыми", но теперь они "красные", что указывает на их большое количество. Мы стараемся доставлять заказы быстро, но многие курьеры остались без работы.
"Эти требования по правам стоит отменить. В этой сфере работают в основном люди с низким доходом, и, когда они начинают зарабатывать, их сразу же заставляют получать права, что затрудняет их жизнь".
"Не хватает курьеров для доставки на большие расстояния"
Студент, велокурьер:
Я работаю курьером уже год, совмещая это с учёбой. Сейчас на улицах почти нет курьеров — 70% исчезли. У тех, кто получил права и номера, всего единицы, поэтому заказов стало больше. Раньше я зарабатывал около 400 тысяч сумов в день, а теперь — 500−600 тысяч.
Компании предлагают бонусы курьерам на скутерах, поскольку их не хватает. Однако курьеры на автомобилях и скутерах имели возможность покрывать большие расстояния, тогда как нам приходится ограничиваться 6 километрами.
"Я ездил на скутере и сейчас не работаю"
Зайниддин Чориев, студент, велокурьер:
Я работал курьером около года, начиная с велосипеда и затем купив скутер за 6 миллионов сумов. С 1 октября я не работаю — не хочу, чтобы скутер оказался на штрафстоянке. У меня есть права категории "B", но для получения "A" нужно заплатить столько же, сколько стоит скутер, что для студента непосильно.
Также есть сложности с получением номера, так как я купил скутер в 2024 году, а по закону его следовало зарегистрировать до 30 сентября. Я не успел, так как при регистрации потребовали счёт-фактуру, которой у меня не было.
Чтобы зарегистрировать скутер, нужно ехать в область, что требует дополнительных затрат. Да и права слишком дорогие, было бы здорово, если бы их стоимость снизили.
Компании, с которыми мы работаем, тоже ищут выход. Например, предлагают электровелосипеды, но это не оптимально, так как на скутере можно было доставлять заказы на расстояние до 20 километров, а на велосипеде - нет.
Перейти с скутера на велосипед сложно. Я привык к удобству скутера, и боюсь, что на велосипеде не смогу справляться с учебой. Лучше работать и зарабатывать, чем сидеть без дела.
Наблюдения "Газеты"
Чтобы пообщаться с курьерами, мы провели около часа в местной столовой, популярной среди курьеров. За это время встретили только двух человек на скутерах, у которых были все необходимые документы, но они спешили и не смогли остановиться на разговор.
В то же время, в сентябре на этом же месте было около 20−30 курьеров на скутерах и мопедах.
С велокурьерами ситуация аналогичная — из-за большого потока заказов у них не было времени на общение. Некоторые смогли уделить время, но в основном они выполняли заказы и возвращались за новыми.
Большинство курьеров отметили увеличение количества заказов. В Telegram-группах курьеров активно размещают объявления об аренде велосипедов, появляются акции со скидками для тех, кто не зарегистрировался, а также предложения о продаже скутеров.
Кроме того, велокурьеры оставляют сообщения о срочных заказах. Один курьер на электровелосипеде рассказал, что его остановил инспектор ДПС и потребовал водительские права. На ответ, что это не скутер, инспектор заявил: "Есть мотор — значит, скутер". После этого курьер решил не выходить на работу.
Штрафы
С начала октября в социальных сетях появились сообщения о том, что водителей скутеров и мопедов без удостоверений штрафуют, а их транспорт отправляют на штрафстоянку.
Согласно КоАП, за управление транспортом без прав предусмотрен штраф в размере 5 БРВ — 2,6 миллиона сумов. Если транспорт не зарегистрирован, штраф составляет половину БРВ — 206 тысяч сумов.
"Газета" обратилась к пресс-секретарю Службы безопасности дорожного движения МВД Зоиру Юлдашеву с вопросами о количестве оштрафованных владельцев скутеров и мопедов и размерах штрафов. Он сообщил, что служба планирует провести пресс-конференцию, чтобы ответить на все запросы.
Ситуация в автошколах
Как повлияли новые требования на число желающих обучаться на категорию "А"? Журналисты "Газеты" связались с автошколами в Ташкенте и регионах.
Некоторые автошколы не обучают на категорию "А". Всего по стране таких школ более 200. Вот информация от некоторых автопарков:
Представитель автошколы "Автолидер":
У нас продолжается набор на категорию "А". Если наберётся достаточное количество желающих, откроем группу. Обучение длится 2 месяца, стоимость курса — 2,5 миллиона сумов. После 1 октября интерес к курсу возрос. Ранее интересовались 1−2 человека в неделю, сейчас — 15−20.
Представитель автошколы "Дамал":
У нас курс длится 2 месяца и 10 дней, стоимость — 2,5 миллиона сумов. В конце сентября было несколько запросов, а сейчас записалось 12 человек. Ранее было меньше, лишь 3−4 человека за несколько месяцев. Мы ожидали, что после 1 октября будет большой наплыв, но записались всего 7−8 человек, хотя для открытия группы требуется 24.
Представитель автошколы "Star Mig Auto":
"Категория "А" теперь обязательна, но пока ни разу не набрали группу. Обучение длится 3 месяца, стоимость — 3 миллиона сумов. Интерес есть, но документов подали только 5 человек."
Представитель автошколы в Юкоричирчикском районе:
"Курс длится 3 месяца, стоимость — 3,5 миллиона сумов. До октября записались 5−6 человек, но в октябре пока никто не пришёл. Ожидали наплыв, но пока тихо."
Bukhara Driver:
"Обучение категории "А" длится 2 месяца и 15 дней, стоимость — 2 миллиона сумов. Записались только 4 человека после 1 октября, интерес невысокий."
"Ватанпарвар":
"Курс длится 2 месяца, стоимость — 2,5 миллиона сумов. Наплыва нет, записались 10 человек, раньше интерес был меньше."
Ситуация в агрегаторах доставки
По информации пресс-службы Uzum Tezkor, с 1 октября количество курьеров сократилось. Некоторые перешли на электровелосипеды, но многие приостановили работу.
Курьерская работа была дополнительным доходом для многих, позволяющим покрывать расходы на учёбу и другие нужды. Однако совмещать основную работу и обучение в автошколе стало сложно.
Стоимость обучения для некоторых курьеров является значительной нагрузкой, требуя до 80% их месячного дохода.
Uzum Tezkor инициировала ряд мер поддержки курьеров, включая помощь в оформлении документов для получения прав категории "А" и обучение со скидкой.
Компания также ввела дополнительные бонусы для курьеров, выполняющих заказы через приложение.
Yandex Uzbekistan
В Yandex Uzbekistan также отмечают сокращение числа курьеров на мопедах, но наблюдается рост тех, кто доставляет заказы пешком или на велосипедах. Среднее время доставки увеличилось на 2−4 минуты.
Компания предлагает курьерам-партнёрам аренду электровелосипедов по сниженной цене.
Wolt Uzbekistan
Генеральный директор Wolt Uzbekistan Зафар Исхаков сообщил, что часть курьеров временно приостановила работу, но многие уже оформляют документы и скоро вернутся к выполнению заказов.
Компания не заметила значительных изменений в качестве обслуживания. Заказы продолжают выполняться вовремя, и цены остаются конкурентоспособными.
Читайте также: