Александр Васильев: о моде и автомобилях

«Мода — зеркало истории», — неустанно повторяю я. События политической, экономической, культурной жизни, социальные потрясения, войны и, разумеется, технический прогресс всегда находили свое отражение в стиле одежды и способствовали развитию моды. Поэтому не удивляйтесь, дорогие читатели, моему рассказу о влиянии транспорта на мировую и отечественную моду. Автомобильный мир и вселенная моды пересекаются гораздо чаще, чем вы могли себе это представить.
В первой половине 1910-х годов довоенная Россия переживала экономический рост, который влек за собой технический прогресс. Шло бурное развитие авиации. Регулярно устраивались всевозможные автопробеги, в одном из которых участвовала родившаяся в Санкт-Петербурге княгиня Софья Алексеевна Долгорукова. Она была членом Императорского российского автомобильного общества и стала единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега, проходившего в 1910 году. Кроме этого, княгиня Долгорукова в 1912 году прошла начальную летную подготовку в школе пилотов-авиаторов, став таким образом одной из первых авиатрис.
Возникновение автомобилей, появление самолетов и развитие железных дорог находило свое отражение в поэзии. Помните бессмертные строчки Игоря Северянина?
«Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!»
Все эти новшества, стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь, потребовали от женщин провести полную ревизию своих гардеробов, не отличавшихся на тот момент особой практичностью. Во-первых, никуда не годилась ширина и длина юбок. Во-вторых, корсет был настолько узким, что страшно ограничивал свободу движения. В-третьих, массу неудобств доставлял чрезмерный декор нарядов. Что уж говорить о головных уборах! Огромная широкополая шляпа так и норовила слететь с головы, когда автомобиль набирал скорость. А первые автомобили, надо заметить, были открытыми, у них отсутствовала крыша. Возникла потребность в реформе женского костюма, которая приспособила бы его к новым ритмам городской жизни.
Так в моду вошли дорожные костюмы, отличавшиеся простотой, функциональностью и практичностью. Идея подобных нарядов была заимствована явно из мужского костюма. Дорожные костюмы часто носили без пальто, лишь с легким жакетом, надевали белый полотняный воротничок, манжеты и большой, похожий на мужской галстук с блестящей булавкой. Так началось постепенное проникновение элементов мужского костюма в женский. Самые лучшие готовые дорожные костюмы можно было купить в торговом доме «Мюр и Мерилиз» на Театральной площади и углу Петровки, нынешнем ЦУМе.

Молодая дама в костюме тальер из английской шерсти, с муфтой из горностая и высокой шляпе с эгретом. Рига, 1913 год
Также большой популярностью пользовались пальто для вождения автомобиля. Их носили с обернутыми вуалью модными шляпами, крагами и зачастую защитными очками.
Распространение общественного транспорта и автомобилей повлияло также на развитие меховой моды. Прогулки в открытых авто требовали теплой одежды.
В моду вошли длинношерстные меха енота, опоссума, медведя, волка и даже горного козла. Существенно ограничились размеры головных уборов. Компактные шляпки прочнее держались на голове. Популярным аксессуаром стал так называемый автомобильный шарф, к слову, стоивший жизни знаменитой танцовщице Айседоре Дункан.
Итак, женская мода начала века, взяв курс на практицизм и функциональность, больше никогда не возвращалась к эфемерным платьям в стиле модерн и большим широкополым шляпам, отделанным страусовыми перьями, чучелами птиц и кружевом.