Создать аккаунт
Главная » ЛИЦО ВРЕМЕНИ » Нино Бурджанадзе: Я бы хотела, чтобы Вы ни в коем случае не ослеплялись той фасадной демократией, которая имеет место быть в Грузии
ЛИЦО ВРЕМЕНИ

Нино Бурджанадзе: Я бы хотела, чтобы Вы ни в коем случае не ослеплялись той фасадной демократией, которая имеет место быть в Грузии

4 016


Нино Бурджанадзе: Я бы хотела, чтобы Вы ни в коем случае не ослеплялись той фасадной демократией, которая имеет место быть в Грузии

Между Грузией и Кыргызстаном часто проводят параллели, и, прежде всего, политические. Как сегодня осуществляются демократические преобразования в Грузии? Смогло ли новое правительство обеспечить экономический рост? Об этом и многом другом в интервью с лидером «Демократического движения – Единая Грузия», экс-спикером грузинского парламента и одним из лидеров «революции роз» Нино БУРДЖАНАДЗЕ.

Внутриполитическая ситуация

– Нино Анзоровна, как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в Грузии?


– Политическая ситуация в Грузии очень тяжелая. Реальность такова, что Грузия из переходной демократии, к сожалению, движется к переходной диктатуре. 26 мая, когда правительство жестоко разогнало, провело карательную операцию…

– Показательную экзекуцию…

– Это была реальная экзекуция. Все выходы с площади были перекрыты, ситуация до предела накалилась. Правительство сознательно пошло на жестокую расправу для демонстративного наказания. Самое страшное, что даже не стеснялись об этом говорить и представители ближайшего окружения М. Саакашвили. В тот вечер было арестовано около 900 человек, сотни получили тяжелейшие травмы, в том числе черепно-мозговые. Потом за решёткой уже оставалось где-то 280 человек. Сейчас за решёткой по уголовным обвинениям находятся примерно 40 человек. Но вина этих людей не доказана и доказана быть не может, так как нет реальной вины. Однако проводится правосудие, которое нельзя назвать правосудием. Это реальная фальсификация. Поэтому политическая ситуация в Грузии сложная, и лёгкой быть она не может в ближайшее время, поскольку руководство цепляется во что бы то ни стало за власть и пытается контролировать все сферы. Это и мешается нормальному развитию политической жизни в стране.

– М. Саакашвили напоминает экс-президента Кыргызстана, который в своё время пытался действовать такими же методами, за что и поплатился.


– Жизнь такова, тем более в 21 веке, что неправильное правление руководства обязательно приносит такие результаты, которые находят выражение в народном гневе. Нельзя доводить людей до отчаяния, до такого состояния, когда у граждан нет какой-либо другой возможности, как только открыто бороться за свои права. Любой диктатор, несправедливо относящийся к своему народу и своим обязанностям, обязательно поплатится, рано или поздно. Просто для страны лучше, чтобы это было раньше.

– Смогло ли правительство М. Саакашвили обеспечить устойчивое демократическое и экономическое развитие Грузии?

– Безусловно, нет, к сожалению. Все эти цифры относительно грузинского «экономического чуда» – не более, чем пиар. Все данные, которыми оперирует правительство М. Саакашвили, – цифры, говорящие о законодательной базе. К примеру, хвастаются тем, что у нас самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Да, по законодательным показателям это так. Вы можете с легкостью начать бизнес в Грузии, но сможете ли вы развивать его в дальнейшем? – реальность совершенно иная. И чтобы читатели вашего издания лучше понимали, что стоит за грузинским «экономическим чудом», то я спрошу, слышали ли вы о Белорусском экономическом чуде? Давайте сравним Грузию и Белоруссию. Я была совершенно удивлена, когда сопоставила грузинские показатели с белорусскими. В Белоруссии доход на душу населения в два раза больше, чем в Грузии. Там доход на душу населения составляет 5 тыс. 560 долл., а в Грузии 2 тыс. с хвостиком. Средняя пенсия в Белоруссии примерно равняется 110 евро, а в Грузии 25 евро. В Грузии средняя зарплата 350 долларов, в Белоруссии же 560 долларов. Вот и можете представить, каково грузинское «экономическое чудо». Я уже даже не говорю, что две трети населения Грузии живёт за чертой бедности, а уровень безработицы достигает 70%. Об этой стороне жизни правительство М. Саакашвили не говорит. Что же касается устойчивого демократического развития, то если мы говорим о развитии в сторону регресса, то я скажу «да»! Михаил Саакашвили действительно обеспечил Грузии устойчивое демократическое движение вспять. Все демократические институты сворачиваются. СМИ находятся под абсолютным контролем М. Саакашвили. Бизнес также контролируется Саакашвили. Суды просто лежат у него в кармане. Я вижу своими глазами, что происходит в судах после 26 мая. Только этого достаточно, чтобы сказать: ни о какой демократии в Грузии говорить невозможно. Можно говорить о демократии для избранных – для людей, окружающих М. Саакашвили и его команду, для тех, кто восхваляет вождя. Для таких людей демократия существовала и при Советском Союзе.

– Квазидемократия в вариации М. Саакашвили?

– Абсолютно!

– «Мы надеемся, что западное сообщество, как это было сделано по отношению к Ближнему Востоку, примет сторону народа, который борется за реальную демократию, а не за демократию, которая только на словах, а на деле – необольшевизм и советская система в миниатюре», – заявили вы в одном из интервью. Однако западное сообщество не осудило режим М. Саакашвили, который – по вашему определению – расписался в собственной диктатуре, разогнав грубыми силовыми методами мирную акцию протеста в Тбилиси. Ваши комментарии?


– Дело в том, что со стороны Запада появилось очень много серьёзных вопросов относительно 26 мая. Международные организации, в том числе и ООН, заявили, что ожидают объективного расследования всего произошедшего. М. Саакашвили очень интересно строит пиар-стратегию и, можно сказать, очень грамотно. Когда по СМИ пролетели новости, в которых говорилось о намерении оппозиции свергнуть власть; когда правительство говорило о том, что мой кортеж сбил полицейского; когда утверждали, что мы ни во что не ставили Закон и были чуть ли не вооружены, то западным политикам и западным СМИ было достаточно сложно моментально разобраться в ситуации. Однако, как только начала появляться информация с нашей стороны, то стали возникать очень серьёзные вопросы. Тогда стало ясно, что применение силы было совершенно ненужным. И сегодня наши западные друзья задают всё больше и больше вопросов: что же всё-таки стояло за этими акциями? Они стали понимать, что народ боролся за реальную демократию, без вооружённых людей. Последним ударом для правительства стало заявление госэкспертизы, которая проанализировала кадры, показанные правительством по всем СМИ, в том числе и зарубежным, относительно автоаварии. Экспертиза ясно подтвердила, что никакой аварии не зафиксировано и незнакомый предмет выпал за последней машиной. По нашим сведениям, последняя машина принадлежала людям, подосланным МВД Грузии. Да, действительно, из последней машины что-то выпадает, но самого факта столкновения с каким-либо человеком или предметом не зафиксировано. Поэтому, когда есть такой пиар, очень сложно разобраться в этой ситуации. Теперь ещё об одной проблеме. В период с 17 по 26 мая был устроен настоящий террор в стране. Людей, которые намеревались прийти на митинг, просто арестовывали, отнимая у них автотранспорт. Практически были конфискованы все микроавтобусы. 21 числа была приостановлена работа метрополитена. Из-за этого нажима, прессинга, террора не пришло столько людей, сколько мы ожидали. Думаю, ошибкой нашего народа было то, что мы не смогли до конца показать свою готовность на борьбу и не получили такой же поддержи запада, какая была у ближневосточных народов.




– Может Запад давным давно не волнует соответствие режима элементарным стандартам демократии. Главное – режим должен служить проводником их утилитарных интересов…

– Знаете, иногда такие крамольные мысли, скажем прямо, закрадываются в мою голову. Честно говоря, я бы не хотела до конца в это верить. Я человек, который верит в реальные демократические ценности. Мне хотелось бы, чтобы Запад ещё раз доказал на примере Грузии, что для него важны демократические ценности, а не конкретные краткосрочные интересы.

Внешнеполитический вектор

– Кто, на ваш взгляд, является приоритетным внешнеполитическим партнёром Грузии: США, Россия, континентальная Европа?

– Самая большая проблема – Грузия шарахается из одной сторону в другую. Я абсолютно уверена, для Грузии крайне важно иметь стратегические партнёрские отношения с Америкой. Очень важны для Грузии теснейшие связи с Европой. И однозначно, у Грузии должны быть добрососедские отношения с Россией. Считаю, однозначно иметь хорошие отношения с США, но, с другой стороны, иметь радикально негативные отношения с Россией – не выгодно не только Грузии. Это не выгодно ни Америке, ни России. Полагаю, нужна сбалансированная политика – когда ты пытаешься строить добрососедские отношения с соседями, при этом одновременно пытаешься быть частью современной европейской демократической цивилизации. У нас есть прекрасные примеры балтийских государств и государств, которые основывали НАТО – Германия, Италия, Греция, и у которых замечательные отношения с Россией. Поэтому я считаю, надо думать о том, какую политику строить для того, чтобы иметь стратегические отношения с западными государствами, сохраняя одновременно теплые отношения с Россией.

– Как, по-вашему, будут развиваться межгосударственные отношения между Грузией и Россией?

– При нынешней власти только негативно. Сегодняшнее руководство только и делает, что строит пиар, укрепляя образы внешнего врага, чтобы перенести внимание с внутренних важнейших проблем. В этом случае, однозначно, отношения с Россией улучшаться не будут. И это факт! Думаю, только при следующей власти появится возможность улучшать шаг за шагом межгосударственные отношения с Россией.

– Какие перспективы имеет Грузия по вступлению в НАТО?

– Прямо вам скажу – нулевые. И сколько бы наши друзья ни говорили о том, что двери НАТО открыты для Грузии, это всего лишь доброе пожелание и больше ничего. Когда российские танки стоят в двадцати минутах от города; когда конфликты с Южной Осетией и Абхазией не решены, то говорить о членстве Грузии в НАТО – ложь.

Кыргызстан и Грузия – в зеркале революций

– Кыргызстан стал первой страной центрально-азиатского региона, взявшей вектор на развитие парламентской формы госуправления. Как вы оцениваете перспективы развития парламентской системы в Кыргызстане?

– Вообще, парламентская форма правления более демократична, чем президентская или полупрезидентская. Однако, честно говоря, я против парламентской формы правления, даже в самой Грузии. Не могу говорить о Киргизии, так как это ваше внутреннее дело. Я могу сказать об общих принципах, которые крайне важны. Для парламентской республики требуются сильные, развитые демократические институты и партийные структуры. Не знаю, насколько развиты партийные структуры в Киргизии, насколько они самостоятельны, потому что для парламентской республики важной предпосылкой являются сильные политические партии, которые могли бы играть роль определённого баланса. В Грузии этого нет. Я считаю, что в Грузии парламентская форма не принесёт позитивные плоды. Я же являюсь сторонником полупрезидентской системы, но с правильным балансом. Поэтому я искренне желаю вашему народу и государству самого наилучшего, а вашему президенту, которая является очень мужественной женщиной, удачи и мира. Мне сложно судить относительно вашей внутренней политики, но я говорю на примере Грузии то, что считаю правильным.

– Год назад Кыргызстан сотрясли трагические события на юге страны. Какое реноме сложилось у вас? На ком лежит основная доля ответственности: на этносепаратистах, реваншистах…?

– Это очень сложный вопрос. Могу сказать, я лично следила за этими событиями, как и многие другие в Грузии, потому что мы искренне любим и уважаем ваш народ. Мы с большими переживаниями следили за этими событиями. Очень сложно говорить, кто прав, кто виноват. Наверное, какие-то ошибки были допущены со всех сторон. Конечно же, каждый человек, которые подталкивает к межэтническому конфликту, должен понимать, какой это огромный грех перед будущим поколением. И здесь надо быть очень осторожным. Безусловно, в каждой стране есть такие силы, которые пытаются нагреть руки или получить политически очки.

– Буквально недавно делегация Кыргызстана нанесла официальный визит в Грузию с целью изучения опыта проведения демократических реформ. Как, на ваш взгляд, реализуются реформы в области демократии в Грузии сегодня?


– У меня был разговор с Вашим руководством. Я бы хотела, чтобы Вы ни в коем случае не ослеплялись той фасадной демократией, которая имеет место быть в Грузии. Реформы, если они не глубинные, приносят лишь краткосрочные результаты. На самом же деле система будет гнить ещё больше, а результаты будут ещё плачевней. Я желаю вам и вашему народу всего самого наилучшего и очень желаю, чтобы ни в коем случае не были допущены те же ошибки, которые допустило наше революционное руководство, включая и меня, безусловно, так как я была частью этого руководства, ни в коем случае не были повторены у вас в стране. Желаю вам проведения реальных реформ. Ваш народ заслуживает лучшей доли. Пусть эта лучшая доля наступит как можно быстрее.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ Общественный Рейтинг


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК