Создать аккаунт
Главная » НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ » Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.
НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

4 617


Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане. О ней можно судить только по росту многочисленных контейнерных рынков в городах и районных центрах, а также по быстрому росту числа новостроек вокруг городов. Только за последние годы вокруг Бишкека появилось 47 новостроек, которые живут своей жизнью.

По результатам опроса выяснилось, что почти в каждом участке Бишкека проживают граждане, не зарегистрированные по месту пребыванию. Около 70 процентов домкомов и председателей квартальных комитетов самостоятельно ведут учет таких граждан, и 23 процента ведут учет только в том случае, если у них есть информация о новом жильце.

Более половины незарегистрированных внутренних мигрантов и пенсионеров, принявших участие в исследовании, заявили, что их не проверяют на наличие регистрации. Причем, людей старшего поколения проверяют намного реже, чем молодых. Чаще всего такие проверки осуществляет сотрудник милиции (64 процента случаев). Как правило, это выглядит как поиск потенциального преступника. По данным опроса, в 24 процентах такие проверки осуществляются ежеквартально.

Опрос выявил: более 70 процентов незарегистрированных граждан прибыли в Бишкек из других регионов. Только около четверти являются уроженцами столицы. Выходцы из других стран бывшего СССР и зарубежных стран составляют около 5 процентов в структуре незарегистрированных граждан.

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

Мифы нашего времени

Согласно данным Национального статистического комитета в 2003 году процент незарегистрированных жителей Бишкека составил всего 9 процентов от общего числа. По данным же домкомов число незарегистрированных составляет уже 19 процентов, то есть это практически каждый пятый житель Бишкека живет без регистрации.

Миф 1. Один из самых распространенных мифов, что большинство квартирантов в Бишкеке это выходцы из Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей, не подтвердился. Это следует все из того же опроса домкомов.

В количественном соотношении в столице больше проживают выходцев из северных регионов. При этом каждый четвертый незарегистрированный житель Бишкека — выходец из Ошской области республики.

С сожалением приходится констатировать, что хозяева квартир относятся предвзято к выходцам из южных регионов. Нередки случаи, когда им отказывают в съеме квартиры только из-за того, что они являются выходцами из Ошской области.

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

«Мы почти две недели искали квартиру в Бишкеке, чтобы снять. Но в большинстве случаем нам отказывали, когда узнавали, что мы из Оша, просто бросали трубку, даже не объясняя причины. Сейчас нам тоже приходится сталкиваться с таким предвзятым отношением со стороны соседей и домкома. Довольно часто при разговорах во дворе можно услышать, как они говорят «Понаехали с юга», — рассказывает Гульнара, жительница Бишкека.

Миф 2. Другой стереотип: люди, живущие в столице без регистрации, сами виноваты в том, что не могут в полной мере реализовать свои права. Эксперты считают, что в подобной ситуации причиной является правовая неграмотность, отсутствие правовой культуры и, как следствие, бездействие делает социальное положение уязвимым.

На вопрос «Пытались ли Вы прописаться/зарегистрироваться?», 60 процентов респондентов, ответили отрицательно, более трети опрошенных заявили, что пытались получить регистрации в Бишкеке.




Миф 3. Понаехавшие – халявщики. Из-за существующего института прописки и регистрации хозяевам квартир невыгодно прописывать у себя квартиросъемщиков, потому что тогда им придется оплачивать некоторые выплаты по квартире. Некоторые хозяева боятся, что могут лишиться своего жилья, если пропишут квартиранта к себе.

Интересно, какой выход нашли в этой ситуации коммунальные службы Бишкека и Оша. Они собирают данные о фактическом количестве проживающих в ходе самостоятельного опроса или с помощью домкомов, чтобы решить на какую сумму присылать счет за коммунальные услуги. В случаях, связанных с потреблением воды, газа и электричества все решается просто с помощью счетчиков и неважно, сколько людей живет в этой квартире, то есть коммунальные службы нашли эффективный выход из сложившейся ситуации. Таким образом, существующее мнение, что квартиранты не оплачивают коммунальные услуги, не выдерживает никакой критики.

«Мы платим в месяц 250 долларов за двухкомнатную квартиру. Все коммунальные услуги оплачивает сама хозяйка, и все квитанции она сама забирает. Честно говоря, мы понятия не имеем, сколько и за что платим», — говорит Айнура, домохозяйка, живет в Бишкеке.

Миф о том, что граждане, живущие без регистрации в городах, никогда не оплачивают коммунальные услуги, не выдерживают никакой критики. Коммунальные службы давно нашли выход в этой ситуации. Поэтому возникает такой вопрос, насколько эффективна система прописки и регистрации в нынешних условиях?

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

Для справки

Институт прописки и регистрации имеет исторические корни. Он берет свое начало с института крепостного права в Российской империи и отвечало требованиям того времени.

В 1917-1918 годы во времена революции большевики отменили паспорта и прописку. На короткий период в стране устанавливалась полная свобода передвижения граждан и выбора ими места проживания.

Из-за влияния глобального кризиса 1929–1933 годов в СССР развернулась форсированная принудительная коллективизация. Достижения прежних лет в сфере либерализации системы прописки были аннулированы. В 1933 году в стране была восстановлена паспортная система. В 1935 году появилась разрешительная прописка. Сельские жители не получали паспортов, полностью лишаясь права покидать места проживания без санкции властей. Жесткое административное управление капиталовложениями дополнялось не менее жестким управлением миграцией трудовых ресурсов, имевших низкую материальную заинтересованность.

Никто не знает истинных масштабов внутренней миграции в Кыргызстане.

К середине 1950-х годов обнаружился кризис "сталинской прописки", выразившийся в массовом бегстве колхозников в города. Проблемы приобрели общеэкономический характер, потребовав от власти реформирования паспортной и регистрационной системы. Сельские жители получили паспорта.

В СССР произошло смягчение паспортного и регистрационного режима при сохранении почти полного государственного регулирования на рынке труда и контроля над передвижением населения. Паспорта стали бессрочными. В них сохранилась графа национальность.

Прописка выполняла функцию внутренней визы, дававшей разрешение на проживание и работу в данном регионе страны. Перемена места жительства осталась связанной с переменой места работы.

И, сегодня, институт прописки оставшейся нам в наследство от советской бюрократической системы нарушает фундаментальные права человека на свободу передвижений, право на образование и медицинские услуги, и многое другое.

Текcт: Улан Назаров. журнал Оазис


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК